Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
DG Забайкальский казак
Зарегистрирован: Aug 10, 2008 Сообщения: 35 Откуда: Россия
|
|
Всем доброго дня!
Уголок России - отчий дом
Там туманы синие за окном
Там глаза немного грустные
И слова и песни русские....
Удивительная по красоте своей и глубине песня.
Вообще песенное народное творчество - это отражение души народа.
Открывая новую рубрику, хотел поделится найденным сегодня в сети порталом Музыкального фольклорного театра "Забайкалье". С большим удовольствием прослушал наши русские песни в великолепном исполнении. Рекомендую зайти на http://www.zabfolk.ru/?page=music и насладится настоящим душевным пением родных песен.
А саму рубрику предлагаю посвятитить фольклору - Забайкальскому и не только. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Татошка Новичок
Зарегистрирован: Apr 08, 2010 Сообщения: 11
|
|
то что театр называется фольклорным - не значит что они занимаются и поют фольклорные песни. У них все песни стилизованные, обработанные и фольклором живым даже не "пахнет". Это я вам как специалист этнограф говорю, который занимается настоящим Забайкальским фольклором. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Albert Забайкальский казак
Зарегистрирован: Feb 14, 2010 Сообщения: 1292
|
|
Татошка,
Действительно, по указанному адресу фольклора, да еще забайкальского практически нет, хотя может я ошибаюсь, я не специалист, но в моем представлении Забайкальский фольклор это например такие песни как "За Аргунью", "Мациевский генерал" в исполнении ансамбля "Забава".
А если Вы занимаетесь настоящим Забайкальским фольклором, может поделитесь ссылками, а может у Вас есть тексты. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Татошка Новичок
Зарегистрирован: Apr 08, 2010 Сообщения: 11
|
|
Альберт, очень хорошо знаю ансамбль Забава, звали работать к ним, но к сожалению разные города. В Чите занимаюсь фольклором Забайкалья в ансамбле "Живая старина". Песни расшифровываем из экспедиций и исполняем так же как записали, ничего не стилизуя. Ссылку к сожалению скинуть не могу - не имеется таковая пока, а насчет текстов. Вы можете обратиться в свой дом культуры (в Ясногорске), их специалисты бывают у нас очень часто (в учебно-методическом центре в Чите). Через них можно заказать сборник "Поет Живая старина", он нотированый с текстами, также наш диск.Если будете лично в Чите, добро пожаловать Чкалова 120, поделюсь записями и текстами "Казачьего круга" |
|
Вернуться к началу |
|
|
Albert Забайкальский казак
Зарегистрирован: Feb 14, 2010 Сообщения: 1292
|
|
Татошка,
Спасибо за информацию, до КСЦ (дом культуры) обязательно дойду, диск закажу, до Читы наверное ближе к лету, тоже доберусь. А что у "Живой старины", совсем, совсем, нет никакой странички в интернете?
А про экспедиции можете рассказать, неужели в селах есть люди, до сих пор помнящие и поющие старинные песни? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Татошка Новичок
Зарегистрирован: Apr 08, 2010 Сообщения: 11
|
|
Конечно! Уже конечно не то, лет бы 10 назад очнуться что традиционная культура края уходит в небытие, но все равно еще по крупицам можно собирать. И не только песни, но и обряды и традиции. Например совсем недавно я была в с.Засопка у 100 летней жительницы, потомственной казачки забайкальской! Так столько узнала от нее про казаков, обычаи и традиции. Просто очень мало людей занимающихся этим. Проще же взять готовый сборник, прочитать и выучить песню например или узнать о чем то. А чтобы нацелиться например на человека которому 90 лет, и пойти к нему в гости, посидеть, чайку попить, поговорить, расспросить и записать. Потом этим благодарным материалом пользоваться, этим конечно нужно хотеть заниматься, а уже потом говорить про все методики и пр. Профессиональных этнографов в Чите крайне мало. А "копатели" традиционной культуры именно они. К сожалению своего сайта не имеем, все упирается конечно в средства, да и такой материал заметьте никто из других коллективов занимающихся фольклором не выставляет напоказ. Очень важно такой материал из рук в руки передавать, из уст в уста. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Albert Забайкальский казак
Зарегистрирован: Feb 14, 2010 Сообщения: 1292
|
|
А в социальных сетях можно же бесплатно информацию выкладывать, например какой нибудь блог тематический завести. Вообще у нас в Забайкалье, столько интересных людей столько всего собрано, написано, а теперь оказывается еще и спето, но все это к сожалению является малодоступным для широкой публики. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Татошка Новичок
Зарегистрирован: Apr 08, 2010 Сообщения: 11
|
|
Кстати хочу уточнить по поводу театра "Забайкалье".Здесь на теме казачьи песни есть ссылка на Заб.узоры 2001 года, это те которые сейчас Забайкалье. Но в том альбоме 2001 года конечно фольклор почти что чистый, а то чем они сегодня занимаются...не стану повторяться |
|
Вернуться к началу |
|
|
Albert Забайкальский казак
Зарегистрирован: Feb 14, 2010 Сообщения: 1292
|
|
Татошка,
А мне "Забава" больше нравится, чем Заб.узоры. Теперь предвкушаю "Живую старину", я некоторых наших работников культуры лично знаю, может у них, что есть. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Татошка Новичок
Зарегистрирован: Apr 08, 2010 Сообщения: 11
|
|
А я очень люблю казачий круг. И вообще считаю что как говорится "где родился - там и пригодился" нужно изучать свой край, свои традиции, историю, петь свои песни, своих пра-прадедов. А чужие - всегда можно успеть! Насчет Забавы я с вами солидарна. Появлюсь в понедельник, приятно было пообщаться. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Albert Забайкальский казак
Зарегистрирован: Feb 14, 2010 Сообщения: 1292
|
|
Песня «Кто не был в Петровском, тот горя не знает» 1795 год.
Кто не был в Петровском,
Тот горя не знает.
Мы были во Петровском,
Все горе знаем.
От Петровска до Нерчинска –
Великие степи.
Из Нерчинска мы поехали
С полными возами.
Во Петровский приехали
С добрыми делами.
Из Петровска выезжали
С горькими слезами.
И выходил тут наш управитель
Из белых палат.
Мы просили сильны братцы,
Великой уплаты.
Выдал он нам уплаты:
Кирки да лопаты.
У злодея у его,
Злые его очи,
Не дает он, вор, собака,
Ни дня нам, ни ночи.
(Заставляет, вор, собака,
Всячески работы).
Мы каналушку копали,
Домы вспоминали.
Над рекою над Мыккыртом
Воскликнули гуси:
«Не бывать нам, сильны братцы,
На святой на Руси!»
И молодцы вы фабричные,
А где ваши жены?
Наши жены снаряжены,
В домах оставлены.
Молодцы вы фабричные,
А где ваши домы?
Наши домы разорены,
А все растресены.
ГАЧО, ф. 31, оп. 1, д. 349, л. 354-359
По книге «История рабочего класса Восточного Забайкалья (1707-1922 гг.)» Сборник документов и материалов подготовленный ГАЧО.
История песни, согласно примечаниям к вышеназванному сборнику.
Песня взята из следственного дела по обвинению ссыльных Петровского Завода в сочинении и исполнении «поносительной против своего начальника по службе вредной песни». Ссыльные Михаил Обреков, Федор Чулошников, Андрей Дядилев и Василий Кондратьев были признаны виновными, высечены «нещадно» плетьми, скованы и употреблены в тяжелые работы сроком на 6 месяцев.
Упомянутые в песне «управитель» - командир Петровского Завода Сибиряков, «У злодея его» - Шихтмейстер Петровского Завода Быков. |
|
Вернуться к началу |
|
|
taiohara Местный
Зарегистрирован: Mar 10, 2007 Сообщения: 483 Откуда: г. Калининград
|
|
Спасибо Вам за песню о Петровском Заводе! _________________ Разыскиваю забайкальских Добрыниных, особенно связанных корнями с Петровск-Забайкальском, Хилком и Улан-Уде |
|
Вернуться к началу |
|
|
Татошка Новичок
Зарегистрирован: Apr 08, 2010 Сообщения: 11
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
Недавно мне подарили совершенно потрясающую книгу «Сборник песен Забайкальского казачьего войска», переиздание книги, вышедшей по инициативе Правления ЗКВ в 1916 году.
189 песен – походные, строевые, обрядовые, плясовые, хороводные и тп.,- как местные, так и «привившиеся со стороны».
ПРЕДИСЛОВИЕ
к первому изданию сборника
Цель настоящего издания, печатаемого по распоряжению Военного Министерства, — закрепить в памяти потомства, сохранив по возможности особенности местного наречия, песни, которые являются живыми памятниками возникновения, роста и развития забайкальского казачества.
Всякая песня, вообще, скрывает в себе движение души того общества людей, творчеству которого она обязана своим происхождением; она характеризует наклонности этого общества, определяет духовную жизнь его и содержит ценные указания на среду и быт, среди которых воспитывались, росли и набирались идеальных стремлений отдельные поколения того общества.
Хорошие содержательные песни, в особенности военные, усваиваются не одной только памятью, но прямо проникают в сердце, живят и воодушевляют нас. Таково было влияние исторических песен у всех народов, и таким оно останется навсегда.
Для казаков песни являются не пустой какой-либо прихотью, а составляют существенную потребность, имея на казака сильное оживляющее и воодушевляющее влияние, особенно в его трудной походной и боевой жизни.
Между собранными по станицам и вошедшими в настоящий сборник песнями встречаются многие незабайкальского происхождения. Это обстоятельство объясняется тем, что Забайкальское войско образовалось не из местного населения, а из пришедших сюда казаков, горнозаводских крестьян, переселенцев из России и вольных людей всей матушки-Руси. Эти пришельцы из европейской России принесли в Забайкалье и свои песни. Под влиянием обстановки народный эпос переделал их сообразно условиям новой жизни, а суровая природа Забайкалья и постоянная борьба с нею наложили на эти песни грустный оттенок, отразившийся как на содержании их, так и на мотивах.
В последнее время в станицы проникают фабричные песни легкого, а иные и неприличного содержания, которые, разлагая народную душу, вредно отражаются на воспитании, юного казачества. Это обстоятельство побудило войсковое начальство особенно поспешить с изданием сборника, который, будучи разослан во все строевые части, станицы и поселки войска и сделавшись общеупотребительным песенником, парализует вредное влияние упомянутых фабричных песен.
Войсковое начальство убеждено, что г. г. командиры частей, г. г. офицеры и станичные атаманы сумеют привить песни сборника во вверенных им частях и поселках, чем принесут большую пользу родному казачеству, поддержат падающие традиции и таким образом выполнят отчасти задачу, которая была положена в основу издания сборника. _________________ Белокрылов Иван Александрович.
Белокрыловы (Красноярово, Ара-Иля), Березины (Шахтама, Казаково, Баньщиково), Рукосуевы (Ара-Иля), Слепковы (Баньщиково, Шахтама) |
|
Вернуться к началу |
|
|
taiohara Местный
Зарегистрирован: Mar 10, 2007 Сообщения: 483 Откуда: г. Калининград
|
|
Мне кажется, что под "заводскими" песнями ненадлежащего характера, имеются ввиду песни, те, что мы сейчас называем "блатными" (так как на заводах работало много катаржан - уголовников).
К примеру, помните приблатнённую песенку (популярную и в казачей среде) "Ах, шарабан мой - американка! А я девчонка - я хулиганка!"?
Кстати, есть амурские корни и у знаменитой "Мурки": "Раз пришла в Одессу банда из Амура..." _________________ Разыскиваю забайкальских Добрыниных, особенно связанных корнями с Петровск-Забайкальском, Хилком и Улан-Уде |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы не можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |