Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Бурятия становится одним из центров старообрядцев России.
Старообрядчество. Семейские.

Немного истории
350 лет назад созванный патриархом Никоном собор начал исправление русских богослужебных книг на греческие образцы. Через несколько лет изменение церковных обрядов привело к расколу церкви и появлению старообрядчества. Приверженцы старой веры подвергались гонениям со стороны властей. Их насильственно переселяли или они были вынуждены бежать на окраины империи.
Так на территории Забайкалья появились старообрядцы. Здесь эта группа русского населения получила название «семейские». По одной из версий, из-за того, что они переселялись семьями. По другой — рослые и сильные женщины старообрядцев отличались плодовитостью, рожали до 20 детей, и большие семьи составляли основу субэтноса.



В данной статье использован материал сайта www.infpol.ru

Александр Махачкеев

«Бурятия становится одним из центров старообрядцев России»

Главным в самобытной культуре семейских Забайкалья всегда была приверженность старой вере.



     За весну 2005 года в Бурятии возведены в сан епископа два представителя основных течений этой церкви. Теперь их влияние распространяется на староверческое население всей Сибири и Дальнего Востока. Республика быстро становится признанным центром старообрядчества всей России, говорит Светлана Васильева, руководитель научного центра БГУ по изучению старообрядчества Забайкалья. Этому способствуют атмосфера толерантности, многочисленность здешней паствы и сильные позиции их представителей во властных структурах республики. Это единственный регион в России, где они не чувствуют ни малейшего ущемления в отличие от некоторых других областей, где их считают раскольниками, говорит религиовед Анатолий Жалсараев. Но, несмотря на очевидные успехи в процессе возрождения веры, бурятские старообрядцы столкнулись со старыми и новыми вызовами.

     Семейские во власти
     Представители этой веры всегда отличались не только верностью церковной традиции, но и отменной деловой хваткой. В дореволюционное время они контролировали множество фабрик и торговых контор. В современной Бурятии выходцы из староверов возглавляют Улан-Удэнский авиационный завод — Леонид Белых, компанию «Наран» — Виктор Савельев. Но самых крупных вершин, недоступных им в царское время, они достигли во властных структурах — заместитель председателя Народного Хурала Иван Калашников, зампред Степан Ефимов, министры Татьяна Думнова, Петр Носков, председатель республиканского избиркома Дмитрий Ивайловский и другие. Молва причисляет к семейским и самого президента Леонида Потапова, хотя он и не афиширует это. По этому списку можно судить о степени влияния семейских в политике и экономике республики.
     Сейчас старообрядцы составляют около 27 процентов населения республики, они компактно расселены в Тарбагатайском, Заиграевском, Бичурском, Мухоршибирском, Хоринском районах, и, на первый взгляд, представляют монолитную массу.
     Но бесславный конец эпохи научного атеизма дал начало процессу возрождения главной составляющей жизни старообрядцев — религии. А вместе с этим вновь возникли различия в толкованиях веры, и старообрядцы Забайкалья, как и сто лет назад, разделились.

«Австрийцы», «беглопоповцы» и «беспоповцы»
     — Старообрядчество делится на две митрополии, — говорит Светлана Васильева. — Это «поповцы» и «беспоповцы». У нас представлены и те и другие. «Поповцы» делятся еще на два течения. Белокриницкая церковь, народное название «австрийская», а официальное — Русская православная старообрядческая церковь. На территории от Красноярского края до Тихого океана ее возглавляет епископ Герман. Другое направление — это Новозыбковская церковь — «беглопоповцы», или Русская древлеправославная церковь. Ее возглавляет епископ Сергий, окормляющий паству на территории Восточной Сибири и Забайкалья. Резиденции обоих епископов расположены в Улан-Удэ. Есть в Бурятии и «беспоповцы», говорит Васильева, у которых нет своего епископа и иерархии, всеми вопросами веры у них ведают грамотные старики — «уставщики». Они есть во многих селах, их прежде всего волнует правильность веры — принципиальный вопрос для «беспоповцев». В большинстве своем старшее поколение твердо придерживается традиций. «Раньше у нас в селе не пускали играть на соседнюю улицу, где жили «беспоповцы», не то что замуж туда выйти», — рассказывала Васильевой жительница Бичуры во время одной из научных экспедиций.
     Говорит об этом и владыка Сергий, епископ Русской древлеправославной церкви: «Семьи обычно знают: «Мы — «австрийцы», а это — «беглопоповцы». Хотя в обрядах у нас никаких различий нет. Отличие только в возникновении церковной иерархии». Несмотря на существующие разногласия, влияние церкви повсеместно растет. В Бурятии у владыки Сергия шесть приходов, на очереди регистрация еще трех.

     Сумбур в головах
     Старообрядцы четко отделяют себя от православных. «Исторически семейские быстрее и легче сходились с бурятами и эвенками, чем с ними», — рассказывает Светлана Васильева. Тем не менее на уровне батюшек между православными и старообрядцами трений нет. «С отцом Олегом паству мы не делим, — говорит владыка Сергий. — У нас общая головная боль — мормоны, свидетели Иеговы. Ведь на самом деле они отходят от Библии».
     Старообрядчество сильно подкосила советская власть, считает он, люди утратили связь с корнями. Мало кто изучает Библию, молится дома, поступает по заповедям и соблюдает посты. «Сейчас в голове у людей полнейшая каша, чудовищная смесь гороскопов, примет, суеверий и мистики, — рассказывает владыка. — Бывает, в церковь приходят буддисты, ставят свечку и складывают ладони перед иконой. А христиане ходят в дацаны и к шаманам. И этот сумбур везде, не только в Бурятии». Поверхностное отношение к вере, а то и вовсе безверие стало основной проблемой современных старообрядцев.
     Смогут ли они вернуть присущее им былое уважение к старшим, стремление к труду, неприятие водки и табака, стать по-настоящему ближе к Богу, владыка Сергий не дает на это однозначного ответа.

Разместил: Григорьев | Дата: 09.11.2005
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 4.66Всего голосов:3

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2008-01-21 14:48:00 - Турова Е., "Мир таинственный, мир мой древний..."
2007-06-06 21:59:04 - На всемирный форум старообрядцев в Бурятии собралось более 3 000 гостей
2007-05-01 22:56:41 - Праздник на Рогожском: уральский взгляд
2007-04-21 14:31:12 - Виртуальное путешествие по Рогожскому поселку
2007-04-19 16:33:09 - Старообрядческое наследство: «Свято место – пусто»
2007-04-19 15:56:21 - Рогожская ярмарка
2007-04-13 21:49:57 - Семейские в с. Хасурта живут как 100 лет назад
2007-04-12 11:14:24 - Казаки-староверы в произведениях литературы
2007-01-23 23:36:48 - Встреча с министром культуры РФ
2007-01-22 23:07:07 - Путь к Богу – через Бородино
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


Фотогалерея
Казаки с шашками на Турецком фронте.Первая мировая война.
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
26.04 - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.037 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.028 сек.