Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Зверозуб Новичок
Зарегистрирован: Dec 12, 2008 Сообщения: 10 Откуда: Крым
|
|
http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=285 - тут я прочел эту статью.
мои мысли по ее поводу:
1. татарское (тюркское, тюрко-монгольское) происхождение князя Мансура никем не доказано. Действительно, эмир Мамай был женат на дочери одного из Джучидов. Но генетический анализ потомков Джучи (старшего сына Чингизхана) ясно говорит о том, что в их крови преобладали арийские скифо-сарматские корни. Сам Мамай (Мамак) не пользовался среди поволжских татар и вообще татар Золотой орды поддержкой. На Москву он вел наемные войска из караимов, генуэзцев и черкесов.
2. тюркское происхождение болгар опять же сомнительно. Болгары Великой Болгарии (государства по обеим берегам Керченского пролива) , безусловно, находились в контакте и под влиянием гуннов. Древние болгары участвовали в формировании тюркской языковой общности. Но антропологическая монголоидность болгар раннего средневековья сомнительна.
3. захоронение женщины с конем - это захоронение сарматское. Только у сарматов женщины были жрицами и воительницами. Аланы - это лишь одно из многих племен, в котором сарматы составляли военную аристократию.
4. обилие иранизмов (сарматизмов) в русском и украинском языках говорит о постоянном и длительном контакте славян со скифо-сарматскими племенами, а вовсе не с тюрками.
5. сарматы (вместе с аланами) и славяне одновременно и поддерживая друг друга двигались на север с земель Таманского полуострова, Прикубанья, Приазовья и Нижнего Дона под натиском арабов и кочевых племен, принявших ислам. Основная причина этого движения была - сохранение своего образа жизни и своей культуры. Племена, ранее находившиеся под влиянием скифо-сарматского мира и говорящие на языках этого мира, которые приняли ислам - стали основой осетин. Часть таких же племен приняли ислам, испытали более серьезное влияние тюрков и дали начало карачаевцам и балкарцам.
6. на север рядом со славянами и сарматами двигались также болгары (предки волжских татар), чуваши. Но северяне осваивали прежде всего черноземы в новых местах, поскольку их хозяйтсво было основано на выращивании пшеницы и разведении коров. Другие племена, в которых было больше тюрко-монгольского, гуннского компонента искали земли с обширными пастбищами для овец, верблюдов, ослов и т.д.
7. могли быть и экологические причины этого движения из-за резкого сокращения земель, например, в результате подъема уровня воды в Каспии. Северный Каспий очень мелководный бассейн, подъем воды на несколько метров означает огромные потери земель.
самое ценное (на мой взгляд) в статье Ракитина это такие замечательные наблюдения:
1. Севруки были служилым сословием, близким по стилю своей жизни к казакам.
2. Севруки не были кочевниками, их жены и дети жили оседло, а только сами они выполняли воинскую и другую службу, часто за пределами своего дома. (это в общем мои домыслы, но Ракитин верно пишет, что образ жизни их был полукочевой).
3. Литвины в случае Северской земли могли быть действительно родственны Севрукам. Если речь идет о потомках сарматов, которые служили литовским князьям, но затем не стали переходить в католичество и поэтому ушли на восток. В принципе это сделали и князья Глинские и многие другие шляхтичи сарматского лесостепного происхождения.
4. Очень верное предположение, что князья для Севруков были не господами, а атаманами. Кстати, слово атаман - скифо-сарматское (иранское). Точный перевод его - что-то вроде “исполняющий роль отца” (названный отец, отечествующий), корень здесь “ата” (украинское тато, русское отец), а -ман - суффикс. Слов такой конструкии огромное число в тюркских языках, но они иранского происхождения. Слово атаман очень древнее и связано с отгонным скотоводством. Атаман - старший пастух, староста пастухов, которого все пастухи должны вдали от дома слушаться как отца. У монголов и других кочевников, которые передвигаются от пастбища к пастбищу всем родом, не было и не может быть такого слова и такой роли. Монголами распоряжается родовой князь - нойон. Атаман - это не родовой вождь, а названный, выбранный.
5. превращение свободных воинов (пастухов, охотников) в крепостных крестьян не могло не вызывать бунта. Для Московского царства, поднявшегося на легкой колонизации и закрепощении тихих и смирных фино-угорских племен лесной зоны, вольница Севруков действительно была огромной проблемой. Эту проблему решали двумя путями - или физическим уничтожением Севруков или принятием их на службу (что всегда имело успех).
по поводу сравнения севрюков с волками - хотелось бы узнать, среди казаков бытовал ли культ волка?
среди скифов такой культ не только не практиковался, но для них просто был чем-то очень странным и удивительным. Причем у каких-то очень далеких от скифских земель племен невры, которые жили среди болот.
для Русской равнины вообще природным естественным культом является культ медведя.
а культ волка пришел с запада от балтов и с востока от гуннов. _________________ профессиональный отдыхающий, автор 30 книг |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
Зверозуб
Обратил внимание Антона на ваши замечания. _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Зверозуб Новичок
Зарегистрирован: Dec 12, 2008 Сообщения: 10 Откуда: Крым
|
|
в смысле?
Вы знакомы с автором?
если да - то дело не в замечаниях.
я по этой теме знаю значительно меньше, чем он.
лучше говорить о дополнениях и деталях, а не о замечаниях.
статья очень серьезная, лучшее что я читал по севрюкам.
а вообще по Северской земле у меня много материалов
http://kraevedenie.net/category/region/siver/
но полевые материалы только по землям рода Кият и эмира Мамая. я там катаюсь на велике часто и верхом иногда |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
Зверозуб
Наверное, я неправильно выразился, говоря о замечаниях. Я знаком с Антоном и он собирает сведения о севрюках уже длительное время. Попрошу его поделиться материалами в большем объеме. _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Зверозуб Новичок
Зарегистрирован: Dec 12, 2008 Сообщения: 10 Откуда: Крым
|
|
понял. хорошо.
и не забудьте отдельно тему по культу волка среди казаков разных земель. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
Зверозуб
Связался с Антоном, скиньте мне адрес в ЛС. _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
Зверозуб,
Лично мне о культе волка у казаков не встречалось, хотя возможно потому, что данная тема была вне моих интересов.
Возможно стоит освежить о временах давних по книге Е. Савельева.
Правда встречалось про "волчьи сотни" - у забайкальцев и у кубанцев (Шкуро), а также волчья атрибутика - Корниловский конный полк.
Ну и встречалось про отношение к волкам, как к "собакам св. Георгия" (однако такое представление было не только среди казаков распространено).
Про славян встречал в инете такую статью: Р.А.Рабинович (Кишинёв) "ВОЛКИ" РУССКОЙ ЛЕТОПИСИ (о тотемическом происхождении этнонима "уличи")" - думаю можно найти через поисковики.
А вот у монгольских племён бывали такие фишки с культом волка. На уровне когда первопредка рода, когда тотема.
Тот же Темучжин Есугаевич Борджигин, т.е. Чингисхан в родовой фамилии Борджигин, как предполагется несёт Борте и Чоно. А Чоно/Шоно у монголов/бурят и есть волк.
Т.е. поискать в этом "монгольском" направлении - полагаю можно накопать. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |