Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Традиции старообрядчества в духовной жизни России
Старообрядчество. Семейские.

Духовное наследие великих славянских просветителей братьев Константина Философа и Мефодия особенно ценилось и сохранялось в среде русских старообрядцев, невольных мучеников России и хранителей ее старины, ее древлеправославной веры.



В статье использованы материалы сайта
http://x.archaeology.nsc.ru/sibirica/pub/Data/Bolone/?html=bolone.htm&id=1292
Ф.Ф. Болонев
Традиции старообрядчества в духовной жизни России
Духовное наследие великих славянских просветителей братьев Константина Философа и Мефодия особенно ценилось и сохранялось в среде русских старообрядцев, невольных мучеников России и хранителей ее старины, ее древлеправославной веры.
История староверия в России официальной историографией преподносилась превратно, роль старообрядцев оценивалась негативно. В громадном большинстве сочинений досоветского и советского периода, посвященным последователям старой веры, последние рассматривались как консервативная, фанатичная, невежественная масса.
В советской исторической науке их хозяйственные достижения, предпринимательство, крепость в деле сохранения веры, старых обрядов, преданность заветам отцов не вписывались в рамки марксистской идеологии, призывающей к тотальному разрушению и отрицанию всякой религии и старых структур мировоззрения, в которых сохранялись остатки религиозных верований.
Этот подход к изучению проблем старообрядчества можно охарактеризовать как «примат концепции над фактом».
В последние десятилетия отношение к старообрядчеству у ряда историков существенно изменилось в лучшую сторону. Об этом красноречиво свидетельствуют материалы проведенных Международных научных конференций, симпозиумов, посвященных старообрядцам, ныне проживающим в 20-ти странах мира на четырех континентах[1].
Старообрядчество в России постоянно подвергалось гонению со стороны государства и официальной церкви. Его последователям не всегда удавалось осуществлять нормальную духовную деятельность; они не всегда могли открыто служить Богу, молиться в своем древлеправославном храме. По мнению старообрядцев, Никон и продолжатели его дела «дерзнули произнести безумные проклятия и хулы на все древнее вселенское православие, насильно привлекли к этому своему греху большинство русского народа и нераскаянно скончались с оскверненной совестью и залитыми неповинной кровью руками»… Петр I полностью порушил канонический, унаследованный от апостолов, строй Церкви. Это новое устройство устранило патриаршество и соборы, заменило их постоянно действующим Синодом, возглавляемым мирским чиновником. Все это было скопировано с протестантских государств Европы. Но печальнее было то, что Церковь никонианская постоянно преследовала другую часть русского народа, которая последовательно соблюдала старую веру, древние православные обычаи и обряды. Ныне признано, что реформа Никона была абсолютно не обоснованной, но более того, она была широкомасштабной диверсией против русской православной церкви[2].
Главный результат реформы – церковный раскол и общественная смута, «небывалая духовная катастрофа; после чего латинизация и размывание православия пошло семимильными шагами рука об руку с духовным оскудением и все ускоряющемся обмирщением, а затем расцерковлением, секуляризацией общественного сознания»[3].
Мина, заложенная в XVII в. Никитой Миновым (Никоном) и тишайшим царем Алексеем Михайловичем, взорвалась в ХХ в. И принесла русскому народ неисчислимые страдания. Вред церковной реформы осудили известные русские историки: В.О.Ключевский, Н.Ф.Каптерев, Е.Е.Голубинский, С.А.Зеньковский, А.В.Карташов, а в наше время писатель А.И.Солженицын. Он писал: «Боже, как могли мы истоптать лучшую часть своего племени? Как могли разваливать их часовенки, а сами спокойно молиться и быть в ладу с Господом? Урезать им языки и уши! И не признать своей вины до сих пор?»[4]
Церковь не должна стоять на неправоте… Но это длилось так долго. Старообрядцы в течение трех с лишним веков защищали старое святое православие и оказались правы. Поместный Собор РПЦ 1971 года снял неправедные клятвы и хулы на старообрядцев и подтвердил святость старых обрядов и старопечатных книг.
Кроме сбережения веры и преданности старине старообрядцы явили России и другие виды деятельности, внеся в развитие промышленности, экономики и культуры страны свой еще достойно не оцененный вклад; не всем известны масштабы коллекционирования и меценатства старообрядческих предпринимателей и купцов. Отдельные факты предпринимательской и меценатской деятельности отражены в нашей книге «Старообрядцы Забайкалья в XVIII-ХХ вв.» (Новосибирск, 1994. С. 10-14). Подсчитано, что к началу ХХ века в руках представителей старообрядчества было сосредоточено 64 % всего российского капитала[5]. Имена крупнейших представителей русской буржуазии, купечества Гучковых, Морозовых, Рябушинских, Громовых, Солдатенковых, Кокоревых, Хлудовых, Багровых, Поляковых, Зиминых, Третьяковых многим известны, но не все знают, что процесс первоначального накопления их капитала прошел в среде старообрядчества. Надо отметить, что вопреки превратному представлению, староверы не были безразличны к судьбам России, они были лишены групповых эгоистических интересов.
Старообрядцы – промышленники, предприниматели были патриотами и государственниками, мыслили по-государственному и поступали во благо России. Одним из таких русских самородков, пионеров русской нефтяной промышленности был В.А.Кокорев, старообрядец поморского согласия. В своей книге «Экономические провалы» (1887 г.), он писал: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами отечества и засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу»[6] Это и нынче звучит весьма актуально! С.Т.Морозов в 1896 г. говорил, что «богато наделенной русской земле и щедро одаренному русскому народу не пристало быть данниками чужой казны и чужого народа», по его мнению «Россия, благодаря своим естественным богатствам, благодаря исключительной сметливости своего населения, благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы»[7].
Это стало возможным после получения свободы вероисповедания в 1905 г., когда старообрядцы получили равные права с никонианами. А.С.Зайченко пишет, что «экономический успех купцов-староверов, а вместе с ними и России, был, казалось, обеспечен: в начале ХХ в., составляя в общей численности населения менее 1,5 %, они дали России свыше 2/3 всех предпринимателей – миллионеров, в то врем, когда страна выходила на первое место по темпам экономического развития. Однако революция распорядилась по-своему. Хрупкие ростки (этического бизнеса) погибли под прессом большевистского эксперимента попутно. искоренившего и этику и бизнес»[8].
Все выдающиеся деятели старообрядчества или вышедшие из рядов староверия выступали за сохранение в России не только древлеправославия, но и русских национальных традиций во всех областях жизни. Еще неистовый Аввакум Петров перед сожжением в Пустоозерске, вздыхал: «Ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступков…»
Можно было царям переодеть Россию в немецкое платье, но нельзя было вытравить из русских их характер и душу.
Дух одного из вождей старообрядчества Аввакума Петрова продолжал жить в Михайле Ломоносове. Выросший в суровых нравах старообрядчества[9], получивший образование в стенах Славяно-греко-латинской академии в Москве, в Академическом университете в Петербурге и в Германии, М.Ломоносов не мог спокойно относиться к искажению русской истории. Он резко выступил против норманистов, против назначения Августа Шлецера писать русскую историю и искажавшему начальную историю Руси, заявил: «Из оного можно заключить, какие пакости может наколобродить в русских древностях такая припущенная к ним скотина»…
Незадолго до смерти Ломоносов записал: «Беречь нечего. Все открыто Шлецеру сумасбродному. В Российской библиотеке есть больше секретов. Вверили такому человеку, у коего нет ни ума, ни совести, рекомендованному от моих злодеев» (Ломоносов М.В. Полн.собр.соч. М.-Л., 1957, т.10, С. 357.).
Гражданам России необходимо знать тех духовно мощных деятелей русской культуры, которые вышли из староверческой среды, рожденных и воспитанных в старообрядческих семьях и с кровью родителей своих впитавших и понесших по жизни образы, идеалы и традиции старообрядчества. Мощный духовный импульс, полученный ими в детстве, дал возможность им выйти на поле русской культуры и духовности, улучшить состояние этого поля и стать светочами не только для России.
Назову только некоторые имена, о которых наслышана благодарная Россия, а о других многим неведомо, что они выходцы из старообрядчества. Вот этот славный перечень: Аввакум Петров – вождь старообрядчества, знаменитый писатель XVII в., Павел Коломенский – епископ, Епифаний – сподвижник Аввакума, боярыня Федосья Морозова – несгибаемая в вере русская женщина, И. Посошков, писатель, экономист, автор книги «О скудности и богатстве», живший в петровское время; Михайло Ломоносов – создатель Московского университета, всемирно известный ученый, поэт, историк; художник, Емельян Пугачев, атаман Игнат Некрасов, атаман М.И. Платов, любимец Суворова, герой Отечественной войны 1812 года, один из покорителей Парижа, князь Иван Хованский, Никита Добрынин (Пустосвят), знаменитые писатели и руководители Выга Андрей и Семен Денисовы (из рода князей Мышецких). Писатели и поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин, Иван Шмелев, Борис Корнилов, ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов, сказочник Александр Волков, Федор Гладков; плеяда сибирских писателей из староверов: Ефим Пермитин, Афанасий Контелов, Илья Чернев (А.А.Леонов), Елизар Мальцев, Исай Калашников, Степан Лобозеров и др.
Известные русские академики Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков, народный академик-земледелец Т.С.Мальцев – из среды старообрядцев. Старообрядческий мир дал России двух замечательных театральных деятелей Сергея Ивановича Зимина и Константина Сергеевича Алексеева, более известного как Станиславский. Частная опера С.И. Зимина была настолько популярной, что соперничала с императорской. Сергей Иванович вкладывал огромные деньги в свое детище и воспитал много талантливых певцов, многие из которых блистали на советской оперной сцене.
О театре, о театральной школе К.С. Станиславского написано много. Но МХАТ был сначала лишь его увлечением. К.С.Алексеев (Станиславский) прежде всего был талантливейший предприниматель, глава семейной фирмы. На его средства был проведен первый телеграф между Санкт-Петербургом и Кронштадтом, на его предприятиях опробовались научно-технические новшества того времени, сам он был видным экономистом. Находясь во главе созданного им театра, он не выплачивал зарплаты ни себе, ни своей жене. Только после октябрьской революции театр стал главным занятием жизни К.С.Станиславского[10].
Нельзя умолчать о выдающемся вкладе старообрядческих предпринимателей, меценатов, деятелях культуры, таких как братья П.М. и С.М. Третьяковы, подаривших Москве знаменитую Картинную галерею, о К.Т.Солдатенкове, построившего на свои средства лучшую в то время в Европе больницу, которая ныне называется Боткинской, издавшего собрания сочинений В.Г.Белинского в 12 томах, «Всеобщую историю» Г.Вебера в переводе Н.Г.Чернышевского, Писарева, Кольцова и др. – всего около 200 книг. Свою библиотеку (около 9 тыс. томов) завещал Румянцевскому музею. О «лоцмане книжного моря» Н.А.Рубакине, написавшем самостоятельно более 280 книг и брошюр для народа и собравшем две огромных библиотеки (230 тыс. томов), которые он подарил Санкт-Петербургу и Государственной библиотеке России в Москве.
Ныне появились новые поразительные материалы об удивительных собраниях «московского старообрядческого наставника и книголюба М.И.Чуванова. В 1980 году Отдел рукописной и редкой книги БАН приобрел у него часть библиотеки около 500 рукописей и 4000 разнообразных редких печатных книг. Научное значение этой замечательной коллекции огромно. В ее состав входят книги самого широкого гуманитарного профиля и культурной ориентации. Само это многообразие представленных знаний свидетельствует о том, что старообрядчество отнюдь не есть плод невежества и бескультурья, в чем убеждали общество некоторые его оппоненты. Это исконно русское по своему происхождению и духу культурно-религиозное движение на протяжении всей своей истории впитывало в себя все самое ценное из духовного сбыта человечества».
Автор приходит к выводу: «Наш долг – сделать это огромное богатство достоянием отечественной и мировой культуры»[11].
Даже этот далеко неполный перечень деятелей русской культуры и науки, выходцев из старообрядческой среды, свидетельствует о той мощной струе, которую влили в культурную жизнь России последователи староверия, сохраняя ее национальные истоки и традиции. Именно старообрядцы сохранили традиции книгописания, бережения иконописи, и главное – соблюдение русского уклада жизни, культуры в самом широком смысле, быт, пронизанный национальным духом, одежду и свое национальное самосознание. Без старообрядчества Россия была бы духовно неполной, даже ущербной. Павел Флоренский писал в «Записке о старообрядчестве» о невозможности для Русской Церкви жить полнокровною жизнью, пока она не вспомнит некоторых из начал отстаиваемых старообрядчеством». (Литературный Иркутск. 1991,. Декабрь, с. 6.).
Особого внимания заслуживают старообрядческие духовные центры и их роль в сохранении русских традиций. Так Выговская поморская пустынь (Выговское общежительство, Выголексинская пустынь, Выгореция), основанная в 1694 году, оказала большое влияние на культуру и быт крестьян Русского Севера. Ее духовными руководителями и писателями были созданы сотни сочинений. Братья Денисовы Андрей и Семен вместе с Трифоном Петровым написали, например, «Поморские ответы» - свод данных по богословию и палеографии, направленные на защиту старой веры и против официальной церкви. Иван Филиппов, автор знаменитой «Истории Выговской пустыни»… Назвать всех писателей Выга в данной статье нет возможности. На Выге существовала специальная мастерская по переписке книг. В ней трудились в 1820-е годы около 200 девушек – «грамотниц». В настоящее время только в Книгохранилище Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге хранится около 1450 рукописей «поморского письма».
Не менее важное влияние на культуру русского народа оказывали и другие старообрядческие духовные центры: Соловки (Соловецкий монастырь», Ветка и Стародубье (Гомель, Брянщина), Ириз в Поволжье, Керженец (Семеновский уезд Нижегородской губернии). Центры Урала (Пермь, Екатеринбург), Рогожское и Преображенское кладбища (поселки) В Москве. Все они руководили большими приходами по всей России.
Письменная традиция старообрядцев изучается почти 150 лет, и ныне это одно из известных направлений в археографии. Известны целые школы. Так, в Сибири сделано по выражению Д.С.Лихачева «археографическое открытие». Его совершили Н.Н.Покровский и его ученики и сотрудники. Древние рукописи и книги найдены у староверов, истинных хранителей этих сокровищ, но при вручении наград из рук патриарха Алексия, эта заслуга гонимых церковью старообрядцев напрочь была забыта награжденными. Хранителями, по словам Н.Н.Покровского, оказались «простые русские люди». Неужели истина не нужна ученому, получившему от староверов богатейшие материалы? Хитрость – заменитель ума, но не заменитель совести! Староверы не кривят душой!
Устная традиция народного поэтического творчества в среде старообрядцев широко бытовала, но она изучалась в отрыве от староверия. Часто собиратели не указывали к какому вероисповеданию относился исполнитель, носитель региональной традиции. Мало кто знает, что, например, знаменитый знаток и исполнитель былин Трофим Григорьевич Рябинин был старообрядцем. Он исполнял 23 былины и 2 исторические песни XVI-XVII вв., любил былины героические, военные, герои которых обладали положительными чертами и несли идеалы правды, чести, доблести. Надо особо отметить, что лучшие записи русских былин и также наиболее полный вариант карело-финского эпоса «Калевала» были сделаны от старообрядцев. Об этом рассказал в 1990 году финский исследователь русского старообрядчества Пентикайнен. Известные сказители Русского Севера внесли свой вклад в сохранение памятников не только русской культуры, ни и соседних народов, являясь носителями и не только старообрядческих религиозно-догматических знаний, но и традиционного фольклора.
Из этого краткого очерка видно, что старообрядчество России является подлинным хранителем русской культурной традиции, русского духа, оно не плод невежества, а национальное по духу культурно-религиозное движение, которое впитывает все лучшее из духовного опыта человечества и подает примеры невиданной благотворительности и меценатства. Русские люди могут с гордостью сказать, указывая на раскол: «Вот некоторая часть нас верила, не предала, пожертвовала» (В.В.Розанов).


Примечания
[1]. К настоящему времени всего проведено 15 международных конференций и симпозиумов, посвященных русскому старообрядчеству. Из них восемь проведено за рубежом, а семь – в России. Материалы конференций изданы. Назову ряд изданий. 1) Традиционная материальная и духовная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992; 2) Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока: история и современность, местная традиция, русские и зарубежные связи.// Алтарь России. Вып. 1. Владивосток – Большой Камень. 1997; 3) Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Материалы III Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ 26-28 июня 2001 г. В последнем издании Н.Д.Чимбеевым сделан обзор всех старообрядческих форумов. См. стр. 389-391.
[2]. Кутузов Б. Церковная реформа XVII века. Причины, цели, творцы и деятели реформы и раскола. Ч.II, Рига, 1992.
[3]. Кутузов Б. Там же. С. 105-106.
[4]. Солженицын А.И. «Красное колесо», журн. «Наш современник». 1990, №1, С. 98.
[5]. Казутин Д. Камень, который отвергли строители. Размышления по поводу одной публикации в журнале «Вопросы философии».// Московские новости, 1992, №16.
[6]. Цитирую по кн. Бурышкина П.А. Москва купеческая. М., «Высшая школа», 1991, С. 200.
[7]. Там же. С. 92.
[8]. Ричард К.Чьюнинг и другие. Бизнес сквозь призму веры. М., 1993. С. 5.
[9]. Отец М.В.Ломоносова Василий Дорофеев был старообрядцем-помором. Детство и отрочество не прошли бесследно. Михайло жадно впитывал ту культуру, что окружала его. Вот одно из свидетельств. В 1877 г. археограф А.Е.Викторов нашел в Петрозаводске рукопись «Служба и житие Дмитрия Мироточца» с надписью «списывал с сей тетради Михайло Ломоносов». Это дает основание для подтверждения гипотезы о контактах М.В.Ломоносова с книжниками Выговской пустыни. См. Пашков А.М. Выговская поморская пустынь и ее культура.// Старообрядчество: история, культура, современность. М., 1996, №5, С. 53.
[10]. Богданов Вл. Старообрядческое купечество.// Слово Церкви. М., 2000, С. 22.
[11]. Бубнов Н.Ю. Программа исследований старообрядческой письменности в Библиотеке Российской Академии Наук (Итоги и перспективы камеральной археографии).// Мир Старообрядчества: Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. М., РОССПЭН, 1998, С. 55.
Разместил: Григорьев | Дата: 31.03.2006
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 5Всего голосов:2

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2007-03-20 00:29:38 - В 2007 году христиане будут встречать Пасху в один день - 8 апреля
2007-03-06 23:22:00 - Конфликты между конфессиями - логичны или провоцируются?
2007-02-19 21:17:03 - История христианской церкви в Центральной Азии
2007-01-17 16:10:31 - Его Святейшество Далай-лама встретился с российскими журналистами
2007-01-13 21:56:38 - Шаманство эвенков
2006-09-14 08:29:06 - ФСБ расследует убийство Христа
2006-09-10 18:13:59 - Одигитрия из Забайкалья (об одной малоизвестной иконе из Читинской области)
2006-07-14 19:50:46 - Троица
2006-04-27 22:50:11 - Вечерняя молитва
2006-04-11 00:57:01 - Евангелие от Иуды. Предыстория манускрипта. Часть II.
2008-01-21 14:48:00 - Турова Е., "Мир таинственный, мир мой древний..."
2007-06-06 21:59:04 - На всемирный форум старообрядцев в Бурятии собралось более 3 000 гостей
2007-05-01 22:56:41 - Праздник на Рогожском: уральский взгляд
2007-04-21 14:31:12 - Виртуальное путешествие по Рогожскому поселку
2007-04-19 16:33:09 - Старообрядческое наследство: «Свято место – пусто»
2007-04-19 15:56:21 - Рогожская ярмарка
2007-04-13 21:49:57 - Семейские в с. Хасурта живут как 100 лет назад
2007-04-12 11:14:24 - Казаки-староверы в произведениях литературы
2007-01-23 23:36:48 - Встреча с министром культуры РФ
2007-01-22 23:07:07 - Путь к Богу – через Бородино
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


Фотогалерея
Амурский казак Филинов Василий Федорович (р.1891), казак Амурского взвода лейб-гвардии Сводно-казачьего полка. Царское Село, 1913.
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
09.05 - День воинской славы России. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.038 сек. и 20 запросов к базе данных за 0.027 сек.