Двадцать четвертого мая в России официально отмечается День славянской письменности и культуры
Постановление праздновать в Российской Федерации день памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая (по новому стилю) приняли еще в 1863 году, однако в годы Советской власти этот праздник был вычеркнут из календаря. И лишь в 1985-м традиция праздновать этот день вновь возродилась.
История праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, можно сказать, к моменту рождения нашего государства, к началу девятого века. Как известно, в раннем славянском государстве еще не было своего алфавита, своих знаков, которые бы позволяли фиксировать данные в письменном виде.
Создателями славянской письменности, которая легла в основу культуры Российского государства, по праву считаются святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Братья происходили из большого христианского рода и в молодости получили отличное образование, которое сыграло, быть может, решающую роль в культурном становлении нашего государства.
Жемчужины Урала
- Славянские народы, получив письменность, разом получали и готовую литературу на своем, уже национальном языке, - говорит проректор Екатеринбургской Духовной семинарии, настоятель храма РПЦ во имя Кириилла и Мефодия протоиерей Петр Мангилев, - а также и возможность прикоснуться к богатейшей культуре византийской империи, а через нее и к античной культуре, потому что все, что было создано мировой цивилизацией, к тому времени являлось открытым для славянского народа.
В Археографической лаборатории Уральского госуниверситета хранятся уникальные рукописные и первопечатные книги.
- Эти книги можно смело причислить к разряду жемчужин, которыми мы располагаем, - рассказывает главный инженер лаборатории Сергей Белобородов.
Многие книги, находящиеся в лаборатории, бесценны. Их уникальность в том, что созданы они в 16 и 17 веках.
- Вот книга, которая была изготовлена старообрядцами на Русском Севере, в Поморье. Лично я за свою исследовательскую жизнь видел всего пять экземпляров таких книжек-малюток, - говорит Сергей Анатольевич.
Формат этой книжки чуть больше спичечного коробка. По словам археографа, в Поморье делали подобного рода книги и распространяли их по всей России. В эти книжки-малютки вошли Святцы и Месяцеслов, то есть календарь и описание месяцев.
Хранителями традиций, помимо коллекционеров и археографов, являются старообрядцы, которые молятся только по старым книгам. Оно и понятно: подобных книг с молитвами и поучениями, кроме музеев, найти сегодня просто негде.
…А вот - рукопись музыкальная. Значки, которые здесь изображены, это древнерусские ноты-крюки. По ним и поют древние стихеры (молитвы) староверы. Светский человек, взглянув на эти страницы, вряд ли поймет, что же здесь написано. Отрадно то, что в забытых цивилизацией деревнях Урала, Сибири и Дальнего Востока еще сохранились мастера, способные с листа спеть эту древнюю музыку. В Свердловской области таких мастеров еще можно найти в Баранчинском и Артинском районах, Невьянске и поселке Шамары.
Рукописи - горят
По словам Сергея Белобородова, мы едва ли не ежедневно теряем наши национальные ценности. Археограф мрачно шутит: "Вопреки словам классика, рукописи не только горят и тонут, но и просто гниют".
- Для книг очень важно, чтобы не было перепада жары и холода, а также необходимо, чтобы была более-менее постоянная влажность, поэтому просто вынести и показать посетителям старинные книги - значит, подвергнуть их насилию, - говорит он.
Книги погибают и от специфической болезни - грибка. К сожалению, до сих пор не найдено эффективных способов борьбы с этим книжным недугом. Исследователи и ученые, занимающиеся сохранением культурного наследия, обрабатывают древние фолианты специальным раствором, чистят их и реставрируют. Нередко, кстати, за свой счет или на небольшие суммы, выделяемые по грантам. Но это - только одна проблема, другая, более важная, заключается в том, что интереса к древнерусской литературе становится все меньше и меньше. Не помогают даже многочисленные переиздания, скажем, "Слова о полку Игореве" в современных ярких обложках, которые были бы способны соперничать с беллетристикой, заполонившей все книжные прилавки.
Анна Плотникова, продавец одного из книжных магазинов сказала, что на каждые проданные 35-40 детективных повестей приходится по одному-два тома переизданий древнерусских книг. И те, по ее мнению, покупаются заботливыми мамами своим детям для того, чтобы их чада могли освоить курс школьной программы.
Однако, библиотекарь Юлия Антонова утверждает, что интерес со стороны учеников к книгам с древними текстами пока не угас. Ребята нет-нет, да и спросят подобные книги…
- Конечно же, не так часто, как популярные ныне серии книг, но и этого достаточно, - сказала Юлия Михайловна.
Кстати, психологи отмечают, что те подростки, которые не считают своей будущей специальностью филологию, берут старые книги значительно чаще, чем гуманитарии. Сложно сказать, чем это объясняется…
А недавно в массовую продажу поступила новая книжная серия, повествующая о многих, уже забытых исторических личностях. Эти книги посвящены русским князьям и многим святым Руси - историям их подвижнической жизни. Красиво оформленные, они действительно цепляют взгляд человека, зашедшего в книжный магазин. Правда, простояв в одном из магазинов у полки с подобными изданиями полчаса, я так и не заметил, чтобы кто-то ими всерьез заинтересовался…
Тайна за семью печатями
А в святая святых УрГУ - в хранилище древних книг - Сергей Анатольевич нас не пустил. Говорит, входить туда имеют право лишь несколько человек. О материальной стороне этих манускриптов говорить вообще неуместно, ведь эти книги просто бесценны. Многие из них выносить из мрака, царящего в хранилище, на свет вредно - таковы особенности старой, ветхой, бумаги.
Кстати, Археографическая лаборатория сама по себе уникальна, ибо имеет огромный фонд книг.
- Наши фонды и наше хранилище в целом являются крупнейшим на восток от Москвы, то есть, в Российской провинции другого такого просто нет, - уверяет Сергей Белобородов.
Основным источником пополнения фонда являются староверы, с которыми сотрудники лаборатории весьма тесно общаются - выезжают в их поселения, где изучают историю и культуру, устаревший язык, бытовые и духовные особенности жизни, а также богослужебную и "четью" литературу.
Специалисты с сожалением отмечают, что многие рукописи сегодня, увы, пропали и восстановить их уже невозможно. Пару недель назад один мой друг показал мне книгу, которая хранится у него дома. Говорит, ее когда-то подарили на свадьбу родителям. Выглядит эта рукописная книга удручающе: потемнела от ветхости и рассыпается буквально в руках. Правда, прочесть манускрипт еще можно, осторожно перелистывая затвердевшие страницы. Листы этой книги стали похожи на вафли - кажется, надави чуть сильнее и страница переломится пополам. По словам хозяина книги, отыскал он ее совсем недавно, в сундуке на чердаке, куда уже несколько десятилетий никто не заглядывал. Там же нашлась и старая икона, переломленная пополам…
- Книги как люди. Это не я, это еще древние сказали - "habent sua fata libelli", то есть каждая книга имеет свою судьбу, - рассказывает главный инженер Археографической лаборатории. - Как и любой человек, книга рождается, живет и, к сожалению, тоже умирает.
Такие энтузиасты, как Сергей Анатольевич, своими делами убеждают нас в том, что, даже имея минимум финансирования, сохранять наследие можно. И нужно. И пока есть такие люди, история государства Российского будет существовать как тонкая ниточка в бесконечной пряже человечества.
Максим ГУСЕВ
"На смену!", № 54 (16494), 24 мая, 2005