Автор Тема: Монастыри, церкви и священнослужители Забайкалья.  (Прочитано 69496 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
                                                                   
chita.eparhia.ru Газета "Православное Забайкалье"

№ 4 (303) 11 февраля 2011 г. Статья. Из истории первого монастыря в Восточном Забайкалье.

« Последнее редактирование: 18 Февраль, 2011, 07:55:51 от peshkov62 »

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
Первым архиепископом Сибирским и Тобольским стал Киприан (Старорусенников). Вскоре по прибытии он призвал к себе оставшихся в живых товарищей Ермака, чтобы собрать от них сведения о походе в Сибирь, и велел записать эти сведения. Архиепископ Киприан записал в синодик Тобольского собора имена павших в битвах сподвижников Ермака и приказал их поминать в церквах ежегодно в «сборное воскресенье», или воскресенье первой недели Великого поста, когда возглашалась память о первых завоевателях Сибири (до изменения в 1869 г. Святейшим Синодом чина Торжества Православия). В Черепановской летописи имеется следующий отрывок с именами завоевателей Сибири: «Помяни, Господи, пострадавших Твоего ради имене святого и кровь свою проливших по благочестии, победивших в Сибири безбожного царя Кучума, атаманов: Ермолая, Иоанна, Никиты, Иакова, Матфея и дружины их: Сергия, Иоанна 3, Андрея 3, Тимофея 2, Иоахима, Григория, Алексия, Никона, Михаила, Тита, Феодора 2, Иоанна 2, Артемия, Логина, Иакова, Саввы, Петра 2 и прочую их дружину, а имена ты, Господи, веси».
Архиепископ Киприан епархией управлял недолго: в 1624 г. он был назначен митрополитом Сарским и Подонским, а затем митрополитом Новгородским и Великолуцким — с 1626 г. по день своей смерти в 1634 г. После него архиепископами Сибирской и Тобольской епархии были Макарий (Кучин), Нектарий (Теляшин), Герасим (Кремлев), Симеон, Корнилий, архиепископ с 1664 г.
В 1668 г. была учреждена Сибирская и Тобольская митрополия и архиепископ Корнилий возведен в сан митрополита царствующего града Тобольска и всея Сибири. Новая митрополия была четвертой — после Новгородской, Казанской и Астраханской. Митрополиту даны были саккос, белый клобук и трикирии для осенения. В неделю ваий, или Вербное воскресенье, праздник, напоминающий о въезде Господа Иисуса Христа в Иерусалим (в Москве в этот день, по обычаю, на осле торжественно восседал патриарх, а под уздцы вел осла сам царь), он садился на осла, которого вели первые воеводы города Тобольска, но обряд этот был отменен в 1677 г. Митрополит Корнилий скончался в Тобольске 23 декабря 1677 г., приняв схиму.
С 1678 по 1692 г. митрополитом Сибирским и Тобольским был Павел, проявлявший особую заботу о возведении в Восточной Сибири храмов Божиих. Именно при нем в 1681 г. по повелению царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха Иоакима (Савелова) церковный собор решил: «В дальние города, на Лену в Дауры, посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законам». В результате 22 февраля того же, 1681 г. послана была из Москвы в Тобольск первая в истории Сибири полная миссия под начальством игумена Темниковского Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосия, состоявшая из 12 человек братии, в числе которых были иеромонах Макарий, иеродиакон Мисаил, старцы Иона, Тихон, Феодосий, Филарет и др. Митрополит Сибирский и Тобольский Павел, встретив их, дал им инструкцию,которой они должны были держаться при святом деле проповеди евангельской: «Приехав в Дауры, в Селенгинском и в иных даурских городех и острожках иноверцев всяких... к истинней православной христианстей вере призывати, поучая от Божественных Писаний со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестити их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и приводити к тому святому и Божию делу иноверцов, без тчеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления... чтобы от каких слов строптивых иноземцев чем не отлучити, а святого дела не отвратити», и «где приищут — построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить в православную веру иноземцев...» Игумен с братией получили деньги, церковную утварь и отправились в дальнюю нелегкую дорогу.
Троицкому Селенгинскому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в недавно присоединенном к Российскому государству крае. 11 мая 1681 г. на левом берегу Селенги, между параллельно идущими лесистыми хребтами гор, на довольно ровном и возвышенном месте, на берегу мельничной речки Пьяная (названной так за извилистое ее течение) миссионеры нашли старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми еще в 1675 г. Здесь и решили они обосноваться. На царское жалованье, вывезенное из Москвы и дополненное в Енисейске из сибирских доходов, они заново обустроили Селенгинский монастырь с главным храмом во имя Святой Троицы. В том же, 1681 г. было начато строительство первой церкви — Троицкой, положившей начало монастырю. «Первую соборную 1684-м Генваря 31, вторую во имя Николая чудотворца 1685-м годе Маия 9 числа Его Государевою казною в совершенство построили и многих неверных крестили». В описании 1732 г. о Троицкой церкви говорилось, что она «с трапезою с западну и северну стороны, с папертью» имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ Господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной». Троицкий храм для своего времени был замечателен благодаря богатству вкладов, сделанных для него царем Феодором Алексеевичем и тобольским воеводой и стольником Феодором Головиным, который был в нем в августе 1687 г. во время проезда российского посольства Головина в Селенгинск. Так, одна из риз, шитых золотом, парчой и серебром, была подарена основателю монастыря Феодосию супругой царя Феодора Алексеевича, царицей Марфой Матфеевной, при отправлении миссии в Сибирь. «Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы ХVII–ХVIII вв. Например, на особой подставке лежало Евангелие праздничное на александрийской бумаге. Обложки и защипы были из кованого серебра с позолотой. Несколько листов в середине этой книги с парчой и цветными гравюрами тоже были серебряными. Вес серебра этого уникального издания составлял один фунт 30 золотников (537 граммов)».А.Д. Жалсараев “Православие в Бурятии: даты и факты”



Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
Записки миссионерского общества, Выпуск III. Первый годовой отчет миссионерского общества, с 27 февраля 1866 года по 12 февраля 1867 года. Ононский стан
В Оловянном руднике на реке Онон стан существует с 1865 года, – тогда же начата и постройка церкви, но при тех трудностях, которые встречаются в степи по недостатку способных для дела людей и самих материалов, окончена она только в 1867 году…

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
"Забайкальская православная миссия в 1870 году" - документ, составленный епископом Мартинианом - представляет годовой отчет, содержащий статистические и финансовые данные. Мартиниан подробно описывает состояние православной миссии в Забайкалье: положительные изменения и успехи, трудности, с которыми сталкивались миссионеры, причины неудач, предложения по улучшению деятельности миссии и т.д.
По его сведению, в 1870 году Забайкальская миссия состояла из 13 миссионеров: 5 иеромонахов, 8 священников, при них находился один дьякон, 4 послушника, 7 причетников; в Забайкалье насчитывалось 140 тыс. язычников обоего пола, "...погибающих без веры во Христа..."
Всего в Забайкальской области было 12 миссионерских станов. В Селенгинском округе - четыре стана:
 1) Кударинский с церковью св. Апостолов Петра и Павла,
 2) Селенгинский с церковью Святителя Николая,
 3)Цаганусунский с церковью Святителя Иннокентия и
 4)Усть - Керанский с церковью Преображения Господня.
В Верхнеудинском округе - три стана:
 5)Онинский, или Хоринский с церковью Святителя Николая,
 6) Тугнуйский с церковью во имя Спасителя и
 7) Иргенский во имя знамения Пресвятой Богородицы.
  В Баргузинском округе - два стана:

8.Улюнский, или Баргузинский с церковью Успения Пресвятой Богородицы,
 9) Баунтовский на золотых приисках г. Пермикина(исправлена фамилия) с походной церковью Св. Апостолов.
В Читинском округе - один:
 10) Агинский с церковью Святителя Николая.
 В Нерчинском округе - один:
 11) Ононский на оловянном руднике с церковью во имя апостолов Петра и Павла

« Последнее редактирование: 23 Август, 2013, 09:09:33 от ПЕШКОВ »

Оффлайн лузгина

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1328
    • Просмотр профиля
Пожалуйста, 9-й пункт: "Баунтовский на золотых приисках господина - (?)"- поточнее (может быть, Пермикина?)
« Последнее редактирование: 22 Август, 2018, 17:25:38 от лузгина »

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
 Епископ Мартиниан. Забайкальская православная миссия в 1870 году. Библиотека Восточно-сибирского отдела императорского Русского географического общества. Иркутский краеведческий музей. С.1-2.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
Среди казаков, промышленных людей, посадских людей  осваивающих Даурскую землю, было немало грамотных людей, которые занимались составлением отписок и сказок по выполненным заданиям воевод, приказной избы, отдельных правительственных поручений, описанием путей сообщений  речных и сухопутных, поиска пушнины, серебра, хлеба, описания местностей по заданию воеводства, изготовлением планов населенных пунктов, описанием месторождений полезных ископаемых, серебра, меди, самоцветных камней, описания межгосударственных пограничных отношений и сношений с сопредельными государствами Китай и Калхасия(Монголия). Тяга к знаниям, интерес на «учебные» книги особенно повысился в конце XVII—начале XVIII в.с внешней китайской обменной  торговлей разрешающей вывозить товар беспошлинно казакам, поставкой из Забайкалья в Россию валютного металла - серебра. Руководство Сибирского приказа стало закупать учебную литературу в Москве и посылать ее сибирским воеводам для продажи «с прибылью». К примеру в феврале 1703 г. начальник Сибирского приказа А. А. Виниус распорядился купить на Печатном дворе 300 азбук, 100 часословов, 50 псалтырей «учительных» и послать их в Верхотурье для продажи с прибылью «из приказной избы верхотурским всяких чинов людем для научения детей».
 Первоначально формой народного просвещения на Даурской земле было обучение у частных «мастеров» грамоты. В качестве частных учителей выступали писцы, подьячие, церковнослужители, казаки, просто грамотные люди. Обучение  имело целью практически-прикладную грамотность (учили читать и писать, считать). В XVII в. здесь уже были люди с тягой к более широким знаниям, которые достигали значительных успехов путем самообразования. Казачий десятник, пятидесятник должны иметь грамоту и уметь писать отписки по выполненным заданиям и длительным командировкам на новые земли. Во время межгосударственных сношений с монгольскими, бурятскими  тайшами или китайскими чиновниками казаки всегда были одеты подобающим образом и вели себя пристойно согласно требований международного этикета. Так как любой казак мог попасть в представителя государства Российского, то по неписанным правилам у них в переменных казачьих сумах находилась парадная одежда с позуметами и обшитая золотом и серебром. Неграмотных на такие должности старались не назначать и не выбирать. Неоценимый вклад в поиске и открытии первого серебра, меди, самоцветных камней и других ""полезностей" для России принесли монахи Успенского монастыря и казаки первопроходцы, потомки которых живут и по сей день в Забайкалье. 
   Каждый построенный острог вскоре обзаводился церковью, священнослужителем и необходимыми для культовых служб книгами. Для этой цели Сибирский приказ закупал в Москве апостолы, евангелия, псалтыри, минеи, требники. Состав монастырских и церковных библиотек был ограничен церковно-служебными книгами, богословскими и житийными сочинениями, но была и  учебная литература.
Церковная литература распространялась также в среде рядового духовенства и у мирян. Богословские сочинения, жития святых Евстафия Плакиды, Марии Египетской, Георгия Победоносца, Николая Мирликийского, Алексея божия человека. Рассказы о святых Иргенских мучениках, Албазинской иконе преобладают среди сказаний о монастырях и чудотворных иконах.
  Первым видом сибирской летописи обычно считают «Синодик» тобольского архиепископа Киприана (около 1622 г.), составленный на основе более раннего «Написания, как приидоша в Сибирь», созданного либо непосредственными участниками похода Ермака в Сибирь, либо с их слов.  Киприановская летопись упоминает о церкви на Урульге - реке в 1664 году. Кстати через Урульгинские места из Нерчинска была проложена дорога на будущие казачьи и другие поселения на реке Онон...продолжение
« Последнее редактирование: 23 Август, 2013, 09:11:01 от ПЕШКОВ »

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
В XVII—начале XVIII веков под влиянием известных в Сибири общерусских сказаний был создан ряд повестей-легенд о местных чудесах и житий первых сибирских святых, сказание об Абалацкой иконе (1640-е годы) .Отбывал ссылку в Забайкалье самый крупный деятель раскола XVII в. — протопоп Аввакум (с периода 1653 по 1662 г. г.). Описание забайкальской природы одно из самых красочных мест его «Жития» и вместе по всей вероятности первое художественное описание, дошедшее до нас от XVII в. Имя протопопа Аввакума вошло в фольклор старообрядческого населения Забайкалья.
  Русское население в Забайкалье передавало из поколения в поколение былины, песни и предания, принесенные с Русской земли. Ярким примером для нас является то, как  хранило и хранит традиции русского фольклора старообрядческое население Красного Чикоя, в свадебных и других обрядах которого наиболее отчетливо прослеживается севернорусская традиция Русской земли... продолжение
« Последнее редактирование: 21 Февраль, 2011, 18:58:29 от peshkov62 »

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3169
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Успенскую церковь начнут восстанавливать весной
Для реставрации памятника истории создана рабочая группа.

В марте 2011 года будет объявлен конкурс на выполнение проекта реставрации Успенской церкви в забайкальском селе Калинино. Об этом 10 декабря шла речь на заседании рабочей группы при главе района в Нерчинске.

Рабочая группа в Нерчинске, в которую вошли 19 представителей власти и общественности, была создана решением Попечительского совета при губернаторе Забайкальского края от 17 октября нынешнего года. Она приступила к работе и получила образное название «малого попечительского совета». Уже определен заказчик работ – Нерчинское МП «Служба единого заказчика». Районный бюджет готов заплатить за выполнение проекта 3,5 миллиона рублей. Однако участники заседания отмечали, что этих денег будет недостаточно на проведение всех изыскательских работ и подготовки сметной документации. Потребуется 5 миллионов рублей, в связи с чем предложено привлечь средства из краевого бюджета.

Как рассказал корреспонденту ИА «Забмедиа» участник рабочей группы, нерчинский краевед Сергей Литвинцев, храм нуждается в радикальной перестройке. Если собственно храмовую, подкупольную часть и колокольню можно восстановить, то алтарную часть и т. н. трапезную (проход между основным помещением церкви и ее звонницей) нужно заново перестраивать.

Успенский храм в селе Калинино (первоначально Монастырское) был построен в 1712 году как главный храм мужского монастыря. Монастырь был закрыт уже при Екатерине Великой, а церковь осталась как приходская. В советское время она пришла в запустение и постепенно стала разрушаться. Какое-то время ее даже использовали под склад. По словам Литвинцева, вопрос о реставрации Успенской церкви с целью предотвращения ее дальнейшего разрушения поднимал еще в 80-е годы прошлого века иркутский архитектор Крадин. Понятно, что в советское время это мало кого интересовало.

Не смотря на то, что вопрос о реставрации до сих пор не был серьезно поднят, историки постоянно предпринимали попытки огородить храм от разрушающего воздействия.

-

- С восстановлением Успенского храма, - отметил настоятель нерчинского Воскресенского прихода и член рабочей группы священник Димитрий Каширин, - людям будет показано, где правда, а где ложь. А поскольку бог наделил людей правом выбора, они смогут этим выбором воспользоваться и определить свое отношение к богу.

Как убежден отец Димитрий, возрождение социально-экономической ситуации должно начаться с духовного возрождения. По его словам, духовно возрожденный человек не станет проводить время в пьянстве и праздности, а принесет обществу максимальную пользу по мере своего таланта.



Внести посильные средства на восстановление Успенского храма в селе Калинино каждый может на счет Читинской и Забайкальской епархии по следующим реквизитам:

ИНН 7536038062, КПП 753601001, р/с 40703810574000102260, к/с 30101810500000000637, в Читинском ОСБ № 8600 в г. Чите. БИК 047601637 (с пометкой: для сохранения и реставрации церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Калинино Нерчинского района).
http://zabmedia.ru/?page=articles&rubr=11&text=2034&t=0
« Последнее редактирование: 21 Февраль, 2011, 15:11:01 от Ёлгина Вера »
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
  Живопись в Забайкалье была представлена преимущественно иконописным искусством.Первые иконописцы в Сибири были выходцами из Европейской России. Так, в самом начале XVII в. в Сибирь переселился из Устюга Великого «иконник», Спиридон, родоначальник известного в XVII— XVIII вв. в Тюмени купеческого дома и автор популярной тюменской иконы «Знамения божия матери» (Знаменская церковь). В начале XVII в. выехал из Европейской России в Сибирь автор известной «чудотворной» Абалацкой иконы протодьякон тобольского кафедрального собора Матвей. Не позднее начала 30-х годов XVII в. в Тобольске при сибирском архиепископе появились специальные мастерские для письма икон и обучения детей иконописному искусству и резьбе по дереву. Иконописцы были также в монастырях и во всех более или менее крупных городах Сибири, по крайней мере начиная со второй половины XVII в. В Тюмени в 1701 г. работали иконописцы из служилых людей Максим Федоров Стрекаловский и Лев Мурзин. В Енисейске в 1669 г. на посаде было 5 иконописцев (в том числе один ученик иконописного дела). Иконописцы выполняли работы по росписи знамен войска, военного инвентаря казаков,  изготовлению наиболее ответственных чертежей местности. Енисейский иконописец Максим Протопопов - Иконник, в 1688 г. расписавший «своими красками» для казны 12 лукошек для барабанов, через несколько лет «по государеву указу... писал Иркутский чертеж». ...окончание ниже
« Последнее редактирование: 21 Февраль, 2011, 18:57:55 от peshkov62 »

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
...Среди городских строений Нерчинского острога несколько выделялись по размерам и архитектурному оформлению таможенные и приказные избы, гостиные дворы, воеводский дом. Воеводский дом обычно имел в разных своих частях: «жилые подклети», на которых стояла «двойня»; над ней возвышалась «вышка», «перед вышкою сени, да чердак, да повалыша старая о четырех житьях». Во дворе находилась воеводская баня («мыльня»), которая топилась «по белому».                                                                                                        Каменное строительство в Забайкалье началось в 1706 году с началом строительства Успенского Нерчинского монастыря . Некоторые каменные здания этого времени были сделаны еще в духе допетровского шатрового стиля. Большинство же каменных построек: гостиные дворы, административные здания, крепостные постройки, жилые дома — строилось уже в новом стиле московского или украинского барокко.
 Забайкальские  казачьи поселения с характерными силуэтами крыш, заканчивавшихся «коньками», традиционные башни острогов, церкви с их «бочками» и «маковицами», наконец, каменное строение по опыту Москвы и других городов — все это образцы русского национального зодчества, показывающие неразрывную связь архитектуры центра и далекой забайкальской окраины России.
Подготовлено по материалам сайта "Культура Сибири".
« Последнее редактирование: 21 Февраль, 2011, 18:59:49 от peshkov62 »

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
 В Еравненском дискрите есть еще одна часовня на том месте, где до этого стоял Иргенский острог,а именно на месте впадения двух соединяющихся истоков из озера Иргень и Шакша в реку Хилок. Эта часовня построена в честь трех новых, еще не канононизированных святых, о чем один житель деревни Шакшинской, по его утверждению часто имел видения.
 Материалы книги "Забайкалье - сокровищница веков".

Иргень – единственное место в нашем крае, собиравшее тысячи паломников, как из Забайкалья, так и из других областей России. С незапамятных времен к месту близ озера Иргень у истока реки Хилок стекались богомольцы, испрашивая Божьего благословения на земледельческие труды, на семейное благополучие, на душевное и телесное здравие.
Объяснение столь невиданному для Забайкалья богомолью дошло до нас в народных предания о замученных воеводою Афанасием Пашковым нескольких казаков и о чудесах, случающих по молитвам этих воинов-мучеников. Замученные воины Симеон, Иосиф, Киприан, Василий неоднократно являлись православным и бурятам-язычникам, призывая почитать их память и место близ озера Иргень, освященное их страданиями.
На месте Иргенского острога, где были замучены воины, вскоре были построены сначала храм во имя небесных покровителей воинов – Святых Иосифа Обручника, Киприана, Симеона, а позднее храм в честь почитаемой  в Забайкалье иконы Знамение Пресвятой Богородицы. Позднее в XIX веке был образован миссионерский стан, в котором проживал назначаемый священноначалием монах-миссионер.
Ежегодно в период от Недели Всех святых до 9-й пятницы по Пасхе на Иргень, поклониться мученически убиенным воинам шли нескончаемым потоком православные, а также почитающие это святой место старообрядцы и буряты-язычники. Среди паломнического потока выделялся крестный ход, бравший свое начало из Читинского Михайло-Архангельского храма, а позднее из Кукинского храма Святого Духа, в котором хранилась древнейшая икона Знамение Пресвятой Богородицы, принадлежавшая воинам-мученикам, о чем свидетельствуют изображенные на полях иконы их  небесные покровители святой Иосиф Обручник, святой Симеон Христа ради юродивый, святой Киприан.
Несколько дней нескончаемым потоком ехали обозы и шел пеший люд к святому месту, вознося молитвы Божией Матери, святой Параскеве Пятнице, покровительнице земледельцев и материнства, святому Николаю Чудотворцу, покровителю всех путешествующих, скорому помощнику во всех благих начинаниях.
Двухвековая традиция крестных ходов на Иргень оборвалась после 1917 года и только в 1999 году она была возобновлена. В ходе первого крестного хода  был разработан маршрут ( храм Св. вмч. Пантелеимона на территории санатория Кука – станция Кука – станция Яблоновая – станция Сохондо – п. Ягодный – п. Иргень) и определены хронологические рамки крестного хода (9-я неделя по Пасхе с понедельника по пятницу).
Биктимирова Юлия. Православное Забайкалье.
 14 февраля состоялась встреча Преосвященнейшего Евстафия, епископа Читинского и Краснокаменского с главой администрации сельского поселения "Беклемишевское" С.В. Дмитриевым по вопросу строительства в п. Биклемишево храма в честь Иргенских мучеников Иосифа, Симеона, Киприана и Василия с дружиною. Определена дата установки креста на месте строительства храма - 27 марта 2011 года, день 160 - летия Забайкальского казачьего войска.


Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
Газета "Православное Забайкалье"
№ 6 (305) 11 марта 2011 г.
(бумажный вариант газеты можно взять в храмах епархии без платы)
Первый настоятель.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
Наступивший 2011 год знаменателен своими юбилеями – 360-летием основания казаками под предводительством атамана Хабарова самого южного русского форпоста – Албазинского острога и 345-летием возведения небольшой обители в урочище Брусяной Камень под Албазином, где первоначально пребывала почитаемая всеми святыня – чудотворная икона Божией Матери «Албазинская», впоследствии перенесенная в Спасский мужской монастырь.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3322
    • Просмотр профиля
 Нерчинский Успенский монастырь.
Икона Пресвятой Богородицы Казанской. У нее «оклад, венец коруной и гривна сере-
бряные под золотом, чеканные». Поля иконы так же «обложены» «серебром под золотом басмянной работы». Согласно описи Федора Лоншакова, «на венце и гривне Богоматери по три камени разных цветов. Да на венце у образа Христа в оглавие камень зеленый, под венцом». Монах Григорий Уткин уточняет: «Венец с коруной и ангелами в венцах все
во вставках простых стеклянных подкрашенных». Однако при этом «ожерелье жемчужное» было подлинным и сделанным из «мелкого китайского жемчугу».
На этой иконе имелись «прикладу» цепочка серебряная, а у цепочки два креста серебряные с простыми камешками, «да на той же цепочки чети серебряные с финифтью».
Не менее красивым был и образ Пресвятой Богородицы Владимирской. «Оклад и венец с коруной, и гривна» на этой иконе «серебряные с позолотой». Под венцом Богородицы убрус (головной убор замужней женщины) и ожерелье жемчужное, «да в приклад две серьги, да четки серебряные под золотом с камешками». «А на венце с коруной камешки простые разных цветов». По полям оклад серебряный с позолотой басмяной работы.
В алтаре имелись и другие предметы православного церковного служения — крест напрестольный «оный золотой, весом фут», «кругом его корона серебряная 9 репьев», вес которой доходил до «1 фунта 39 золотников», а «кругом их иконы золоченые» выставлены. Одна из них — образ Казанской Богородицы. На ней «венец с короной и гривна серебряные резные под золотом. А на венце, на короне камешков 4 лазоревых и 2 красных простых строганцов. А у чудотворцев 6 венцов 4 гривны. Поля на окладе резные гладкой резьбы под золотом». Все эти предметы лежали на покрове «престольном» из «камки черной», снизу которой шли «травы красные, а кругом опушка камки зеленой». По матерчатой складке пропустили отделку из «красной фанзы простой без травы». «Другой покров напрестольный», находящийся возле первого, был «бархату травчатого синего на золоте, в середине крест камчатой». На этом покрове стояла «гробница серебряная под золотом весом фунт 7 золотников». Всего же в алтаре было 6 покровов «камчатых разных цветов», среди которых особо выделялся «воздух парчовый на золоте» в центре с «крестом вышитым золотом» и расписанным повсюду «жемчугом русским мелким». Таким образом, в данной статье впервые в региональной истории Восточного Забайкалья предпринята попытка детально описать оформление иконостаса Нерчинской Успенской церкви начала XVIII века, что, в свою очередь, предоставило возможность передать всю изысканность и самобытность ее внутреннего убранства. Каменную церковь оформляли всем миром в соответствии с православными канонами. А ведь каких-то полвека назад в удаленном Нерчинском остроге стояла простая деревянная церквушка во имя Воскресения Христова, которая, аналогично Сретенской церкви, имела «деисус в 3 пояса» «с апостолами, и с праздниками господними, и с пророками».
Елена Бушуева. Газета Православное Забайкалье.