Автор Тема: Мечети Забайкалья  (Прочитано 888 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Поздеева_ЕАвтор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля
Мечети Забайкалья
« : 02 Август, 2020, 20:45:27 »
В XIX в. мечети были в Елизаветино и Новом Кургатае. В нач. XX в. появились в Верхнеудинске и Чите. Возможно, ранее там существовали молельные дома. Но для разрешения на строительство официальной мечети нужно было не только необходимое число прихожан, но и разрешения Оренбургского Духовного собрания и Губернатора области. В молельном доме, как я понимаю, нельзя было вести Метрические книги.
Ардувановы и Ахмаровы из Ново-Кургатая; Зубаревы из Зубарево;
Макаровы из Унды; Поздеевы из Елкино;
Чевычаловы из Западной Сибири

Оффлайн Поздеева_ЕАвтор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля
Re: Мечети Забайкалья
« Ответ #1 : 02 Август, 2020, 20:46:50 »
Метрические книги Забайкальских мечетей хранятся в архивах Казахстана, Уфы и Улан-Удэ. Возможно, есть еще, поиски продолжаю, буду рада вашим подсказкам. Такой разброс связан с тем, что МК велись в нескольких экземплярах — один оставался в мечети, а второй отправлялся в Оренбургское Духовное собрание. Магометанские МК писались на языке преобладающего мусульманского населения, т.е. в Забайкалье — на старотатарском арабской вязью. Единственный возможный для меня, как не специалиста, способ работы с ними — полный скан и перевод знатока иске имля. В последней четверти XIX в. начали делать еще и русский вариант. МК Верхнеудинской мечети в архиве Бурятии как раз на русском языке. По Новому Кургатаю мне такие пока не встретились, к сожалению.
Метрики обычно небольшие по объему — 10-12 стр.
Еще одна ремарка — имена, которые передаст вам переводчик, очень сильно отличаются от записи в советских документах. Так, к примеру, брат моего прадеда в справках о поиске пропавших без вести - Рязакой Заляметдинович, его мать — Шамшиямал Думалбаевна. В переводе МК — Ризаиддин Жалаледдин улы, его мать - Шамсибану Душанбай кызы. Ну «улы» и «кызы» ясно — дочь и сын. А с остальным… Пока еще не звонила в ЗАГС, но с выпиской из МК для подтверждения родства явно будут сложности. 
Кроме МК, в архиве Уфы хранятся Ведомости духовных лиц (ВДЛ). Подробнее об этом типе документов можно почитать здесь https://ufa-genealogy.livejournal.com/1837.html
Ардувановы и Ахмаровы из Ново-Кургатая; Зубаревы из Зубарево;
Макаровы из Унды; Поздеевы из Елкино;
Чевычаловы из Западной Сибири

Оффлайн Поздеева_ЕАвтор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля
Re: Мечети Забайкалья
« Ответ #2 : 02 Август, 2020, 20:56:41 »
Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ)

В современных исследованиях, посвященных магометанам и мечетям Забайкалья, я не встречала ссылки на документы из ЦГИА РБ. Предполагаю, что эти данные публикуются впервые.
Поиск документов в ЦГИА РБ осуществлен Михаилом http://ufa-genealogy.livejournal.com/
Ниже я привожу записи из ВДЛ 1898-1899. Специфика  этих ведомостей в том, что с течением времени в них вносили новые данные. По характеру информации будет видно, что не все записи единовременные.
В архиве существует также ВДЛ датированная 1908-1909 гг., но с ней я не работала.


И-295 оп. 2 д.8 «Ведомость приходов и духовных лиц». 1898-1899
Забайкальской области. Читинского уезда

Александровской волости
Село Елизаветинское меч. соб. постр. в 1833 г. прих. Верхне-Нарынский
Число душ: мужск. - 309, женск. — 129.
Имам: Лукман Юлдашов Кушаев (?) с 17 июня 1884 г. 1832 г.р.

Гор. Чита разреш. Военным Губернатором Забайкальской области от 16 августа 1903 г. № 5502. См. Д. № 27/903г. 1-го ст.
Имам: Исмагил Нургалиев Султангалеев хатыб утв. 30 ноября 1895 г. № 4490 и возведен в ахуны 18 марта 1906 г. № 1585 перемещен из Улухулевск. меч. Бишаул-Унгаровск. вол. Уфим. у. К этой мечети согласно прошению (?) Забайкальской обл. … 2 мая 1908 г. … в 6 см. д. № 27/903 г. 1 ст.
47 л(ет)
Предан суду от Забайкальского област. прав. 20 февр. 1915 г. № 1346 … № 2047

Согласно постановл. Духовн. Собрания на 4 ноября 1903 г.
Село Ново Курратаевое (т.е. Ново-Кургатаевское)
Молитвенный дом
См. Д. № 314 — 1903 г.
Имам: Алмет Халитов ут. муллою от 8 апреля 1882 г. за № 314. См. д. № 314- 1903 г. 1-го стола.
18 января 1904 г. Алмет Халитов умер. Донес Кильдеев, который принял метрики переписал подт..(?) к денежн. докум. 1-го стола В(?) № 3423/1904 г.

г. Верхне-Удинск
Смотр. Д. № 139-908 г. 1 ст.
Число душ: мужск. - 220, женск. — 250.
Гарифулла Хайруллин ут. Имамом Забайкальск. Обл. Правлен. от 17 апреля 1909 г. № 3471 — Д. № 139-1908. Отказался 9/VII 925 г.

г. Троицко-Савск
См. Д. №255-917 г. 1 ст.
Имам: Сафиулла Загидуллинович Загидуллин Командирован временно исполнять должности Хатыба и мударриса Д. № 255-917 г. 1 ст.
« Последнее редактирование: 03 Август, 2020, 11:26:34 от Поздеева_Е »
Ардувановы и Ахмаровы из Ново-Кургатая; Зубаревы из Зубарево;
Макаровы из Унды; Поздеевы из Елкино;
Чевычаловы из Западной Сибири

Оффлайн Поздеева_ЕАвтор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля
Re: Мечети Забайкалья
« Ответ #3 : 03 Август, 2020, 11:25:51 »
Метрические книги мечетей Забайкалья

1.   ГАРБ Фонд 527 Верхнеудинская Татарская мечеть
Аннотация: Метрические книги (1909-1921)

Хороший анализ содержания этих метрик можно найти в статье: В.В. Перинов. Метрические книги Верхнеудинской татарской мечети как исторический источник/ Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2009. – С. 77-83. (можно найти на киберленинке). Этот же автор защищал диссертацию на тему «Мусульмане в Забайкалье (сер. XIXв. – 1917 г.)». В целом, выводы, которые он делает совпадают с моими наблюдениями по метрикам Новокургатайской мечети об особенностях жизни магометан в Забайкалье. Это, например, черты, связанные с преобладанием мужского населения: отсутствие многоженства, второй или даже третий брак у невесты при первом или редко втором у жениха (в данных о бракосочетании).

2.   На сайте vgd https://forum.vgd.ru/823/44842/ есть информация о том, что в Центральном гос. архиве Республики Казахстан есть Коллекция метрических книг мечетей Западной и Восточной Сибири. Ф. 847, 999 ед.хр., 1870-1919 гг.
Опись 3, Забайкальская губерния.
д.1, Забайкал облысы, Чита округi. Жогаргы нарын аулынын мешiтi, 1889-1903
д.2, Забайкал облысы, Чита оязы. Жогаргы нарын мешiтi, 1900
д.3, Забайкал облысы, Чита округi. Жогаргы нарын мешiтi, 1901
д.4, Забайкал облысы, Чита округi. Жогаргы нарын мешiтi, 1902
д.5, Забайкальский облысы, Чита оязы. Жана кургат мешiтi, 1903
д.5, Забайкальский облысы, Чита оязы. Жогаргы нарын мешiтi,1903

Но работа с этим фондом оказалась неожиданно затруднена. На мой запрос пришел официальный ответ, что в их архиве нет метрик интересующего меня Нового Кургатая. Несмотря на то, что в названии дела № 5 мы видим «Жана кургат мешiтi». Общение с местными исследователями подтвердили мои опасения. В общем, здесь я не буду муссировать эту тему, скажу только, что пока эти описи не доступны.
Ардувановы и Ахмаровы из Ново-Кургатая; Зубаревы из Зубарево;
Макаровы из Унды; Поздеевы из Елкино;
Чевычаловы из Западной Сибири

Оффлайн Поздеева_ЕАвтор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля
Re: Мечети Забайкалья
« Ответ #4 : 03 Август, 2020, 12:55:56 »
3. В архиве Башкортостана (ЦГИА РБ) присутствуют метрики мечетей с. Елизаветино с приходом с. Верхне-Нарынский и с. Нового Кургатай за период 1889-1911. Из них только три МК Новокургатаевской мечети — за 1907, 1908 и 1911 гг.

Метрические книги мечети с. Новый Кургатай, ЦГИА РБ.
И-295 оп. 12 д. 84 а – 1907 г.
И-295 оп. 12 д. 84 б – 1908 г.
И-295 Оп. 12 д. 88 – 1911 г.

Перевод метрических книг выполнен Русланом Атнагуловым

В Ведомостях к метрикам за 1907 и 1908 гг. указано:
Разрешение на закладку мечети выдано Забайкальским областным губернатором в 1896 г. 19 января за номером 7025, все документы хранятся у имама Тахауддина Давлеткелдиева.
Метрикация махалли начата в 1903 г.
Хатыб имам Тахауддин Курбангали Давлеткелдиев 51 год (в МК 1908 г. - 54 года).
Обучался в Тамбовской губернии в Елатомском уезде в селе Азеево у муллы Сайфуллы Урманова.
Муэдзин Абдулгазиз Юнус.

Приходы:
Усть-Иля волость (видимо, имеется ввиду именно с. Усть-Иля),
Новый Кургатай, 
Дульдурга,
Новоказачинск,
Усть-Тулутай,
Улача
Шелбенгуй,
Старый Кургатай

Число прихожан:
1907 год -  337 (138 жен. и 199 муж.)
1908 год - 344 (140 жен. и 204 муж.)

К 1911 г. имам поменялся и ведомость уже не заполнялась. Новый - имам ахунд Исмагил Султангалиев. Хотя в разделе о бракосочетаниях имам читавший никах 15 января - Тахауддин Давлаткелдыев.

Ардувановы и Ахмаровы из Ново-Кургатая; Зубаревы из Зубарево;
Макаровы из Унды; Поздеевы из Елкино;
Чевычаловы из Западной Сибири

Оффлайн Поздеева_ЕАвтор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля
Re: Мечети Забайкалья
« Ответ #5 : 03 Август, 2020, 12:57:23 »
Знаю, что на форуме обычно публикуют фамилии прихожан более раннего периода, но тк информации по магометанам мало, позволю себе перечислить здесь фамилии, встреченные мной в Метрических книгах Новокургатаевской мечети 1907, 1908 и 1911 гг.

Абдурахимов
Абдурашитов
Абушев
Агапов – Усть-Иля волость
Ахмяров
Багатеев (указан как свидетель развода, вообще, по словам краеведа Игоря Судьина, Богатеевы жили в Дульдурге)
Баязитов
Баязедов
Бикмухаметов
Валиев
Габдушев
Изикаев
Иминев
Иминов
Ирбикеев
Исаев
Камакеев
Кулатов
Мехдиев
Мингалиев
Муратов
Муслимов
Нигматуллин
Палатов
Сагидов
Салимов
Хабибулин
Халитов
Хисматуллин – Ила аул
Шарафиддинов – Усть-Тулутай
Юсупов
« Последнее редактирование: 30 Август, 2020, 17:07:16 от Поздеева_Е »
Ардувановы и Ахмаровы из Ново-Кургатая; Зубаревы из Зубарево;
Макаровы из Унды; Поздеевы из Елкино;
Чевычаловы из Западной Сибири

Оффлайн Поздеева_ЕАвтор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля
Re: Мечети Забайкалья
« Ответ #6 : 03 Август, 2020, 13:03:20 »
Друзья, я здесь новичок. Если что не так делаю, пишите - исправлюсь.
Тк я не знаю, когда именно мои татары попали в Забайкалье, каторжане они были или переселенцы, буду рада любым советам. Фамильную ветку пока не создаю, информации мало. Но если кому-то встретятся фамилии Ахмаровых или Ардувановых - вспомните про меня)))
Ардувановы и Ахмаровы из Ново-Кургатая; Зубаревы из Зубарево;
Макаровы из Унды; Поздеевы из Елкино;
Чевычаловы из Западной Сибири