Автор Тема: Чарующая Монголия  (Прочитано 141547 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Чарующая Монголия
« : 20 Февраль, 2011, 17:34:16 »
   Давно собирался открыть эту тему, которую хочу посвятить традиционному искусству монгольских народов. Ведь искусство один из способов познания окружающего мира.  В полной мере это распространяется и на познание истории.  Можно прочитать огромное количество книг  по истории империи Чингисхана, однако никогда не добиться достаточного представления о прошлом, не понять смысл многих вещей без знакомства с духовными традициями народа.
   
       Не знаю – найду ли я себе соратников на этом пути, ведь для многих участников сайта, наверное, не просто воспринять чужую традицию, хотя тем, кто считает себя забайкальцем,  сделать это проще. Ведь, вовсе не по территориальному признаку, а именно в результате взаимодействия русской традиционной культуры с культурой  кочевников, возникла та  неповторимая  общность людей называемая  забайкальцами.

   Если у кого, что есть по заявленной теме, прошу выкладывать, пусть даже просто какие-то мысли.
« Последнее редактирование: 05 Октябрь, 2011, 16:18:27 от άλβερτ »
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #1 : 21 Февраль, 2011, 08:00:59 »


Красивый клип, красивая стилизация традиционной монгольской музыки в исполнении ансамбля Boerte. Клип снят по мотивам документального фильма "История плачущего верблюжонка" (производство THINKFilm и National Geographic).
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #2 : 21 Февраль, 2011, 15:59:07 »
Н. Рерих "Гэсэр-хан"

« Последнее редактирование: 17 Август, 2012, 11:52:07 от Albert »
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #3 : 21 Февраль, 2011, 16:58:28 »
Ствол у дерева серый,
Свечи в желтой листве,
А в стихах о Гэсэре -
Битва в каждой главе.
Нам за ястребом в тучах
Почему б не погнаться,
Родословной могучих
Почему б не заняться?

Так начинается "ГЭСЭР" Бурятский народный эпос, в замечательном переводе Семена Липкина. Сейчас я перечитываю этот бурятский вариант эпоса, очень интересно читать в свете прожитых лет, за которые удалось приобрести кой-какие знания и опыт. А первый раз я прочел "Гэсэра" лет в четырнадцать, тогда, меня больше всего поразила история о железной птице. Я долго ломал голову - что же это могло быть в те древние времена...

По этой ссылке среди других эпосов есть "Гэсэр" http://lib.ololo.cc/b/216769/read Примечательно, что это скан книги, которую я читал в 70-е годы.
« Последнее редактирование: 24 Февраль, 2011, 02:48:25 от Albert »
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #4 : 22 Февраль, 2011, 17:21:09 »
       А это моя самая любимая уртын дуу, или по русски, протяжная песня, можно сказать классика и вершина жанра традиционной монгольской и бурятской музыки.
       В данном случае в исполнении монгольского ансамбля "Мандухай", оформлено в виде слайдшоу, в смысле мои фотографии, а песня с альбома ансамбля. Альбом этого коллектива, к сожалению у меня только один, еще наверное лет семь назад разжился альбомом и больше ни в сети и вообще нигде данный коллектив мне не встречался. Может просто не делали других записей.
       

       Ссылка: http://www.youtube.com/user/silach2010?feature=mhum#p/a/u/1/rcz7aT1fgtU
« Последнее редактирование: 23 Февраль, 2011, 12:59:33 от Albert »
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #5 : 23 Февраль, 2011, 13:47:20 »
\

или здесь http://www.sunhome.ru/audio/arhi.htm Песня "Архи" в исполнении монгольской певицы и исполнительницы на цитре ятага - Жамьян Урантогс. Также, как и раньше, на свое слайдшоу я наложил песню с альбома.

Эта певица выступала и в России в составе известной бурятской группы "Намгар"
« Последнее редактирование: 23 Февраль, 2011, 14:02:13 от Albert »
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Виктор Балдоржиев

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 106
    • Просмотр профиля
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #6 : 24 Февраль, 2011, 01:32:55 »
Спасибо, Альберт. По мере возможностей буду Вам помогать. Сейчас я перевожу с монгольского и бурятского на русский язык стихи. Там у меня друзья - Байгалсайхан, ректор Государственного университета Монголии, преподаватели. Попрошу их принять участие. Может быть, тема  и развернется. Сейчас напишу им...

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #7 : 24 Февраль, 2011, 02:24:46 »
Виктор Балдоржиев   

      Было бы здорово, если бы к этому подключились знатоки вопроса, я ведь так любитель, просто парень выросший на границе Агинской степи, когда монгольский мир входил в дом самым разным способом, от легенд и обычаев до предметов обихода.
      С песнями все тоже просто, сколько себя помню я слушал радио, в частности радиостанцию, может кто и знает такую, "Степные рассветы". Альтернативы в виде телевидения у меня долго не было. Вот так и рос между радио и когда научился читать, журналом "Мурзилка" Поэтому песни степей вполне естественно нашли свое место в моем мироустройстве и не являются для меня экзотикой, как например ирландские танцы.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Виктор Балдоржиев

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 106
    • Просмотр профиля
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #8 : 24 Февраль, 2011, 08:21:04 »
Написал в Монголию. Русским они владеют прилично. Жду ответа. Дал ссылку на сайт.

Оффлайн Виктор Балдоржиев

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 106
    • Просмотр профиля
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #9 : 24 Февраль, 2011, 13:18:09 »
Вот такой религиозный комплекс 18 века находится в Монголии недалеко от Халхин-гола.


Самым известным поэтом Монголии второй половины XX века был Ринчингийн Чойном. В народе его любили также, как и Высоцкого в Советском Союзе. Чойном - это двойная, тибето-монгольская фамилия, где Чой - книга с тибетского, Ном - тоже книга с монгольского. Поэт несколько лет сидел за политические взгляды в тюрьме. Сегодня его книги и записи уже становятся предметами бизнеса... Я намерен перевести его стихи на русский язык и издать в России. Вот мое посвящение, написанное лет пятнадцать назад.


«Каким искусство, зельем, смрадом…»

Памяти монгольского поэта
Ринчингийна Чойнома…

Каким искусством, зельем, смрадом,
Себя всех больше возлюбя,
И всем – чем надо и не надо
Вы заполняете себя?

Под что и как бы не рядились,
Как не сходили бы с ума,
Вы все пусты! И без усилий
Вас отвергает жизнь сама…

В степи зеленой, в юрте белой,
Под небом солнечным рожден,
Живет монгол! Душой и телом –
Наполнен только жизнью он!

23 апреля 1996 года. День.

Оффлайн AlbertАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #10 : 24 Февраль, 2011, 17:05:13 »
     Замечательные стихи! Очень кстати Вы их разместили. Я несколько ранее, здесь же, задумал поместить  ссылку на документальный фильм «История плачущего верблюжонка» и пытался выразить словами идею фильма. Эти стихи как раз выражают все то, о чем фильм и больше никаких слов не надо. Можно сказать, что фильм "иллюстрирует" стихи. Осталось только указать адрес и некоторые данные фильма.
 
     Фильм размещен на видеосервисе You Tube  разделен на 9 частей по 10 минут, это ссылка на первую часть, остальные можно найти без труда (обычно после просмотра следующая часть появляется автоматически)

     Режиссер Бямбасурен Даваа, Луиджи Фалорни, совместный проект компании THINKFilm и National Geographic.

     Сайт фильма http://www.nationalgeographic.com/weepingcamel/index.html Кстати фильм в 2005 году номинировался на "Оскар"

Кадры из фильма:







      Кадры из фильма сам не стал вырезать, воспользовался готовыми из "Живого журнала" по этому адресу: http://community.livejournal.com/to_cite_movie/22568.html там есть еще.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Виктор Балдоржиев

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 106
    • Просмотр профиля
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #11 : 24 Февраль, 2011, 20:19:15 »
Да... Я же служил там. Посмотрел и даже писать не могу. Многое вспомнил. В 2006 году на возрождении журнала "Байкал" ко мне подошел высокий, симпатичный монгол и крепко обнял меня. Он узнал запыленного сержанта, который приходил к ним в Далан-Дзадагаде в школу и раздавал конфеты. Им был я. А тот парнишка ныне ректор госуниверситета Монголии. Ныне мне снится Гоби...

Спасибо! Тема должна пойти. Байгалсайхан с другом пока молчат.
Надо бы обратить внимание и на Баргу. Там же и барга-монголы, дагур-монголы, бурят-монголы. Бурят-монголы рядом с Трехречьем - Шэнэхэн, переводится - Новая Земля. История богатая. Да, я же должен книгу делать, есть кое какие записи... Найду... Это черновики к работе о призвании... Куски, фрагменты...

Третье обоснование основы

Любое обоснование должно быть подкреплено результатами. Единст-венный, имеющийся для нас, пример – результаты труда наших земляков и родственников, живших и все еще проживающих в Китае. Именно там долгое время сохранялась незамутненная идеологией частица души, совести и при-родного призвания забайкальцев. Русское население Трехречья проживало на территории свыше 11 тыс. кв. км. Буряты Шэнэхэна (Новой Земли) в Китае до сего дня живут на более чем 9 тыс. кв. км. Именно в этих осколках старого За-байкалья  есть зачатки будущей модели развития нашего степного края.
Россию мы не обустроим, но район – можем и должны.
Соединив гармонично опыт прошлого, достижения советского периода и современные технологии, мы, умудренные «перестройкой, перестрелкой и пе-рекличкой», сможем определить тактику и стратегию развития региона, уви-деть модель нашего будущего. Обосновать модель нашей основы. Но это воз-можно только при пробуждении исторической памяти и возрождении призва-ния. Никакие другие фантазерские программы идеологов от какой бы то ни было партии никогда не дадут результатов, ибо любая иллюзия, а идеология всегда иллюзия, способна дать только временное облегчение, за которой не-пременно последует разруха, страшнее предыдушей. Это закон развития бо-лезни, особенно социальной болезни. Человек, следующий за идеологией – не только больной человек, но болезнь его заразна, а тот, кто повинуется своему призванию, следует божьему промыслу, провидению, не нарушая законов природы и эволюции.
«Поля вдоль железнодорожного пути были покрыты позолотой созре-вающих посевов; на лугах виднелись бесконечные стога и копны сена. И все же, это было не то, что до войны, когда миллионы рабочих рук, отнятых те-перь фронтом, оставались дома. Читая теперь в советских газетах о «достиже-ниях» в колхозном, индустриальном и пр. экономических фронтах и сравнивая то, о чем на весь мир вещают большевики, с тем, что было до их прихода к власти, становится ясным в какую нищету и одичание ввергли они наш несча-стный народ в результате двадцатилетней своей власти в России», – писал в 1938 году Григорий Михайлович Семенов в Китае, вспоминая о своем воз-вращении с фронта домой в 1917 году.
С жизнью русского населения в Трехречье нашего читателя мы знако-мили. Повторим только несколько фактов. До 1956 года в китайском Трехре-чье проживало около 18 тысяч русских забайкальцев.
Вот несколько выдержек из монографии «Русское население Трехречья» Юлии Аргудяевой:«Челотуй. Заимка на месте будущей деревни основана А. П. Морозовым в 1914 г. Впоследствии выросла в небольшую, но одну из са-мых богатых (по количеству овец) деревень. Только у сына, основателя заим-ки П. А. Морозова, их было около 7000. Русские покинули деревню в 1955-1956 гг...
Светло-Колуй. (Светлый Колуй). Заимка на месте будущей деревни, на-считывавшей к 1945 г. 50-60 дворов, была основана в 1910 г. И. Е. Бизьяно-вым. Как и в других деревнях степной полосы Трехречья, жители Светлого Колуя имели большое количество скота. Здесь, пожалуй, не было хозяина, ко-торый держал бы менее 500-1000 овец, а сын основателя первой заимки имел более 6000 голов. Русские покинули деревню в 1956 г.
Лапцагор. Заимка на месте будущей деревни основана в 1905 г. П. Был-ковым. К 1945 г.  деревня насчитывала не более 20 дворов, однако на каждый двор при ходилось не менее 1000 голов скота. Русские покинули деревню в 1955-1956 гг.»  Органы госбезопасности советского государства предприни-мали неоднократные попытки уничтожения своих сородичей в Китае, начиная с 1928-1929-ых годов, пока окончательно не переселили их в СССР во второй половине ХХ века.
Что же беспокоило служителей идеологии, главный принцип которой «все поделить»? Причины беспокойства советская периодика в силу природ-ной недальновидности называет разные, советские «инженеры человеческих душ» в души людей никогда не углублялись, если не сказать, что даже не зна-ли о существовании души. Основная причина высказана основателем соцреа-лизма М. Горьким, сказавшим, что главный враг русского мужика другой рус-ский мужик, который хоть чуть-чуть живет лучше его. Вместо того, чтобы ле-чить эту болезнь, коммунисты усугубили ее пресловутым понятием классовой борьбы. Итак: режим беспокоили – преданность призванию и вековому укладу «других русских мужиков», где община, решая важнейшие вопросы жизне-устройства, не делит частную собственность. Идеологии и халяве там  места нет, есть труд по призванию. Это основа.
Странным образом в 1945 году и позже органы госбезопасности не тро-нули бурятское население, которое начало селиться в местности Шэнэхэн Ки-тая с 1903 года, после земельной реформы в России. До 1930-х годов было не-сколько волн миграций. Основная причина миграции – нехватка пастбищных угодий, позже – революция и война. Ныне в Шэнэхэне проживает 7000 бурят. Китай выделил бурятам территорию в 9 тыс. кв. км. Это территория равна, примерно, одному или двум районам Забайкальского края. В Ононском районе 5, 8 тыс. кв. км, население чуть более 11000 тысяч человек.
Ныне скот 7000 бурят Шэнэхэна на 9 тыс. кв. км. уже не умещается. Большинство бурят ушло в Китай именно с берегов Онона и Торея, Адун-Челона, Борзи, Харанора, Хадабулака. Природа и климат там и здесь идентич-ны. Начиная с 1989 года, поездки российских и китайских бурят к друг другу в гости, особенно в Ононский район, стали обычным явлением, ибо все буряты связаны родственными узами. И моих родственников в Китае очень много. Так вот: дорога до Шэнэхэна и Хайлара  платная, а потому идеальная, но свернуть в сторону невозможно. По обе стороны все загорожено, и насколько хватает взгляда – пасется скот. Огромное количество скота! Вся территория поделена на участки для скота и огорожена. Кончилась на одном участке тра-ва, скот перегоняют на другой участок, а на старом снова растет трава. И так бесперерывно! При наших масштабах такое развитие животоводства за всю советскую историю не практиковалось...
У меня собран огромный материал о бурятах Шэнэхэна, многие из кото-рых мои родственники. Приведу отрывок из сборника «Алтаргана-2006». «...Здесь, в хулунбуирских степях, сохранился заповедный уголок бурятского духа, культуры и языка, практически не тронутый инородным явлением. Этот район раскинулся вблизи Хайлара, крупнейшего города севера Автономного района Внутренняя Монголия. Шэнэхэнские буряты до сих живут полукоче-вой жизнью. Зиму они проводят в капитальных кирпичных домах, с кирпич-ными же надворными постройками, а летом перебираются на пастбища. Ота-ры, стада и табуны, легкие проволочные изгороди, леспосадки, стоящие по-одиночке кирпичные дома, сверкающие разноцветными крышами, войлочные юрты, джипы и мотоицклы – все это заполняет бескрайнее пространство сте-пи.
Мы побывали в гостях у молодой красивой женщины Сэрэнбаир. Она с мужем и детьми живет в новом кирпичном доме. Полы в нем из керамической плитки, окна большие, рамы металлические. В четырех комнатах просторно и чисто. Сэрэнбаир кипятит на газовой печке чай с молоком, ставит на стол топ-леное масло и домашний хлеб. Попотчевав гостей, хозяйка спешит во двор доить корову черно-белой масти симментальской породы. Коров у семьи больше десятка, у них еще более десяти лошадей, овцы и козы. Дом они по-строили за 30 тысяч юаней, это около 105 тысяч рублей, хлев и поскотина также построены из кирпича. «Лесоматериалы у нас дорогие», – говорит Сэ-рэнбаир. А вот один кирпич на российские деньги стоит пятьдесят копеек. Электроэнергию дают ветровая установка и солнечные батареи. Все это по-зволяет круглый год вести вполне благополучную и благоустроенную хутор-скую жизнь вдали от цивилизации. Ведь они ни в чем не нуждаются. Все дос-тижения и результаты труда – под рукой.
– Зато отпала потребность в кочевках, скот всегда под присмотром, – го-ворит хозяйка. – Все блага городов у нас есть. Поговорить приходят соседи. А работы по хозяйству – не продохнуть!
Шэнэхэн делится на три крупных поселка. Одно из них Барун сомон. В конторе целый день людно. Руководитель партийной организации – главное лицо в селе, дарга. Содном-дарга полдня проводил рабочее совещание, хотя колхоз здесь был ликвидирован в 1983 году, скот роздан, земля поделена. За 10 лет количество скота увеличилось в несколько раз! (А у нас, за 30 лет? Прим. автора).
– В поселке проживают 3600 человек, на них приходится 150 тысяч го-лов скота – овец, коз, коров, лошадей, верблюдов, – рассказывает Содном-дарга.
Государство сохранило всю инфраструкттуру: больницу, ветлечебницу, музей, детский сад. К селу проложена современная автострада. Здешние буря-ты живут во многом лучше своих российских собратьев, хотя не всем в Шэнэ-хэне удалось вписаться в рынок. В Хайларе и Маньчжурии буряты открыли десятки бурятских кафе и закусочных. Несмотря на благополучие, в среде шэ-нэхэнцев сохранилось желание вернуться на этническую Родину. Нам, живу-щим в условиях России, особенно нужны их знания и опыт, сохранившиеся традиции и обычаи наших предков...»
История бурят Шэнэхэна – сложнейшее и удивительное явление, еще не описанное на русском языке. На китайском и старомонгольском языках эту историю поведали мои родственники – покойный Бодонгут Абида и ныне здравствующий, девяностолетний Самбугэй Лхамасурэн. Мне же предстоит описать уникальную историю на русском языке. В этих событиях беспрецен-дентные перекочевки, схватки с другими, более многочисленными, племена-ми, войны, страдания и мучения в годы «культурной революции». И все это только ради того, чтобы сохранить своеобразие народа, быт, традиции и, са-мое основное, призвание, которое и дает подлинные результаты... Сегодня у бурят Шэнэхэна огромное количество скота, их дети учатся в разных городах Китая, России и других государств мира, их певцы и поэты выступают на эст-радах крупнейших городов континентов. Но где бы и кем бы не были шэнэ-хэнцы, они всегда помнят о своем призвании и возвращаются домой.
Во времена японской оккупации их было не более 5 тысяч человек, но японцы ценили именно их, как воинов и организаторов. Вокруг были много-тысячные племена, японцы же обучали бурят в своих школах. Я насчитал из среды шэнэхэнских бурят пока 3 генералов. Видел их фотографии. Бурят Ур-жин Гармаев, умнейший человек и потомственный животновод, стал генерал-полковником Квантунской Армии. Во время Халхингольского конфликта он отдал приказ своим частям не стрелять в сторону советско-монгольских войск. Ибо там были братья...
Мне кажется, что русские и буряты Китая, несомненно, выиграли ду-ховную битву, ибо созидает только дух. Будущее именно за такими людьми. Вся их жизнедеятельность зависит от природного призвания, а не от идеоло-гии и режима. История показала, что они стали сильнее, а мы слабее. Призва-ние кормит человека, обучает, ведет по жизни к новым и новым открытиям и высотам. Иного не дано. Такой человек самостоятелен. Заононье только зна-комится с такими жизнестойкими и жизнеутверждающими примерами.
Сегодня степь Шэнэхэна весной, летом и ранней осенью зеленая. Вся трава поедается скотом. А у нас степь серая, в подпалинах пожаров. От Забай-кальска до Тут-Халтуя трава не поедается скотом, ибо скота мало, а мы следуя идеологии, потеряли призвание, обычаи и традиции, дух потеряли. Свидетель-ством тому наша степь, покрытая ветошью и из года в год, пропадающие на корню тонны и тонны бесценных и целебных трав. Кого это беспокоит, если исчезает даже наш уникальный Цасучейский бор?..
Но в памяти у нас есть  еще одно обоснование и надежда – былая мощь наших колхозов, о них мы не вправе забывать, если собираемся увидеть под углом сияющего будущего модель своего жизнеустройства, нашу основу. Но это обоснование пока еще живо в нашей памяти…

P. S. По моему глубокому убеждению и опыту жизни, все приграничные окраины России на глубину в 200 километров должны быть наделены особым статусом и находиться под неусыпным бдением  и юрисдикцией Президента России, что обеспечило бы высочайший престиж, а также территориальную и продовольственную безопасность страны.



На снимке: бурят-монголы Шэнэхэна. Их предки ушли с берегов Онона, Адун-Челона, Торея, Борзи и других мест степного Забайкалья...
« Последнее редактирование: 24 Февраль, 2011, 20:43:01 от Виктор Балдоржиев »

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #12 : 25 Февраль, 2011, 04:59:21 »
Названия эти в простом народе почти не известны и никогда не употребляются.
Понедельник - тоба - горак или даба
вторник - мигмаре или мингмарь
среда - дакбу или сагба
четверг - бурбу или пурба
пятница - басанг
суббота - бинбэ или бинби
воскресенье - нима
Хотя названия дней буряты не знают и различают по числам месяца, ламы применили семиричное деление буддийских ученых и в Дацане дни недели имеют названия.
Г.М. Осокин. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии юго - западного Забайкалья. Санкт - Петербург. 1906 г.
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Виктор Балдоржиев

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 106
    • Просмотр профиля
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #13 : 25 Февраль, 2011, 07:07:04 »
 Календари же издали лунные. Там все и написано. Сейчас посмотрю: понедельник - даба, вторник - мягмар, среда - лхагва, четверг - пурвэ, пятница - баасан, суббота - бямба, воскресенье - няма. Не правда ли, многих бурят и монголов так зовут, правда, транскрипция во многом не на уровне, нет единого написания...

Оффлайн Виктор Балдоржиев

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 106
    • Просмотр профиля
Re: Чарующая Монголия
« Ответ #14 : 25 Февраль, 2011, 07:15:45 »
А вот дацан в Шэнэхэне. Точная копия Цугольского дацана!.. Интересно, что из города Хулунбуира в Читу поступило 3 миллиона рублей на реставрацию памятника, погибшим на Халхин-Голе. Что характерно? А то, что у нас, как писал Булгаков, чего не хватишься - нет. Сами только хитрить можем. А люди воли и духа, которые мы растеряли, шлют нам деньги на наши же памятники... Во всех наших районах с каждым часом все омерзительнее становится жить. Но приезжают родственники из Китая - мгновенно реагируют на ситуацию. И на душе становится радостно.