Автор Тема: Семейские Забайкалья  (Прочитано 85481 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Семейские Забайкалья
« : 27 Август, 2012, 17:59:46 »
Это будет общая тема, а то иногда встречаются материалы касательно семейских, а приспособить некуда.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #1 : 27 Август, 2012, 18:09:02 »
Куленда и Бырла
http://www.biografia.ru/about/pohod30.html

Очерк командира Алханайского партизанского отряда Петра Афанасьевича Аносова о том, как красные староверы воевали с белыми ононскими казаками. Помимо собственно войны очень много этнографических сведений, фамилий.

Прим. Куленда и Бырла это села Кулинда и Бырыла, сейчас Кулинды нет, а Былыра находится в Кыринском районе ЗК. Не знаю как другие, но я лично не знал, что семейские жили в верховьях Онона.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #2 : 30 Август, 2012, 05:21:33 »
Стала читать  Ведомость (список старообрядцев и количество членов их семей), присланный ГАИО и таблицу, приведенную в Приложении 5 к книге Ф.Ф.Болонева «Старообрядцы Забайкалья 18-20 веков» и обнаружила две досадные ошибки, вкравшиеся в книгу:
 На стр.318 в «Ведомости… старообрядцов» ( со ссылкой на ГАИО ф.50 оп.7 д.40 л.56-60об)  приписанных к Гутайской деревне,  «называющихся толку федосеева беспоповщина» указан Михайло Яковлев, в семье которого 6 душ мужского пола и  4 души женского пола. В копии с оригинала (ГАИО ф.50 оп.7 д.40 л.56-60об) указан Пахом Яковлев(количество членов семей то же).
На стр.319  в списке  старообрядцев с.Архангельского пропущен Афонасей  Иванов- число членов семьи- 1 душа мужского пола.
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #3 : 31 Август, 2012, 17:54:36 »
Архангельское общество. Старообрядцы.
ГАЗК ф.282 оп.1 №109,
Архангельской слободы старообрядцы, 1812 год
Старообрядческий крестьянин  Авдей Черных –сын Селиверст.
Старообрядческий крестьянин  Савва Иванов- сын Павел
Старообрядческий крестьянин  Петр Казазаев – сын Павел
Старообрядческий крестьянин  Григорий Бакланов – сын Павел
Старообрядческий крестьянин  Клим Яковлев- сын Павел(все четверо крещены в один день- 15 января)
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #4 : 31 Август, 2012, 18:03:50 »
У нижепоименованных не указаны  восприемные родители, в графе «Восприемные» запись- «погружен бабкою». У многих родившихся младенцев  не указаны имена. Вообще список  по форме составления вызывает ощущение какой-то нервности и раздражительности писавшего
Старообрядческие крестьяне:
  Киприан Черных- дочь Татьяна
  Василий Захаров – сын Федот
  Алексей Михайлов – сын Федот
  Федор Киприанов – сын Алексей
  Кирилл Захаров- дочь Федосья
  Ерофей Киприанов – сын Никита
  Тихон Черных –сын Мирон
  Василий Ларионов- дочь Наталья
  Емельян Леонтьев- дочь Вера
  Григорий Шишмарев – сын Киприан
  Авдей А..(лемасов?неразб) – дочь Фекла
  Исай Захаров – сын Киприан
  Григорий Грешилин- сын Сергей
  Осип Киприанов - дочь Прасковья
  Савва Грешилин – дочь Прасковья
  Мартын Алтынников- дочь Прасковья
  Тит Грешилин – Григорей
  Авдей Черных – сын Григорей
  Илья Кривошеев- дочь Марфа
  Никифор Негодяев – сын Мина
  Савва Родионов- сын Клементий
  Петр Колесников – сын Авдей
  Герасим Киприанов – сын Яков
Ист.тот же
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #5 : 31 Август, 2012, 18:06:17 »
Гутайского общества старообрядцы:
Игнатий Лазарев – сын Дрон
Даниил Коновалов- сын Нифантий
Ефим Максимов- дочь Варвара
Михаил Корелов – сын
Ефим Екушевский- дочь
Семен Капустин- сын Феодосий
Фома Коновалов – сын Василей (в.отец- Макар Коновалов, в.мать – дочь таковаго девица Аграфена Иванова)
Андрей Арефьев –дочь Ульяна
Василий Лазарев- близнецы Федор и Агафья
Леонтий Евстеев- дочь Евдокия
Старообрядческий крестьянин Григорий Ефимов - дочь
Старообрядческий крестьянин Увар Семенов – дочь
Крестьянин Дмитрий Лукъянов - дочь
Варлаам Никифоров – сын
Прокопий Климов – близнецы Федор и Ирина
« Последнее редактирование: 31 Август, 2012, 18:21:19 от uliaG »
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #6 : 31 Август, 2012, 18:20:50 »
Веденикт Капустин- дочь Татьяна
Николай Никифоров – дочь
Алексей Емельянов- сын
Василий Емельянов – дочь
Козьма Нагаев- сын Иван
Федул Нагаев- сын Василий
Федор Нагаев –близнецы Егор и Савелий
Ипат Лазарев – дочь Ирина
Григорий Козьмин – сын Игнатий
Тихон Козьмин – дочь Афимья
Федор Козьмин – дочь Ирина
Гаврил Бондырев- сын Иван
Андрей Коновалов- дочь Анисья
 Иван Климов – сын Прокопий
Василий Агафонов- сын Ульян
Григорей Козьмин- сын Демид
Гаврил Бондырев- Никифор
Степан Иванов- близнецы Яким и Анна
Карп Маслов- сын Тимофей
Нифантей Коновалов- сын Василей
Федор Козьмин – сын Никита
Григорий Ветошкин- сын Филипп
Прокопей Кравцов – дочь Палагея
Ипат Захаров – близнецы Фекла и Агафья

Ист. тот же

Интересно, что в 1812 году  у Гутайских старообрядцев   в 39 семьях родилось 44 ребенка, то есть на 39 родов -  5 пар близнецов. Это   больше   10%. Близнецов изучают немногим больше ста лет, и, согласно статистике, обычный их процент составляет от 1,1 до 2,1 (в зависимости от различных условий- климат, расовая принадлежность, условия жизни, питания и т.д.). Что же произошло в 1811-1812 годах, что вызвало такой пик рождаемости близнецов- почти в 10 раз?
« Последнее редактирование: 31 Август, 2012, 18:23:08 от uliaG »
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #7 : 18 Сентябрь, 2012, 11:33:21 »
Рапорта в Верхнеудинское духовное правление о принятии иноверцев в Христианскую веру в 1839-1840г.г. (ГАЗК ф.282 оп.1 д.572)

Ведомость о обращении от раскола к православию.
Октября 24 дня 1839
Дочь крестьянина раскольнической секты Куналейского селения Тарбагатайской волости Луки Назарова девица Варвара 20 лет 21 дня октября месяца присоединена от раскола к православию по чиноположению православной грекороссийской церкви священником Михаилом Поповым и записана в метрику под номером 56, причислена к приходу Куйтунской Николаевской церкви…
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Самсонов

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 507
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #8 : 18 Сентябрь, 2012, 18:16:50 »
Поразительно!!!! Как просто человека двумя росчерками пера обратили в "правильное христианство", оказывается таинство совершается только от того, что записан в МК правильного толка....
Решетниковы, Недорезовы - с.Захарово Красночикойского р-на Читинской обл. (ранее  Коротковской (ранее еще Урлукской) волости Верхнеудинского уезда).
Самсоновых - с.Захарово и с.Урлук
Ососковых- с.Коротково Красночикойского р-на
Черепановых, Хлюстовых, Ревякиных из с.Байхор
Коноваловы -с.Фомичево

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #9 : 19 Сентябрь, 2012, 03:26:01 »
Алексей, малое количество  каких-либо документальных следов -основная трудность при поиске корней семейских. Они мастерски уклонялись от контактов с церковью. Здесь же, в дополнение к вышеприведнному документу, можно добавить, что Варвара была уличена служителями православной церкви  в том, что у себя в доме устраивала моления, и попала под суд (об этом упоминается вскользь), Возможно, принятие православия  было совершено ею не совсем доброольно, но вполне осознанно - скорее всего, был достигнут некий компромисс о смягчении наказания, или освобождении от наказания в случае ее отказа от раскольничества и принятия православия
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Самсонов

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 507
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #10 : 19 Сентябрь, 2012, 21:34:12 »
Вот оно как получается-то....
Решетниковы, Недорезовы - с.Захарово Красночикойского р-на Читинской обл. (ранее  Коротковской (ранее еще Урлукской) волости Верхнеудинского уезда).
Самсоновых - с.Захарово и с.Урлук
Ососковых- с.Коротково Красночикойского р-на
Черепановых, Хлюстовых, Ревякиных из с.Байхор
Коноваловы -с.Фомичево

Оффлайн Сибирячка

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 822
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #11 : 21 Сентябрь, 2012, 07:48:07 »
Вокальный ансамбль "Ивушка" в Бурятии.

Не хуже Бурановских!

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #12 : 24 Сентябрь, 2012, 08:02:39 »
Рапорта в Верхнеудинское духовное правление о принятии иноверцев в Христианскую веру в 1839-1840г.г. (ГАЗК ф.282 оп.1 д.572)

12.05.1837  издан Указ Святейшего Синода от №5552 об уменьшении  раскола и об открытии училищ для первоначального обучения старообрядческих и поселенческих детей.
В нем, в частности, указано, что «Старообрядцев немалое число душ имеется в нижеследующих приходах…….., а именно –Верхнеудинского округа в селах Тарбагатай, Мухоршибирь, Куйтун, Хилок, Елань, Верхняя Кудара, в Урлукском и в Петровском заводе…», в связи с чем необходимо:
1)   открыть училища для старообрядческих, а вместе с тем и  поселенческих детей с определением в оные ныне состоящих в тех приходах священников, дьяков и причетников;
2)   училища на первый раз иметь в домах своих (имеются в виду дома служителей церкви);
3)   детей принимать с согласия и желания родителей или родственников и не против воли и не принуждать;
4)   обучить детей по нижеследующим правилам:
        1) обязательное первоначальное обучение относится к обязанностям приходского духовенства, которое сим средством и случаем должно пользоваться для исполнения своей беспрекословной обязанности наставлять детей в вере и благочестии
        2) сие обучение производить домашним образом;
        3) (учителя) назначаются на усмотрение Епархиального Архиерея;
        4) он не только принимает для обучения детей, но и …(неразборчиво) к сему  родителей и детей;
        5)Обучать чтению церковной и гражданской печати, а желающих и письму, между тем ученики должны изучить на память молитву Господню, Символ веры, 10 заповедей, Стих «Богородице, дево, радуйся», к чему учащимся присовокупить краткое и самопростейшее изъяснение оных из катехизиса, и главнейшие сказания из Священной Истории, передаваемое в виде разговоров и рассказов, по временам и случаям возобновляемым, без школьной принужденности и буквального вытверждения на память
       6)Оказавшим успехи в церковном чтении в праздничные дни давать в церкви место на клиросе, приохачивая их к церковному пению и по возможности употреблять к церковному чтению, дабы очевидность успехов их служила во утешение родителям и в поощрение прочих к чтению
       7)Смотря по удобности, можно к предмету учения присовокупить начала арифметики
       8)Начать обучение можно с детей православных, дабы затем привлечь и раскольнических;
       9)Если раскольники наипаче пожелают отдать детей своих в учение как по книгам старопечатным, изданным в единоверческой типографии, принимать их с сим условием и обучать по сим книгам;
      10)Учащий должен употребить особое внимание, чтоб ..(обучать) неимущих детей раскольников и не раздражая родителей их жестокими укоризнами против раскола, внушать уважение к православной церкви
      11) Постоянное время учения должно продлеваться от окончания осенних полевых работ до начатия весенних примерно от 1 сентября до 1 мая. В летние месяцы ученики могут собираться в послеобеденное время…(текст размыт). Август- ученье совсем прекращается.
      12) Учебные книги-Азбука, часослов, Псалтырь, начатки Христова учения могут быть заведены на счет церковных кошельковой суммы и считаться церковными. Учащиеся по книгам старопечатным должны представить их от себя.
     13) При каждом полугодовом осмотре церквей Благочинному представлять имянной список с показанием- с которого времени учатся, сколько успели, и какими усматриваются в поведении. Дети, достаточно обученные испытываются  при Благочинном местным священником и сельским поселенным начальником и о сем составляется журнал за подписанием всех сих лиц и представляется Епархиальному Архиерею

5)   Объявить избранным в учителя, что епархиальное начальство неустанно будет смотреть на действия и успехи их,  на основании Указа 1836г. ходатайствовать о приличном награждении
6)   Для детей служителей мужского пола открыть училища во всех мужских монастырях, а для женска пола- в Иркутском Знаменском девичьем монастыре. Представить настоятелям, строителю Чикойского заштатного Иоанно-Предтеченского монастыря и Настоятельнице Знаменского девичьего монастыря поместить оные на первый раз в праздные кельи и избрать из братии достойных занять учительские должности иеромонахов и белаго духовенства, а в женском- из сестер, утвержденных в звании учителей безместных представить к Его Преосвященству. Для больших успехов в преподавании детям первоначальных наук изближения старообрядцев с православной церковью иметь бдительный надзор за сельскими учителями местным протоиереям и Благочинным, а в монастырях- настоятелям и настоятельницам
7)   Для первого обзаведения училищ книгами согласно Указу Святейшего Правительственного Синода 1836г. в 29 день октября состоящему выдать из церковно-кошельковых сборов по 50рублей.

Рассылка датирована февраля 28 дня 1838года.
« Последнее редактирование: 24 Сентябрь, 2012, 08:06:05 от uliaG »
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #13 : 24 Сентябрь, 2012, 08:15:02 »
Ответы (рапорты) приходских священников об исполнении Указа:
Петро-Павлозаводской церкви (Петровский Завод)  рапорт священника Шергина в Верхнеудинское Духовное правление:
Вследствие Указа оного Духовного правления «об открытии училищ для первоклассного обучения старообрядческих и поселенческих детей», оному Духовному правлению отрапортовать сим честь имею, что в приходе моем старообрядческих детей не имеется, а поселенческих хотя и есть небольшое число, но родители сих на предлагаемые мои советы и убеждения отозвались, что по бедному своему состоянию детей своих для обучения в заводе содержать способов не имеют, ибо жительство их от завода простирается на разстояние от 22 до 50 верст. А у (текст размыт)….разного звания Петровского завода дети обучаются в заводском казенном училище, учрежденном Горным начальством.


Приходской священник Куйтунской церкви сообщил, что его дом слишком мал, чтобы устроить там училище...


Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Семейские Забайкалья
« Ответ #14 : 24 Сентябрь, 2012, 08:20:05 »
Священник Тарбагатайской Зосимо-Савватиевской церкви Трапезников сообщил о невозможности выполнения указа, покольку ,  «… ныне вижу явственно, что прихожане почти оставили попечение свое об (строительстве) дома для священника,  дом его собранный вчерне только, и к побелке онаго не приступают…. Я не предвижу боле никаких средств к устроению вышеозначенного дома, как по понуждению их(прихожан) к этому посредством земской полиции…»

Священник Баргузинской преображенской церкви Шангин сообщил, что средств на обучение не имеется.
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино