Забайкальские Епархиальные ведомости № 9. 1 мая 1900 год. Стр. 9-13.
ЧАСТЬ НЕОФФИЦИАЛЬНАЯ.
Заметка по церковному письмоводству.Кому из священников не доводилось иметь дело с неправильными записями в метрических книгах? Наверное, таких найдется не много. Дела о неправильных записях в метриках наводняют Консистории, рождают громадную и совершенно бесполезную переписку, доставляют немало хлопот потерпевшим и нравственных терзаний виновным.
Ни для кого не тайна, что следственные дела по неправильным записям в большинстве случаев - одна форма. Священнику, да еще долго служившему в приходе, совершенно ясно, что проситель прав, между тем он должен дело вести по форме, исписать несколько листов бумаги, собирать свидетелей и проч.
Епархиальным начальством едва ли не ежегодно издаются строгие указы об аккуратном ведении метрических книг, но дело от этого нисколько не улучшается – ошиб/
л.10/ки не уменьшаются. Откуда же они берутся? Объяснить их, только небрежностью причтов было бы слишком несправедливо, потому что ошибки случаются и у самых аккуратных причтов. По нашему мнению, кроме открытой небрежности, они большею частью бывают следствием неточных вопросов причтов участникам при совершении таинств и неимение обычая у первых проверять сообщенные им сведения по исповедным росписям.
Перед нами дело о неправильной записи рождения и крещения: младенца записали родителям крестной матери. При производстве следствия оказалось еще шесть ошибок в том же семействе, потом изменение имени матери. Дело выросло едва ли не на тридцать листов. Как была допущена первая ошибка, - это вполне, очевидно. Крестный 10 л., крестная 14 л. Бабушка ушла с младенцем, а запись, со слов крестной матери, делает недавно прибывший в приход диакон. Он спрашивает: "как зовут отца": крестная, предполагая, что ее спрашивают как зовут её отца, отвечает, "Иван Петров Онисимов". "Как зовут мать?", ответ подобный же. Затем следует запись крестного и крестной. Нужно знать прихожан, как свою семью, чтобы, при внесении в метрику, священнику можно было догадаться о неправильности. Вторая ошибка, при справке с исповедной записью, не была бы допущена. Да не подумает читатель, что мы обвиняем причт в небрежности; ошибки эти допущены причтом но письмоводству очень аккуратным; но наверное практика не привела его к сознанию, как лучше избежать ошибок.
При проверке метрических книг по исповедным росписям наталкиваемся на бесчисленные неправильности в последних. Метрические книги всё таки проверяет благочинный, хотя вся проверка ограничивается сличением двух экземпляров; исповедные росписи никто, кроме причта, не нроверяет, по этому, при ежегодной переписке, в них накапливается такая масса ошибок, что они, как показатель численного и нравственного состояния прихода, являются документом весьма сомнительным. Неправильности накапливаются и от других причин, а бо/
л.11/лее вследствие того, что не все требы совершаются в своем приходе. Не говоря уже о неправильностях в записях о летах, перемене имени или прозваний, пропусков. Встречаются такого рода записи: Наталия, девица 35 л., между тем как она уже 10 лет состоит в замужестве; Петр - 14 лет, - умер полутора лет, Ксения - 35 лет, умершая 12-й год и т. п.
Случаются записи прямо компрометирующего свойства, напр. Ерофей - 44 лет, в без известной отлучке 12 лет, не был у исповеди 4 года, Ксения - 35 лет, 12 лет как умерла, не была у исповеди 4 года. Последнего рода неправильность обусловливается не столько желанием причта показаться исправным, сколько присущей человечеству лености: надоест псаломщику 10- 15 лет вписывать одно и тоже имя в реестр, он и отметит его бывшим.
Проверка исповедных росписей делается обыкновенно по метрикам и во время записи исповедников. Первый способ безусловно хорош, но он не вполне достигает цели именно потому, что бывают случаи совершения треб в чужих приходах. Второй способ не особенно удобен, в особенности при многолюдстве постящихся, а потому также цели не достигает. Самое - лучшее, проверять исповедные росписи по домам, но и при этом нужно быть крайне осторожными. Как это ни странно, но не обычный приход священника в дом крестьянина производит такой переполох, в особенности если нет дома хозяина, что люди забывают все и дают, поэтому, самые противоречивые сведения. Со мной был такой случай. Вхожу в дом крестьянина и застаю дома хозяйку. После обычного приветствия, спрашиваю о составе семейства. Сколько детей? женщина оглядывается:
один стоит за ней, другой на руках, отвечает "двое!". Смотрю в исповедную роспись, оказывается четверо. В это время со двора вбегает ребенок. "А это чей?", "Ой Господи! да мой!". Следом за ним бежит еще один... А это чей?". Женщина совсем смущена, по должна сознаться что и это её ребенок. Не редко мужья забывают, как зовут жен и детей. Случаи подобного рода показывают, как осторожно нуж/
л.12/но относиться к собираемым сведениям о составе семейств. Затем, при переписке исповедных росписей их необходимо сличать с прошлогодним экземпляром. Правильность исповедных росписей много страдает от того еще, что в законе нет точного указания относительно обязательности прихожан приписываться к определенному приходу. Вследствие этого бывают случаи, что какой-нибудь сельский житель, проживая в городе лет 20, имеет в нем недвижимую и собственность числится прихожанином по месту причисления, а то и вовсе нигде не числится. При вступлении в брак, такие лица терпят большие затруднения. Исправность исповедных росписей может послужить к уменьшению ошибок и в метрических книгах. Несколько лет уже я принял за обычай проверять записи, взятые со слов участников при совершении таинств и обряда погребения умерших, исповедными росписями и по опыту говорю, что из 10 случаев один непременно неправильность. Случается и на оборот, что неправильность бывает в исповедных росписях, но уже самое противоречие служит к выяснению истины. Вообще же, для избежания неправильностей в метриках, можно рекомендовать следующие меры.
1) Запись делать в черновую метрику, но не на клочке бумажек и не в шнуровую метрику. Последнее во избежание помарок.
2) Записывать имена и фамилии родителей только после того, когда вполне убедишься, что вопрос понят правильно;
3) Не следует полагаться на псаломщиков, но всегда проверять запись священнику;
4) Вписывая акты в шнуровую метрику, непременно справляться в исповедных росписях, правильно ли сообщены сведения. Такими мерами можно сократить неправильности в записях самое, меньшее на половину.
Шнуровую метрику лучше всего вести священнику. Но священник тоже может допустить ошибки. Для проверки себя, у меня заведен такой порядок: каждый месяц псаломщики, подписывая книги, считывают их, и только после этого налагается месячное свидетельство, в котором и отмечаются допущенные ошибки.
Цель нашей заметки - поделиться своим опытом с теми, кто желает избежать неприятностей в будущем, так как /
л.13/ обыкновенно неправильности в метрических книгах обнаруживаются в школьный период детского возраста, т. е. лет 12 - 15 после того, как они допущены.
С.
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/5b/01/5b0139e1-b997-4bac-bb88-888efe5b7ad4.pdf