Автор Тема: Железнодорожные станции Восточного Забайкалья в начале 20 века.  (Прочитано 26866 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Желание разместить эту информацию со списками служащих пришло при работе с документами ГАИО(фонд 72 оп.1 ) с 1900г. до 1913г. Мною она оказалась невостребована, но некоторые моменты мне кажутся очень интересными для родословных поисков.
Служба на железной дороге как-то не актуальна для представителей многих старинных забайкальских фамилий. Зато, в плане поиска более поздних мигрантов в Забайкалье из других мест России эти сведения могут чем-нибудь помочь. Иногда встречаются и старые заб.фамилии.
По некоторым станциям я выписок о служащих не делала, просто перечислила станции, о которых имеются сведения в делах.
Ед.хр.5 Станции: Якутская, Могойтуй, Ага,  разъезд Булак.
там же - Ст.Оловянная.:
Стр.31.Начальник Непокойчицкий Игнатий Викентьевич (Оклад 125р.) переведен из Д15 Чита1.
Стр.45 среди мл.стрелочников Жеребцов Самуил Николаевич (25р), переведен из мл.стрелочников ст.Чита1; временно - Зайков Василий Иванович (30р)
Интересно, что машинисты паровозов именуются проводниками.

 ст.Бырка:
Стр.56. Начальник станции Сорокин Павел Леонидович (105р) перевен из ст.Селенга.
Стр.59. Кныр Михаил Евдокимович (25р) временно принят младшим стрелочником, уволен по прошению.

Ст.Борзя:
стр.85 -временно младшим стрелочником Гантимуров Иван Афанасьевич (25р), переведен из Савиновского разъезда. Там же - Каргин Семен Николаевич (25р).
« Последнее редактирование: 28 Март, 2013, 06:49:59 от Шестаков »

Оффлайн Крюков-Грудинин

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 618
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Пункт Забайкальской линии- Верста
Мысовая- 0
Посольская- 44.5
Селенга- 79.5
Татаурово- 118
Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ)- 153.5
Онохой- 187
Заиграево- 207
Илька- 229
Горхон- 256
Кижа- 269.5
Петровский Завод- 288
Баляга- 305.5
Тарбагатай- 319
Толбага- 336.5
Хохотуй- 358.5
Бада- 380.5
Тоннель Шотхоте (длина 30.5 сажени)- 395
Жипхеген- 403
Хилок- 428
Гыршелун- 444.5
Хушенга- 463
Харагун- 483.5
Тайдут- 503
Загарино- 522
Могзон- 541
Гонгота- 560
Сохондо- 570
Яблоновый перевал, наивысшая точка- 590
Знаменитый тоннель (на самом деле галерея, длина 39.56 саж)- 591
Яблоновая- 602
Кука- 615
Ингода- 636.5
Черновский- 652
Чита (ныне Чита-1)- 672.5
Чита-Город, после 1903 (ныне Чита-2)- 677
Атамановский- 690
Кручина- 707
Маккавеево- 728
Карымская- 766.5
Китайский разъезд (ныне Тарская)- 778
Урульга- 805.5
Савинский- 826
Зубарево- 842.5
Размахнино- 859.5
Онон- 881
Шилка- 905
Апрелково- 930
Нерчинск (ныне Приисковая)- 949.5
Бянкино- 973
Куэнга- 983
Сретенск- 1032

* Забайкальская линия, как часть Великого Сибирского пути, начиналась на станции Мысовая, на берегу Байкала и заканчивалась в Сретенске, перевалочном пункте на берегу реки Шилки.

1 верста = 1,0668 км. В 1 версте было 500 саженей.
1 сажень = 2,1336 м.

Карта Забайкальской линии и прилегающих мест, 1903, Мысовая - Сретенск: http://www.transsib.ru/Map/hismap-zab.jpg

Источник: Альбомъ исполнительныхъ чертежей по постройкъ Забайкальской желъзной дороги, Байкальской вътви, вътви къ Китайской границъ и пристаней парома-ледокола на озеръ Байкалъ. 1895-1901.
« Последнее редактирование: 12 Ноябрь, 2012, 15:12:35 от Grudinin »

Оффлайн Крюков-Грудинин

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 618
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
... в 1936-1938гг. мой дед, Грудинин Василий, помошником машиниста "бороздил" этот путь :)
« Последнее редактирование: 14 Ноябрь, 2012, 13:49:24 от Grudinin »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Ну, что же, такая хорошая помощь нам всегда нужна! :)
Продолжение:
Ст. Харанор:
Стр.106 - младший стрелочник Портнягин Иван Трофимович (25р. 50 коп.)
Так же есть информация по служащим станции Хадабулак и разъезда Соктуй.

Разъезд Даурия:
Стр.111 - начальники: Житковский Иосиф Майор....(неразб.) (оклад 90р) переведен из ст.Нерчинск-вокзал;
                Чернышов Константин Васильевич (90р) из нач.ст Кижа, на ст.Бырка.
                Лаптев Георгий Иосифович (90р) из кассиров ст.Могзон.
стр.112, помощники нач. разъезда: Плотников Митрофан Сергиев (60р) из Д-11 Куэнга, на р.№62.
стр.114 мл.стрелочник Воложанин Иов Самойлович (25р)+квартирные 6р.25 коп.

Ст.Шарагун:
стр.122 станционный сторож временно - Ветошников Георгий Иович (25р), уволен по прошению.

ст.Мациевская:
стр.125 - начальник ст. Ободовский Игнатий Николаевич (90р) из Д-11 ст Верхнеудинск.
стр.130 - младший стрелочник, временно Золотухин Семен Флегонтович (25р), переведен в сторожа охраны грузов.

По ст Манчжурия выписок не делала.

Ст.Урульга:
стр.149 - мл.стрелочник штатный Кириллов Андрей Иванович (25р) переведен из мл.стрелочников ст.Чита1.
стр.153 - сторож охраны грузов временно  Гантимуров Иван Афанасьевич (25р)

Далее сеть сведения по станции Зубарево - не выписывала.

Разъезд Савинский:
стр.163 - стрелочник  временно Гантимуров Архип Сергеевич (25р)
               стрелочник временно Гантимуров Петр Николаевич (25р)
                                                    Гантимуров Роман Венедиктович (25р)

Далее упоминаются служащие ст.Онон,  разъезд Размахнино.

ст.Шилка:
стр.187 - сторож охраны грузов временно Семенов Семен Александрович (25р)

 Разъезд Холбон:
стр.192 стрелочник- временно Дутов Дмитрий Ефимович (25р), из мл. стрелочников ст. Оловянная, уволен без прошения... ;
мл. стрелочник временно Буторин  Николай Алексеевич (25р).

Далее, по разъезду Апрелково выписок не делала.

Ст. Нерчинск-вокзал.
стр.202 нач.ст. Семенов Николай Дмитриевич (85р) переведен из Д-15 ст.Урульга
стр.203 - помощники нач.ст. - Желенин Конрад Александрович (70р), переведен из Д-11 Посольская.
                                             Осипов Тимофей Климентьевич (80р) из Д-10 Илька, уволен в Д-10 Зубарево
                                            Наумов Петр Михайлович (70р) из штат пом.нач. ст.Мишиха.
стр.204 - билетный кассир Ушаков Петр Михайлович (75р) из тех.конторщика Нерчинска.
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь, 2012, 07:30:25 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Продолжение:
то же Нерчинск-вокзал:
стр.205 тех.конторщик Фролов Иван Петрович (50р), переведен из технических конторщиков ст.Маккавеево.
стр.207 - весовщики: Житирин Алексей Романович (35р)переведен из тех.конторщиков ст.Чита1
                               Федоров Николай Николаевич (50р), переведен из тех.к. ст.Иннокентьевская
                               Карчевский Савватий Игнатьевич (50р) - то  же
                           временно Никитенко Яков Ананьевич (50р)- то же
стр.208 составители поездов - Яхломов Александр Алексеевич (50р) переведен из сцепщика вагонов Нерчинска.
стр.209. пилоты/проводники (!!! :)) поездов  -
  - Мишурин Поликарп (сначала врем. потом - штатно) жалованье 40р.
    Мельников Афанасий Иеронимович
    Захаров Сергей Иванович, переведен из мл.стрелочников этой же станции.
стр.210 мл.стрелочники: Кузьмицкий Иван Лукич (35р), из мл.стр. разъезда Атаманово.
                                временно Костючевский Федор Спиридонович(25р), из врем.ст.сторожей станции.
                               штатный Мошонкин Степан Пархомов (25р) - то же
                                              Мошонкин Иван Васильевич (30р), переведен из мл.стр. ст.Шилка.
                             временно Морозов Василий Петрович (25р) из мл.стр. разъезда №85.
                                            Гончаров илья Федотович (30р) из мл.стр. разъезда №53.
                                            Коряков Павел Иванович (35р) из сторожей ст.Нерчинск-вокзал
                                            Пшенин Федор Артемьевич (30р)
                             временно Горбарчук  Семен Давыдович (25р) из сторожей охраны грузов Нерчинска
                       временно Наймушин Алексей Дмитриевич(25р), из сторожей охр.грузов Апрелково
             
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь, 2012, 07:30:58 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Продолжение: та же ст.Нерчинск-вокзал.
стр.211 - станционные сторожа- Куница Иван Васильевич (25р) из водогревов ст. Нерчинск-вокзал.
                                                      Толстобров Владимир Александрович (25р)
                                                      Оврашко Климентий Лентьевич (25р)
Стр.218 сторожа охраны грузов - временно  Еманаков Елизар Федотов (25р)
                                                       временно Горбарчук Семен Давыдович (25р) из мл.стрелочников.
стр.214 носильщики багажа  - временно Овчинников Степан Дмитриевич (15р)
                                                временно Свинобой Ф. Пигасиевич (15р)
                                                временно Землянкин Александр Филиппович (15р)
                                               временно Щербин Петр Григорьевич (15р)

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Ст. Нерчинск-город:
стр.216 - нач.станции Пошубский Григорий Николаевич (125р) переведен из д-10 Борзя.
стр.217 - пом.Начальника Рыбалко Сергей Иоакимович.....из служащих(?) по приему грузов ст.Манчжурия.
стр.218- кассир-артельщик Башмаков Иван Александрович (100р) из кассиров-арельщиков ст.Чита1.
стр.219 - товарный кассир Левченко Николай Николаевич (100р)...
стр.221 - коммерческий конторщик Рудницкий Петр Викентьевич(45р) из врем. мл.стр.Нерчинска.
стр.222 - весовщики: Малкин Иосиф Андреевич (60р) из весовщиков ст.Чита1,
                                   Замятин Константин Васильевич (50р) из мл. весовщиков ст.Нерчинск-город.
стр.223 - сцепщик Баскаков Иван Александров (40р) из сцепщиков ст.Байкал.
стр.224 -стрелочники:штатно Петров Михаил Сергеевич (30р) из мл.стрелочников ст.Бырка.
                                    врем. Бахановский Максим Николаевич (25р)
                                    врем. Лукьянцев Павел Харитонович (25р)
                            штатно Спивако Петр Спиридонович (30р) из сторожей охраны грузов ст. Андриановка
стр.225 - станционные сторожа: Ащ...лов Максим Калистратович, из сторожей ст.Чита1.
                                               Кучерен Аким Никитин (25р) из мл. стр. ст.Нерчинск-город
стр.226 - сторож товарной конторы Протас Владимир Демьянович (25р)
стр.227 - сторож охраны грузов Долгирев Степан Никитович (25р) из шт.сторожей охраны грузов
стр.228 - привратник Кузьмицкий Иван Лукьянович (35р) из шт. мл. стрелочников Нерчинск-вокзал.

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Продолжение:
Ст.Бянкино - начальник Шалаев Афанасий Григорьевич (100р), из ст.Баян.
Стр.235 - сторож охраны грузов  - временно Баранов Тимофей Максимович (25р), уволен по несоответствию служебным требованиям.

Стр.236 - нач. разъезда Куэнга Летунов Федор Яковлевич (100р).

Разъезд Кокуй:
Стр.251 - нач. разъезда  Белокопытов Константин Андреевич (80р.) из Д-10 разъезда №55,
                   то же             Белокопытов Константин Андреевич (100р)из Д-10 ст.Могзон.
Стр.255 - врем.Баранов Сергей Осипович (25р) мл.стрелочник, из врем. мл.стр. разъезда №64.
Стр."56 - сторож охраны грузов Силкин Николай Иванович (25р)

Ст.Сретенск:
стр.276 - Бурмистров Николай Андреевич (30р), станционный сторож.
стр.278 - временно Тюрнев Владимир Павлович (25р), сторож товарной конторы .
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь, 2012, 07:32:01 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Тот же фонд и опись, ед.хр. 6 именуется - Список №3.
(Список служащих по станциям Заб.ж.д. 1911г)
 Там более 500 фамилий. Выписала заинтересовавшие меня(те, что "на слуху").

Стр.10 (№п.п.170)  Колусовский Александр Викентьевич, нач.ст.Шилка
стр.16 (245)   Зубков Тихон Абрамович, ст. сторож ст.Кипреген
           (247)  Кириллов Андрей Иванович, мл. стрелочник ст.Урульга
стр.19 (261)  Мищенко Родион Федорович, ст. дежурный кондукторской  комнаты ст.Хилок
стр.25 (291)  Воложанин Иов Самойлович, стрелочник разъезда №55
           (295)  Бобров Дмитрий Семенович, мл. стрелочник ст.Чита1
стр.26 (296)  Борщевский Мефодий Степанович, стрелочник ст.Танхой
           (300)  Бирюков Иван Васильевич, стрелочник ст.Боярская
стр.27 (301)  Бочкарев Иван Семенович, мл.стрелочник разъезда №83, уволен15.10.1911г. по прошению
стр.29 (311)  Елгин Филипп Степанович, мл.стрелочник разъезда №66.
« Последнее редактирование: 14 Ноябрь, 2012, 14:39:58 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
стр.30 (313)  Жеребцов Самуил Николаевич, стрелочник ст.Чита1
           (316)   Зверев Яков Аверьянович, стрелочник ст.Утулик
стр.31 (317)  Кухаренок Андрей Осипович,  стрелочник ст.Танхой
стр.34 (333)  Невинский Иван Касперович, стрелочник ст.Кедровая
           (336)  Огнев Василий Антонович, стрелочник разъезда №77
           (336?)  Огиенко  Василий Трофимович, стрелочник ст. Выдрино
           (337)   Охримович Викентий Юрьевич, стрелочник ст.Татаурово
стр.35 (337)  Ольшевский Иван Антонович, сторож кондукторской комнаты ст.Слюдянка
стр.37 (348)  Скляга Аким Алексеевич, сторож ст.Маритуй
           (357)  Смык Иван Сергеевич, ст.сторож ст.Слюдянка
стр.39 (353) Сотников Карп Иванович, станц.сторож ст.Верхнеудинск
стр.40 (362) Якубовский Иосиф Иванович,  стрелочник ст.Атаманово

« Последнее редактирование: 14 Ноябрь, 2012, 14:40:37 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Продолжение:
стр.43. (374)  Снегирев Василий Данилович, стрелочник разъезда №74
стр.47  (417)  Тараненко Ефим Родионович, стрелочник ст.Шарыжалгай
стр.52  (435)  Курочкин Трофим Кондратьевич, стрелочник ст.Бырка
стр.55  (482) Тюменцев Гавриил Михайлович, стрелочник ст.Иркутск.

Тот же фонд и опись, ед.хр. 7 (список служащих Управления Заб.ж.д. 1900- 1915г.)
 Этот список есть в одной из Памятных книг Иркутска, потому отметила  след. служащих:
стр.2  (21)  - Знаменский Александр Георгиевич- пом.главного бухгалтера
стр.5  (48)  -  Писарева Вера Федоровна, конторщик.

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11724
    • Просмотр профиля
А от Бориса Фомина можно вставку в сие стройное изложение информации сделать :) ?
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
 Михаил Викторович! Здесь я пока закончила изложение, тема открыта для умеренных реплик и добавки общественно-полезной информации.
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь, 2012, 07:33:37 от лузгина »

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11724
    • Просмотр профиля
От Бориса ФОМИНА.

КОНДУКТОРА.

Видно время такое, хоть и ушло в прошлое знаменитое время КОММУНЯК, но оно похоже вечное. Словно в песне, как пелось "Нет у революции начала, нет у революции конца". Видно и в отрасль железнодорожников вошли очередные копатели-историки, словно недра земли потрошат, геологи-старатели, и тут роют очередную яму. Видно не канули в прошлое те времена, когда, партбилет знаменитой ленинской кухарки, давал право учить хлебороба и им подобным, когда же сеять.  Около 40 лет назад, нам читал курс лекций "ОКЖД" 2 семестра знаменитый Сологуб. По его книгам, Общего Курса Железных Дорог (ОКЖД) было воспитано и будет выращено еще не одно поколение железнодорожников, не только России.

 В старину были на железке: машинисты и стрелочники, движенцы и путейцы, составители и кондуктора, проводники и контачи, связисты и сцебисты, кочегары и многие  другие специалисты отрасли, вплоть до поваров, кондитеров и кухарок. Менялась техника и технология перевозочного процесса (не может такой механизм стоять на одном уровне, это равносильно гибели), а с этим и менялись и отмирали некоторые профессии (кондуктора, частично стрелочники, кочегары и т.д., но кухарки вечны!).   На разных этапах они меняли свои лэйблы и форму, но функция была одна: обеспечить безопасную и своевременную перевозку грузов и пассажиров.

 Два больших технических решения сделали революцию в жд транспорте (не говорю  об изменение локомотивов, видов тяги, устройств автоматики и связи и т.п.). Это автосцепка и автотормоза Матросова. Первые ликвидировали лязг буферов (вагоны просто "вязались цепью" и буфера своими пружинами смягчали удары), а второе изобретение ликвидировало целый класс кондукторов, поначалу звались проводники, так как и проводники пассажирских вагонов тоже были "тормозилами", тогда.

 На товарных вагонах были специальные тормозные площадки - сейчас они канули почти в прошлое. Бригада кондукторов, приличная по численности, как и машинисты, принимали состав на своем «плече» (в моей родной Оловянной это был участок от станции Оловянной до станции Карымской, со сложным Перевалом на участке Андриановка-Бурятская с уклоном до 19 тысячных - это на 100  метров пути подъем составляет 1,9 метра, кто там бывал, то сразу прямо видно офигенный подъем).

Зимой эти кондуктора ездили в ватниках, валенках и постовых тулупах и при себе имели башмаки, флажки, свитки, гудки-рожки и фонари (внутри была керосиновая лампа). По команде гудка машиниста на отправление они отворачивали тормоза на своей тормозной площадки (как вы снимаете с ручника свою тачку) и сигналили (днем флажком и свистком, а ночью фонарем,  в метель и рожком) по цепочки до машиниста, что тормоза отпущены и можно трогать. Может быть  видели, как на больших станциях проводники пассажирских вагонов бывает "держат красный", когда в вагоне устраняют неполадки, меняют ремень генератора или не заправили водой или углем.
« Последнее редактирование: 15 Ноябрь, 2012, 15:28:22 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11724
    • Просмотр профиля
От Бориса Фомина (Окончание)

На спуске машинист подает гудок "Тормозить" и начинают с хвостового вагона закручивать тормоз кондуктор, передовая сигналами что выполнили команду и следующий кондуктор крутит тормозилку у себя и так по цепочки доходит до головного и от него машинисту, что тормозят. Кончился спуск и машинист гудком подает команду "Отпустить тормоза" и в обратном порядке крутят кондуктора свои тормоза и сигналят друг другу о выполнении команды. А уж остановку на станции или разъезде для обгона или скрещения поездов надо умело и прицельно тормознуть. И так весь путь, длиною в 150 км.

Тогда были целые Кондукторские Резервы и Резервы Проводников, так и звались. Для отдыха Кондукторских бригад были куда больше здания, чем для машинистов (3 человека на паровозе то всего) помещение. В Оловянной отдыхали Борзинские машинисты и Кондуктора. Здание бывшее, кондукторского резерва, мы его звали Г-образное было намного больше нашей начальной жд школы с ее 4 классами. Плавно оснащались вагоны этими тормозами и ликвидировались ТОРМОЗИЛЫ- Кондуктора.

Я застал еще пацаном, как ездили в конце состава "Хвостовые" в той же экипировке и с тем же инвентарем, может фонарь стал электрический. Была их функция уже на действия при пожаре на расцеп и растаскивания вагонов, а так же о прибытии в полном составе - не было еще автоблокировки.

У нас был сосед Иван Иванович, пенсионер, он ездил кондуктором во время войны, а в Гражданскую отходил с Каппелем от самой Уфы до нашей Манжурки.

Встречал, так же в литературе, что и в Царском Военном Флоте тоже были Кондукторы. По-видимому прообраз Сундуков - мичманов сверхсрочников в Советском ВМФ.


« Последнее редактирование: 15 Ноябрь, 2012, 15:30:15 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.