Национальный характер:постановка проблемы.
На страницу Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 След.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
getman Гетман
Зарегистрирован: Nov 09, 2006 Сообщения: 297
|
|
Конечно! "Северный СЛОН" Сборник документов Соловецкого лагеря особого назначаения Издательство Мемориал Москва 1997 г. Это только то, что на памяти. Специально темой не занимался, но могу поискать подробнее. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
Весьма интересно! А в каком году это было? |
|
Вернуться к началу |
|
|
getman Гетман
Зарегистрирован: Nov 09, 2006 Сообщения: 297
|
|
Ох, точно не скажу! Не позднее 1935, но конкретно не вспомню. Нужно посмотреть по первоисточнику, а он не под рукой. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
Кстати, уважаемые господа, мы забыли как-то, что однажды Денис Григорьев, уважаемый хозяин сайта на странице ОБЖ -Наедине с природой, расположенной :
http://www.predistoria.org/index.php?name=Forums&file=viewtopic&t=618&postdays=0&postorder=asc&start=30
указывал на книгу "Самоспасение без снаряжения" Чеурина Г.С.
Чем она может быть интересна в плане данной темы - про особенности национального характера - в ней, помимо, советов по выживанию - рассказывается о трёх психотипах так сказать - выделил их и охарактеризовал автор книги - поэтому согласия или несогласия к нему (в меня чур камнями не кидать - я тут не при чём ) - условно типа таких: "Европейский" - типа деятельный, "Азиатский" или "Восточный" - типа созерцательный, и вроде как "Русский" - некий свой психотип.
Можете посмотреть. Потом обсудить.
Недавно опять пробежался по некоторым главам Ядринцева "Сибирь как колония" - по главе где он так сказать анализирует русский сибирский этнос на предмет сходства и различий с великорусским этносом центра.
В этом плане мы с ним (можно собственно перевести взгляд с вопроса русский и сибиряк на русский и другого народа сын) можно сказать оказались схожи во мнениях, что отличия или особенности результат воздействия разных внешних вызовов и выработанной реакции на них, а не психологические особенности, сидящие в народной душе.
Так сказать особенности национального характера скорее гнездятся не в национальном характере, а в жизненном опыте народа. Являются скорее из объективного свойства (вызовы окружающей среды в широком смысле слова), чем нежели из субъективного (народной души). |
|
Вернуться к началу |
|
|
Воевода_Владимир Зам.Админа
Зарегистрирован: Nov 12, 2005 Сообщения: 1409 Откуда: Таганрог
|
|
АндрейСафонов
По поводу вызовов: рекомендую разбор теории вызовов Тойнби Львом Николаевичем Гумилёвым почитаь. Есть он в книге "Этногенез и биосфера земли". Она на ГУМИЛЁВИКЕ есть.
http://gumilevica.kulichki.net/EBE/ebe03.htm#ebe03chapter12 _________________ ...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
Вдовин А. И. Русские в XX веке. Олма-пресс. 2004 год.
Очень интересная книга, во многом спорная, но богатая фактами, ссылками на документы. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Григорьев Администратор
Зарегистрирован: Jun 16, 2005 Сообщения: 3415 Откуда: Москва (родом из Бурятии)
|
|
На сайте размещена новая статья:
Попытка самоидентификации
Первая часть статьи несет отпечаток и нашей темы о Национальном характере.
Но статья хороша и остальным своим содержанием, которое побуждает создать отдельную тему - Пантеон исторических героев России
Вернусь к нашей теме, с приведением некоторых цитат из статьи.
Цитата: | Часто можно услышать мнение, что современная российская культура стремится к упадку, деградации. Граждане стали заметно меньше читать (особенно дети). Школьное образование в состоянии затянувшейся перестройки, грозящей убить все лучшее, что еще оставалось от добротного советского набора знаний. Вал западной продукции грозит задавить робкие ростки национальной традиции в сфере искусства… Перечислять бедствия можно до бесконечности. И самое главное из них – удивительное упрощение, я бы даже сказала, уплощение личности. Того самого индивида, для которого, собственно, культура и существует. Его потребности, умело регулируемые через голубой экран и интернет-магазин, сужаются на глазах. |
Но вот о чем обычно не говорят. Процесс «схлопывания» запросов отдельного человека в сфере культуры идет параллельно процессу усложнения культуры как таковой. И расширению культурных запросов общества в целом. Набор персон, интересующихся разными, порой не пересекающимися областями знаний, искусств, жанров живописи, музыки, литературы, требует куда больше книг, спектаклей, фильмов и музыкальных дисков, чем тесный круг универсально образованных людей, век назад обсуждавших одни и те же публикации. Например, интеллектуал XIX столетия знал несколько языков, умел рисовать и музицировать, разбирался в вопросах современной ему литературы. Собрание таких интеллектуалов толковало о всем известных книгах, спектаклях, политических новостях и т.д. Близкую картину можно было наблюдать в советском обществе, когда в условиях сенсорного голода каждое яркое издание, театральная постановка, подпольный рок-концерт становились событием. Культура представляла собой нечто единое, и образованный человек знал если не обо всем, то, во всяком случае, о многом.
Цитата: | Сейчас картина принципиально иная. Культурная жизнь на наших глазах рассыпалась на множество кусочков, как раскрошившаяся смальта мозаики, и эти кусочки оказались живыми. Они начали множиться и расползаться в стороны. Каждое заметное событие культурной жизни более или менее известно только в той отрасли, к которой относится. Научная книга будет прочтена узким кругом специалистов, художественное произведение – любителями того жанра, в котором оно написано. Такая профессионализация интересов является оборотной стороной накопления знаний. Расчлененность культурного сообщества на множество непересекающихся ветвей – серьезная проблема современной жизни. Она влечет за собой и расчленение личности на несколько ипостасей. Например, редактор крупного издательства, музыкант-любитель, выступающий в ночном клубе, удачливый сетевой журналист-политолог. Сфокусировать все эти отдельные индивидуумы в одном человеке становится трудно. Это давит на психику. А кроме того, личность, работающая в нескольких сферах, не может почувствовать себя вполне состоявшейся, ведь мало кто знает о ее совокупных достижениях.
Поэтому, на мой взгляд, видимый на поверхности процесс «упрощения» культуры – не признак ее падения, а лишь внешний маркер более сложных, глубинных сдвигов. По мере роста дерева корневая система разветвляется. |
_________________ Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../ |
|
Вернуться к началу |
|
|
getman Гетман
Зарегистрирован: Nov 09, 2006 Сообщения: 297
|
|
Ну да, так оно и есть.ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ есть ПЕРВОЕ СЛЕДСТВИЕ информационной революции. Культура становиться предметом не только персонального потребления, но и продуктом персонального конструирования. Более или менее сложного ( это когда внутри одной персональной культуры пересекаются ... пять семь других, от китайской гимнастики до испанской музыки и европейского садоводства) , или вовсе примитивного типа "попсу нужно уничтожать и всем петь рок!" Или "казаки народ , а кто думает иначе тот дебил", Примеров можно набрать сколько угодно много. Но парадокс в том, что персональные культуры начинают складываться в сети. Наша - тому прямой пример: я точно знаю, что академические исследователи казачества давно и плотно цедят наши сообщения, считают участников обсуждения грамотными спецами в той или иной казачьей тематике. Поводов для похоронного настроения совершенно не вижу. Ничего страшного не происходит, и гибелью России это не грозит... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
getman писал(а): | Наша - тому прямой пример: я точно знаю, что академические исследователи казачества давно и плотно цедят наши сообщения, считают участников обсуждения грамотными спецами в той или иной казачьей тематике. |
Это очень интересно.
Как-то сказал мне Трензель, в приватной беседе: "Ваш сайт - готовое пособие студентам для рефератов по истории и казачеству". Я ещё, помнится, скептически посмеялся.
Хотя одному из студентов, писать реферат по материалам сайта я помогал, признаюсь . _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
getman Гетман
Зарегистрирован: Nov 09, 2006 Сообщения: 297
|
|
И зря смеялся! Можешь передать Яше (что-то старая аська зашиваться начала, вот вам еще одна 356 476 303) что по его сообщениям на этом самом сайте уже пишут статью "Кавалерийская культура Ближнего Востока". Как будет готова - изыщу и представлю...
А что касается возможностей сети - то мы ТОЛЬКО ПРИБЛИЖАЕМСЯ К ТОМУ, чтобы ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ИХ В ПОЛНУЮ СИЛУ!
Анадысь получил (наконец-то) ценнеющую книгу : Томас А. Стюарт "Интеллектуальный капитал: новое богатство организаций" (Thomas A. Stewart Intellectual capital The new welth of Organizations) Редкий случай : НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ К ПРОЧТЕНИЮ ВСЕМ (Три восклицательных знака). Поверьте старому системному аналитику: это реальный учебник сетевого управления и реальная "инструкция" повышения эффективности информационной политики. Вообще книга может стать настольной для любого интернет-деятеля. Так вот один важный вывод скажу уже сейчас: если ценность предмета определяется его уникальностью или малым количеством экземпляров (как, например, картины Рембрандта или автомобили Ягуар), то знания тем дороже, ЧЕМ ИХ БОЛЬШЕ! Вопрос лишь в том, как эти знания реально капитализировать. Но этот вопрос, как говорил Остап Бендер Кисе Воробьянинову, "от отсутствия технических навыков". |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
Культура, как ценностно-ориентационная система, и как система взаимоотношений касаемо этих ценностей и ориентиров, на мой взгляд, всегда движется вслед за миром в котором существует. Меняется мир - меняется культура.
И вряд ли стоит считать культуру единой – даже прежде существовавшую.
До времени «революций» (научно-технической, информационной, социальных) культура не была единой, а, в принципе, соответствовала опредёленным частям общества (классам, сословиям, стратам и пр. – кому как удобнее). Т.е. отличались между собой культуры крестьян, разночинцев, рабочих, дворян, купцов, промышленников-предпринимателей, казаков, духовенства и др. Не знаком «+» или «-», а просто отличалась в ценностях и ориентирах, в т.ч. имелись различия и между группами внутри каждой указанной выше группы (по географическому, хозяйственному и иным признакам).
В каких-то культурных ценностях и ориентирах проявлялась общность частных культур до общей национальной культуры.
Т.е. культура, как впрочем и всё остальное, живёт в рамках тех же диалектических законов (и это законы не марксистские и не гегелевские, а законы Мироздания, и, следовательно, законы Бога) – целое всегда состоит из частей, единых по сути, но имеющих свои особенности или интересы. Их взаимодействие (и борьба, и единство) есть тот «моторчик», который крутит Мир. К примеру, две разные культуры – как ротор и статор – порознь – детали, а вместе начинают работать и появляется новое целое, состоящее из частей.
Эпоха «революций», научно-технического и информационного прогресса снеся большую часть рамок (границ) групп вызывала к жизни дробление и смешение культур, появление культурных систем новых разных групп и их взаимодействие.
Поэтому и ныне - картинка, на мой взгляд, та же. Ценностно-ориентационные системы (или культурные системы) групп появились новые - в результате ломки прежних, но их жизнь возможна только во взаимодействии между собой (их жизнь сама в себе приведёт к упадку и разложению) и они сами собой начинают формировать и новую общую национальную культуру.
Поскольку эти ЦОС групп не явились сами по себе, а родились из осколков прежнего, включили что-то новое, то и общая культура, рождающаяся в их взаимодействии, несёт в себе черты прежней (хотя что-то было и утрачено) с прибавкой нового. Возникает новая культура - более приспособленная к изменившимся условиям жизни, так сказать, под новые вызовы среды.
Как не оценивай культуру России до 1917 г., культуру советского периода, культуру постсоветского периода или иные – в любом случае таких уже не будет – изменился мир, изменились условия взаимодействия с ним. Новая культура будет включать что-то из каждого периода, что-то исключать, что-то модифицировать, что-то придумывать своё. Она будет похожа в чём-то на прежние (в силу исторической традиции), но и буде непохожа на них (в силу новации жизненных условий).
И в истории будут находить ценности, ориентиры, уроки (в т.ч. неизбежны и переоценки событий, фактов, личностей) – как опыт прошлого в ответах на сходные вызовы окружающего мира. И будут оценивать эффективность такого опыта в прошлом и применимость к настоящему и будущему, модифицировать и использовать.
А так, за ради прикола, вариант проекции прошлого на будущее. Вполне возможно допустить, что с учётом заселённости, плотности населения, развития инфраструктуры и т.п. - дальнейшее освоение Сибири Россией будет вестись «острожным» принципом, т.е. через создании на магистралях крупных опорных пунктов для освоения окружающей территории. Тогда вполне естественно нырнуть в опыт сибирских острогов, в т.ч. в культуру такого освоения территорий, оценить эффективность и модифицировать под нынешнее время. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
Седой,
Вот, Александр и поделом вам. Будете знать, как заниматься реальными исследованиями. Будут вас изучать и цитировать
И верно, т.к. действительно занимаетесь исследованиями многих вопросов интересных для других исследователей. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
АндрейСафонов
"а все мы - и маститые исследователи, и такие вот дурашливые любители покумекать типа меня – всего лишь путники на пути к ней, бредущие с завязанными глазами, полагающиеся только на личные тактильные ощущения малюсеньких кусочков Большого Целого, но мнящие себя способными осознать Истину. Наследники тех слепых, что пошли изучать слона"
_________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Воевода_Владимир Зам.Админа
Зарегистрирован: Nov 12, 2005 Сообщения: 1409 Откуда: Таганрог
|
|
Цитата: | "...ибо Россия все же не Запад, где живут по законам; Россия, хотим мы того или не хотим, это Восток, где живут традициями и обычаями. На Западе вряд ли кто-либо принял нашу бесспорную истину, что справедливость выше закона; там, как известно, почитается иная формула, согласно которой пусть скорее рухнет мир, но исполнится закон..."
Рыбас С.Ю., "Генерал Кутепов" |
А вы что об сиём думаете? _________________ ...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Городовик Участник
Зарегистрирован: Sep 12, 2006 Сообщения: 228 Откуда: Подмосковье
|
|
Цитата: | нашу бесспорную истину, что справедливость выше закона; там, как известно, почитается иная формула, согласно которой пусть скорее рухнет мир, но исполнится закон... |
вот-вот... поэтому у нас с законом-то всегда и проблемы...потому что каждый справедливость понимает по-своему... |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Список форумов Предыстория
-> Историко-культурологический форум |
Часовой пояс: GMT + 3 На страницу Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 След.
|
Страница 27 из 31 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |