ЕВРЕИ в Забайкалье
На страницу Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 След.
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
Цитата: |
Аналогично и на форуме не имею намерения обсуждать всякие бредовые идеи о "мировом заговоре", "крови христианских младенцев", что "евреи сами виноваты" и прочей подобной идеологии
|
Так и тема у нас тут другая.
А вот Цитата: |
примкнувшую к ним "израильскую военщину".
| уже привлекаем |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
mod970
Ну так и такой неоднозначной книгой как "Шульхан Арух" или его "Кицур" раввина Иосифа Каро, антисемиты размахивают неслабо, выбирая из контекста и комментариев самые смачные места. Но тема, как заметил Иван, совершенно не об этом. И обсуждать это никто не собирается.
Посему продолжим обсуждение по профилю.
Мне так кажется, что в Сибири и Забайкалье евреи "распустились", вырвавшись из-под неоднозначной и навязчивой опёки обществ и раввинов, почему в Забайкалье они особо ничем не выделялись и с местным населением не имели разногласий. Кроме того, тут свою роль сыграла и веротерпимость забайкальцев. _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
UdarNik Сотник
Зарегистрирован: Feb 24, 2007 Сообщения: 621 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
mod970 писал(а): | ...В общем, точно нужны эксперты. Где нибудь есть списки казаков?... |
Ну, как минимум, один интересный список лежит прямо на Предистории: список фамилий жителей с. Хандагатайского Мухоршибирско вол. (ныне с. Хандагатай Тарбагатайского района Республики Бурятия) дан по ревизской сказке 1858 г. Ревизские сказки учитывали не только православное население. Большой интерес представляют мусульмане и евреи из числа поселенцев... Работа Сергея Трофимова
http://predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=365 |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Седой
Цитата: | в Забайкалье они особо ничем не выделялись и с местным населением не имели разногласий. Кроме того, тут свою роль сыграла и веротерпимость забайкальцев. |
Если отойти от трудов ученых мужей, которые в зависимости от "моды эпохи" доказывают на однмх и тех же примерах противоположенные выводы , то могу привести несколько примеров из своей семьи.
В 1864 году у моего прапрапрадеда был на руках паспорт и предписание вернуться из Забайкалья обратно в Гродно. Гродно тогда был губернским городом. А мой пра... писал просьбы и добился отмены возвращения и постоянной приписки в Баргузин. Что свидетельствует о том, что экономически и ментально он выбрал Сибирь, а не вековые традиции.
В книге 1887 года В.Н. Никитина "Евреи-земледельцы" подробно описывается вся история разрешения и запрещения переселения евреев Белоруссии и Литвы в Сибирь. На переселение в Южные губернии желающих почему-то не было, а в Сибирь стояла огромная очередь, поэтому отбирали подходящих по нравственным устоям кандидатов. Пока первая партия прибыла, уже вышло распоряжение всех повернуть на Юг. В конце концов Николай 1 для тех, кто уже прибыл в Сибирь, разрешил выбор под личную подпись - 90% решили остаться.
С другой стороны, при всей веротерпимости, не всё было гладко. Упомянутая мной книжка очерков "Баргузинская тайга", как я узнала по прочтении, наполовину о моём прапрадеде, и журналист объясняет это тем, что он являет собой пример правильного еврея, а не жулика как многие другие евреи-золотопромышленники. И вот, что сказать? Вроде , комплимент, но такой специфический всё же.
Там кстати, он приводит слова моего прапрадеда, что
"если золотосодержащнго пласта хватит на 10 или более лет (по разведке), то он, хотя и еврей, но выстроит здесь на свой счет храм для рабочих и служащих христиан".
В общем, всё было "политикал коррект" - евреи делали деньги, платили взятки местной власти, а она их (богатых, есессно) не трогала, а они уважали соседей всех вероисповеданий. И если бы не государственная машина всё время чего-то не выдумывала, то была бы полная благость.
P.S. Я уже писала выше, мне лично нечего сказать о жизни в местечке, мои предки покинули их лет 150-200 тому назад. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
mod970
А я со своей стороны по предкам и веротерпимости, отмечу, что для них роли не играло, еврей ты, или нет, лишь бы человек был хороший. А со словом "ж*д" и что оно означает со всеми нюансами, я впервые ознакомился только по приезду в европейскую часть СССР.
Гладко, не гладко, но как есть. _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
Седой писал(а): | mod970
А я со своей стороны по предкам и веротерпимости, отмечу, что для них роли не играло, еврей ты, или нет, лишь бы человек был хороший. А со словом "ж*д" и что оно означает со всеми нюансами, я впервые ознакомился только по приезду в европейскую часть СССР.
Гладко, не гладко, но как есть. |
Саш, как же, однако, похоже! Я в Забайкалье знал и слово "еврей" и слово "жид". И только в 15 лет до меня донесли (в Европе, так сказать!), что они могут быть и синонимами! При этом в Забайкалье, если еврей - это была национальность человека, то вот жидом мог оказаться любой - русский, украинец, татарин, немец и даже бурят! Главными при этом были определенные качества, присущие конкретному человеку: жадность, стяжательство, лживость, изворотливость, умение предавать со спокойствием и наживаться за чужой счет, ну и тп.
Еще большее потрясение я испытал чуть позже, когда мои знакомые евреи говорили про других евреев: они - не евреи, а жиды! А вот мы - евреи! (с вызовом и гордостью!)
Вполне вероятно, что в Забайкалье часть евреев (типа Кандинских, задушивших в свое время чуть не половину края кабальными договорами) "прославилась" и осталась в памяти народной жидами, а вторая часть сумела завоевать уважение старожилов и в их сознании с первыми уже не перемешивалась... |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Не знаю при чем тут Кандинские, которые жили в Забайкалье с 18-го века, а значит растворились в местном населении.
Межнациональные отношения в РИ, а потом в СССР развили кучу фобий и стереотипов у всех без исключения. И у евреев тоже. Если пойти дальше, то "советский расизм" они привезли и в Израиль. Но это, опять же, не наша тема. В Забайкалье в силу объективных причин необходимость толерантности перевешивала.
На этой оптимистической ноте я возвращаюсь к вопросу о том, как же оказывались евреи в сельской местности. Насколько можно понять из разных документов, Казенные Палаты приписывали прибывавших соогласно своим соображениям и общему направлению мыслей губернского начальства. Т.е. я хочу сказать, что факт проживания в селе не говорит о роде занятий проживающего там еврея. Государство в конечном счете хотело получать налоги от каждого, что принуждало чиновников всё же исходить из соображений возможности приписанному найти заработок. А будет он от пахоты или от торговли, чиновнику было фиолетово. |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Посмотрите, что я нашла.
"РГВИА – Фонд 1 : дела за 1904 — 1905 года об исключении казаков-евреев из казачьего войскового сословия (О.1. Т.43. Д.77508) и 1912г. (О.1. Т.43. Д.77508);"
Это - из путеводителя по еврейским документам в РГВИА.
Интересно, что там внутри? И как и когда эти евреи в казаки-то попали? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
В русской армии евреи не допускались к производству в офицеры. Нижние чины – евреи не допускались к поступлению в военные и юнкерские училища, а евреи-вольноопределяющиеся (их в частях не должно было быть более 3% от общего числа) не допускались к держанию офицерского экзамена.
(Высочайше утвержденное 21.05.1888 г. расписание допустимого числа иноверцев в офицерском составе» - РГВИА, ф. 1859, оп. 2, д. 281).
В конце XIX – начале XX века крестившинся евреи допускались к поступлению в военные училища.
По Высочайшему повелению от 11.05.1910 года евреи – нижние чины, «какого бы вероисповедания они ни были», не допускались более к офицерскому экзамену.
(РГВИА, ф. 400, оп. 19, д. 37)
10.09.1910 года военный министр запретил принимать вольноопределяющихся-евреев на службу в гарнизоны крепостей, а 12.05.1912 года Главный штаб распорядился распространить все ограничения, налагаемые на «евреев-талмудистов» «Расписанием допустимого числа иноверцев в офицерском составе», на всех евреев независимо от их вероисповедания.
(РГВИА, ф. 1859, оп. 2, д. 287)
Вот такая история... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Седой Хорунжий, он же Хранитель Предыстории
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2876 Откуда: Штулим
|
|
mod970
Были случаи зачисления евреев в казачье сословие. В Астраханском казачьем войске если точно помню, зачислили за постановку музыкального дела. _________________ Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Забелины... |
|
Вернуться к началу |
|
|
mod970 Участник
Зарегистрирован: Aug 02, 2008 Сообщения: 225 Откуда: Израиль
|
|
Седой писал(а): | Были случаи зачисления евреев в казачье сословие. В Астраханском казачьем войске если точно помню, зачислили за постановку музыкального дела. |
Наткнулась на очень интересную запись в Полном хронологическом сборнике законов о евреях 1874 г. К сожалению, скопировать из "гугловской" книги невозможно, поэтому даю вольный краткий пересказ.
стр. 923 Высочайшее утверждение Сибирского Комитета от 25 декабря 1858г.
"Об отмене высылки порочных нижних чинов Еврейского Закона в Восточную Сибирь для обращения в казачье сословье".
Слушалась Докладная записка Генерал-губернатора Восточной Сибири о предназначенных к высылке и частью уже высланных. Комитет согласился с предложениями Генерал-губернатора (какие именно-???), и решил :
- не возвращать отправленных в партиях нижних чинов Отдельного Корпуса Внутренней стражи. И по прибытии распорядиться, чтобы в КАЗАКИ были причислены только те, кто перейдет в православие, а остальные будут определены в службу или приселение к какой-либо казачьей части.
- в дальнейшем отменить отправку евреев - нижних чинов Отдельного Корпуса Внутренней стражи для определения в казачество.
Император наложил резолюцию: "Исполнить".
Во-первых, раз отменили, значит был какой-то период, когда подобное действо совершали. Видимо, распоряжение было ещё от времен Николая 1.
Во-вторых, раз ввели требование крещения при зачислении в казачество, то раньше такого правила не было.
В-третьих, вот и объяснение , откуда взялись евреи в казачьих селах в Забайкалье. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Wings Забайкальский казак
Зарегистрирован: Sep 17, 2006 Сообщения: 2395 Откуда: Москва
|
|
mod970,
Ах, Елена!
Спасибо Вам преогромное!
Благодаря Вам тема эта живет и процветает, скоро за 4000 посещений перейдет! |
|
Вернуться к началу |
|
|
Shestakov Забайкальский казак
Зарегистрирован: Oct 10, 2006 Сообщения: 3020 Откуда: Красноярск
|
|
Из статьи "Военные училища в Сибири 1918-1922" А. Еленевский:
ЧИТИНСКОЕ АТАМАНА СЕМЕНОВА ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
......
Отмена в 1915 году черты оседлости де-факто привела в училище евреев: в батарее — Гавриловича, в пехотной роте — Горбулева, в сотне — Кавалерчика, георгиевского кавалера, юнкера Иркутского военного училища, участника боев за Иркутск, в декабре 1917 года; караим Гусинский — фельдфебель 1-го выпуска, позднее в Шандуне китайской службы подполковник. _________________ Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы |
|
Вернуться к началу |
|
|
Shestakov Забайкальский казак
Зарегистрирован: Oct 10, 2006 Сообщения: 3020 Откуда: Красноярск
|
|
Из воспоминаний С.И. Бакшеева о развитии маслодельческого производства в Старом Цурухайтуе. Хранятся в местном музее.
............
"Коммерсант САМСОНОВИЧ открыл маслодельческий завод в доме ПЕШКОВА Андрея Ивановича на "Маяке". В 1910 году усилиями Василия Ивановича ШЕСТАКОВА был построен новый кооперативный маслозавод и подвал в качестве маслохранилища...." _________________ Михаил Шестаков
Фамилии - Шестаковы, Пешковы, Мунгаловы, Васильевы из Старого и Нового Цурухайтуя. И также Гантимуровы,Федосеевы и Кайдаловы |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Список форумов Предыстория
-> Историко-культурологический форум |
Часовой пояс: GMT + 3 На страницу Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 След.
|
Страница 9 из 28 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |