ЕВРЕИ в Забайкалье
На страницу Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 След.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
Цитата: |
Но если честно, то зная историю российских евреев до 1917 года, удивляться их активному участию на стороне красных, не приходится.
|
А меня как раз знание этой истории в оторопь приводит.
К 1917 году 4 из 5 евреев были людьми богатыми, а остальные обеспеченными. Бедняков-то практически не было. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Wings писал(а): | Цитата: |
Но если честно, то зная историю российских евреев до 1917 года, удивляться их активному участию на стороне красных, не приходится.
|
А меня как раз знание этой истории в оторопь приводит.
К 1917 году 4 из 5 евреев были людьми богатыми, а остальные обеспеченными. Бедняков-то практически не было. |
Источником этой статистики поделитесь? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
Ну вот насчет поголовно богатых евреев сомневаюсь. Довелось жить в Белоруссии и кое-что узнать по истории евреев, там население штетлов и еврейских кварталов поголовно жизненным уровнем не блистало. Средненько так жили. _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
Собственно по той же переписи 1897 года ( а также по предыдущим в Питере и нек. др. городах) в среднем по РИ получалось в процентах так:
5 - банкиры, ростовщики, процентщики,
10 - ремесленники, парикмахеры, булочники, мясники и тп,
5 - рабочие, извозчики,
10 - врачи, аптекари, музыканты, адвокаты и тп,
7 - служащие,
3 - земледельцы,
40 - торговцы, купцы,
7 - учащиеся училищ, университетов, институтов,
13 - прочие.
Погрешность около 3% (это особенно забавно в применении к земледельцам ) |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Wings
Ну, с ходу, не стыкуются цифры ввиду явного отсутствия женщин и детей. Это только для мужчин результаты?
Во-вторых, всех, кроме банкиров, врачей и адвокатов, недостаточно оценивать по формальному занятию, записанному в переписной лист. Но это - большой разовор. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
mod970,
Эти выписки мой знакомый делал, а потом суммировал (Мы с ним связь уже лет с 15 как потеряли). У меня только и остался листок вот с этой записью.
Меня смущает еще и учащаяся молодь. Не знаете, до революции еврейки учились в вузах?
Вообще, похоже, что тут одни мужики. Но я никогда специально историей евреев не занимался и эти данные только из-за любопытства записал. Проверить, увы, не могу: по переписи 1897 года у меня в доступе только общие данные. Скажем сказано, сколько всего купцов по РИ, но вот как из них вычленить евреев, не знаю. Кстати, если эти цифры верны, то евреев купеческого сословия получается около 108 тысяч. Всего евреев тогда в РИ было 5 млн. Получается, что только купцы без семей. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Wings,
Спасибо за честный ответ.
Я тоже не специалист в еврейской истории. Мои еврейские предки попали в Сибирь в первой половине 19-го века. И хотя купеческое происхождение тщательно скрывалось, про материальные тяготы тоже не рассказывали. Соответственно, и рассказов о жизни евреев в местечке не было. Т.е. в общих чертах знала намного больше, чем потомок не-евреев, но не более.
Поэтому, за неимением специальной литературы и семейных свидетельств, обращаюсь к обшедоступным источникам.
С сайта "Евреи Петербурга" (http://www.jewhistory.spb.ru/rus/main/i.php?id=600) :
Цитата: | По Первой всероссийской переписи 1897 года евреев в Российской империи насчитывалось более пяти миллионов человек, то есть чуть более 4% всего населения.
Подавляющее большинство среди них составляли мещане (более 94%), чуть более полутора процентов - купцы и почетные граждане. Потомственных и личных дворян среди представителей еврейства были, естественно, считанные единицы. (С 1900 года евреи, даже достигшие соответствующих чинов и орденов, были лишены права получения потомственного дворянства.)
Евреи-крестьяне проживали главным образом в земледельческих колониях и составляли менее 4% от всего еврейского населения империи.
В промышленности было занято более одной трети,
почти столько же - в торговле.
Остальную часть составляли служащие, прислуга, лица свободных профессий и рантье. (При оценке количества евреев, отнесенных переписью к классу прислуги, необходимо иметь в виду, что вне черты оседлости статус прислуги при купцах 1-й гильдии был для многих евреев возможностью получить легальное право жительства. Поэтому многие евреи, номинально считаясь прислугой (или записываясь в ремесленники, числясь аптекарскими учениками и т.п.), в действительности получали образование, занимались предпринимательской, научной, литературной или иной деятельностью.)
Около половины всего еврейского населения проживало в городах, что составляло самый высокий процент городских жителей среди этнических групп в империи.
Среди евреев, занятых в промышленности и торговле, преобладали ремесленники и мелкие торговцы.
Скученные в черте оседлости, они не могли реализовать свои возможности и были обречены на полуголодное существование "людей воздуха".
Среди служащих преобладали бухгалтеры, страховые агенты (в губерниях черты оседлости евреи составляли более 90% из них).
Согласно переписи грамотными было более 64% евреев-мужчин и более 36% женщин, но этот процент сильно занижен, поскольку еврейской грамотностью должен был обладать каждый мужчина (в соответствии с заповедью "И расскажи сыну твоему").
Но образование (светское) выше начального было лишь чуть более чем у одного процента еврейского населения, что стало следствием введения процентной нормы.
Логика экономического развития страны способствовала все большей интеграции евреев в российское общество. В первую очередь это проявилось в освоении ими свободных профессий (адвоката, врача, журналиста, музыканта, архитектора). Но еще больше этот процесс сказался в том, что российские евреи приобретают новые массовые профессии - фотограф, гравер, чертежник, страховой или торговый агент, театральный антрепренер.
Все эти занятия требовали и профессиональных навыков, и общеобразовательной подготовки, в том числе свободного владения русским языком. Потребность в получении этих навыков и знаний удовлетворяла сеть учебных заведений ОПЕ и ОРТ, созданная к этому времени не только в столицах, но и по всей России.
С конца 1880-х годов в губерниях черты оседлости распространяется социал-демократическое движение. Еврейские рабочие и ремесленники были благодатной аудиторией для социалистической пропаганды. Но в силу языковой, бытовой и религиозной замкнутости они стремились к созданию национальных рабочих организаций.
В 1897 году в Вильно отдельные еврейские социал-демократические организации объединились во Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд). Бунд издавал газеты "Арбетер Штиме" (нелегально в России) и "Идише Арбетер" (в Женеве).
Часть еврейской интеллигенции считало более перспективной борьбу за равноправие в России на путях создания Еврейской народной партии. Такая партия была создана, но успеха не имела.
В эти годы среди российского еврейства набирает силу сионистское движение. Еще в 1890 году в Одессе состоялась конференция движения "Ховевей Цион", занимавшегося организацией переселения евреев в Палестину и созданием там сельскохозяйственных общин.
В этот период в Палестину стали переселяться евреи из Восточной Европы, в основном из России, спасавшиеся от погромов и гонений. Лишь немногим удавалось добраться до Палестины, тем не менее численность еврейского населения Палестины неуклонно возрастала за счет вновь прибывших. В истории сионизма период до 1903 года называют Первой алией. Именно евреи - выходцы из Российской империи создают в Палестине первые сельскохозяйственные коммуны - киббуцы.
В это же время в России на страницах еврейских газет и журналов продолжается дискуссия о будущем еврейского народа, о возможности этого будущего в диаспоре и о том, как освоить Эрец-Исраэль.
|
В научной литературе отмечается, что в Сибири происходили те же процессы как и в черте оседлости, но с запозданием в 20-30 лет и смягченные лучшим положением евреев. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
mod970,
здорово!
Однако, подтверждается ранее всплывавшая цифра земледельцев. Можем, с достаточной доле йуверенности, утверждать, что евреев-крестьян было к началу 20 века 3-4%.
Про полуголодных "людей воздуха" в приведенном чуть выше сказано, что вполне се бе могли записываться ремесленниками, а заниматься предпринимательством.
Цитата: |
Спасибо за честный ответ
|
Пожалуйста. Мне почему на этом сайте комфортно? Врунов практически нет, а те, что встречаются, обычно легко выводятся на чистую воду. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Wings
Цитата: | Можем, с достаточной доле йуверенности, утверждать, что евреев-крестьян было к началу 20 века 3-4%. |
Основная масса их была в колонистских поселениях южных губерний. Немного, как мы уже установили, переселилось в Тобольскую и Томскую губернии. Ну, и несколько десятков - в Восточной Сибири. А для сравнения, В Израиле с\х населения - 2%, и больше не требуется. Вот, даже идеология личного труда не помогла - напридумали всякую интенсификацию с электроникой, и опять не хотят крестьянствовать.
Цитата: | Про полуголодных "людей воздуха" в приведенном чуть выше сказано, что вполне се бе могли записываться ремесленниками, а заниматься предпринимательством |
Дык, полуголодными они были потому, что всё их предпринимательство было среди полунищего окружения. Основная масса "предпринимательствовала" внутри черты оседлости, где покупательная способность была очень низкая. Плюс погромы, периодически уничтожавшие труды рук их.
Больше миллиона евреев черты оседлости эмигрировали с 1880-х годов и до 1917 года именно поэтому. А почти вся Первая Алия из дикой и необустроенной Палестины перебралась в более цивилизованные места. Впрочем, оставив нам гимн и возродив иврит как живой язык. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
mod970,
За тёплые слова благодарности спасибо, но стоит уточнить. Вы писали, что благодаря Андрею Сафонову направили своего родственника посмотреть выставку про евреев Забайкалья в Чите. Немного не так. Эту информацию дал Андрей Букин - Andrey, так что слова благодарности стоит понимать обращёнными к нему. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Перепутала Андреев
Докатилась !
Андрей Букин
Все благодарности, умноженные на нижайшие извинения, адресую теперь по правильному адресу - Вам! |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Господа, Забайкальские казаки!
Наконец-то я нашла историческую связь между евреями и казаками на Забайкальской почве!!!
Сегодня скачала с books.google.com книжку 1899 года П.П. Кедрова "Баргузинская тайга".
И вот оно, мирное сосуществование во плоти:
Вообще, книжка интересная и не очень объемная, много имён, бытовых и топографических подробностей золотодобычи в Баргузинском уезде в 1896-1897 годах. Перечислены все или почти все золотопромышленники (включая Новомейского) и управляющие в уезде, и не только они. Описываются угодья, охотничьи промыслы и т.д. Если бы я ещё смогла понять, где это верх-вниз , по рекам-притокам на гору и с оной...
P.S. Упомянутый Бутлицкий - мой прапрадед. Дальше есть упоминание и про его сына - моего прадеда, но он тогда ещё совсем молчелом был. И вообще, там страниц 20-30 про все прииски и хозяйственные занятия Бутлицких, у которых автор прожил месяц. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
Ну тогда ещё чуток о евреях и забайкальских казаках :
В это время за окнами раздались возбужденные голоса. Каргин и следом за ним Шароглазов выбежали на крыльцо. С крыльца увидели: кто-то гнал, не щадя, тройку лошадей по Московскому тракту. Через десять минут упаренная в мыло тройка, пролетев по улице, остановилась у правления.
С сиденья рессорной с опущенным верхом коляски поднялся арендатор золотых приисков Соломон Андоверов. В руках у него был охотничий винчестер, из кобуры у пояса выглядывала рукоятка семизарядного «смит-вессона».
— Здравствуйте, господа! — раскланялся Андоверов с казаками. — Атаман в правлении?
— Вы что, узнать меня не можете, Соломон Самуилович? — насмешливо спросил Шароглазов.
— Ах, извините меня, милейший Матвей Степанович! Действительно, не узнал. Да оно и не мудрено, когда голова кругом идет. Я насилу спасся от верной смерти. Целых пятнадцать верст гнались за мной красные.
— Красные? Откуда они взялись?
— Да как же так? Разве вы ничего не знаете, Матвей Степанович? Я вам не верю, вы шутите. Ведь еще на прошлой неделе под Курунзулаем появились красные партизаны какого-то Бородищева. Из Александровского завода против них был послан отряд пехоты, но они разбили его. А сегодня утром красные пожаловали к нам на прииск. Я едва ускользнул. Спасли меня только добрые лошади, которые, по счастью, оказались запряженными. Один бог ведает, что я пережил. Это был такой кошмар, такой кошмар... Я думаю, Матвей Степанович, что вас тоже не минует эта участь, красные явно идут на Нерчинский завод. Так что имейте это в виду, если не хотите попасть к ним в лапы.
— А что за стрельба на той стороне?
— Очевидно, идет бой... Извините, но я тороплюсь До свиданья, Матвей Степанович, до свиданья, господа, — откланялся всем Андоверов, уселся в коляску и приказал ямщику, буряту в засаленной шубе без воротника, но с расшитой цветными сукнами грудью: — Трогай, Цыремпил!
— Шуумагай, хара! — гикнул бурят и взмахнул бичом.
Быстро понеслась отдохнувшая тройка, всхрапывая и роняя горячую пену с удил.
Казаки молча проводили ее глазами. Потом один из них, сутулый и горбоносый, зло рассмеявшись, сказал:
— Ну, шпарит арендатор! Видать, душа в пятки ушла.
— Ржать тут нечего, — напустился на него старик с нависшими на глаза седыми бровями. — Коснись тебя, так и ты пустишься удирать во все лопатки.
— А с чего мне удирать-то? Золота я не накопил. Пусть уж купцы да арендаторы от красных бегают.
"Даурия" Седых. _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Jura Забайкальский казак
Зарегистрирован: Aug 09, 2006 Сообщения: 398 Откуда: г. Норильск
|
|
mod970
В романе бурятского писателя Владимира Митыпова "Инспектор золотой тайги", одним из главных героев выступает баргузинский предприниматель, хозяин золотых приисков Аркадий Борисович Жухлицкий. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Jura
Цитата: | В романе бурятского писателя Владимира Митыпова "Инспектор золотой тайги", одним из главных героев выступает баргузинский предприниматель, хозяин золотых приисков Аркадий Борисович Жухлицкий |
Я не читала, но не сложно предположить, что данный образ собирательный от Новомейского, Бутлицкого и Фризера - трёх "акул" из Баргузина. Я не знаю, какими были Новомейский и Фризер, но о крутом нраве моего прадеда мне рассказывали не раз. А он родился в уже обеспеченном доме, богатство создавали его отец и дед. Можно представить, каков был прапрадед!
А что в книжке? |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Список форумов Предыстория
-> Историко-культурологический форум |
Часовой пояс: GMT + 3 На страницу Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 След.
|
Страница 7 из 28 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |