Автор Тема: Харацайская Вознесенская церковь  (Прочитано 190 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ШишмаревАвтор темы

  • Главный модератор
  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
История и архивная документация Харацайской Вознесенской церкви Западного Забайкалья
« Последнее редактирование: 20 Март, 2019, 21:37:30 от Шишмарев »
Шишмарев Александр Тихонович, Новосибирск
Шишмаревы, Бурдуковские, Аршинские, Плюснины, история казачества Западного Забайкалья

Оффлайн ШишмаревАвтор темы

  • Главный модератор
  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
Re: Харацайская Вознесенская церковь
« Ответ #1 : 10 Март, 2019, 10:30:03 »
                                   Харацайская  Вознесенская церковь

В общественной и духовной жизни Харацая значительную роль играла церковь. Именно служители церкви  несли в народ слово божье, просветляли заблудшие души, обучали детей зажиточных казаков и особо одаренных ребят  церковной грамоте. Впоследствии, преподавали «закон Божий» в Казачьей полковой и церковноприходской школах. Учили святости, преданности родному отечеству.
 
Указ Его Императорского Величества Александра I о постройке деревянного здания Вознесенской церкви в Харацайской крепости был издан 15 января 1802 года. Большую помощь при строительстве оказала княгиня Потягунина, которая после смерти была похоронена на местном кладбище около часовни, но в конце 30-х, начале 40-х годов XX века  могила была разграблена.
 
Церковь являлась не только местом богослужения, но и выполняла ряд функций гражданского значения. Производилась запись новорожденных, вступающих в брак, выдавались метрики умерших и т.д. К примеру, в притчу Вознесенской церкви поступали многочисленные письма из Троицскосавска, Цакира и других мест о пересылке метрических выписок и прочих документов.
 
Также притче собирались деньги для различных благотворительных деяний: распространение христианства среди язычников в Империи, восстановление православного христианства на Кавказе, на вооружение церквей, для паломников, идущих «ко гробу  Господню» в Палестину, помощь разоренным при пожарах, наводнениях и т.д.           
 
Священников определяло и утверждало Троицкосавское духовное правление и Иркутская духовная консистория, затем они привлекались к присяге в верности Его Императорскому Величеству, о чем в дальнейшем сообщалось Иркутскому губернскому правительству. Церковь открылась 3 апреля 1805 года,  первым священником был Василий Карнаков, о чем свидетельствует документ из Центрального Государственного архива Республики Бурятия.                                           
 
Василий Карнаков вложил много труда и усердия на благо церкви. Первым делом, за которое взялся молодой священник, стало обустройство церкви. Нужно было провести оформительские работы, не только снаружи здания, но и внутреннего убранства. В этом немалую помощь оказала княгиня Потягунина, выделившая крупную сумму денег, благодаря которым были приобретены уникальные иконы для церкви, украшены оклады к ним серебром и позолотой.
 
Вот как она описана в Забайкальских Епархиальных ведомостях от 1910 года,  за №№ 19-20.         «Церковь старинная, двухэтажная: нижний этаж освящен, а верхний до сих пор не отделан. Верх небольшой, нет в нем полов и нет места для алтаря. Утварью церковь достаточна. Иконостас с хорошими старинными иконами, живопись замечательная, есть древности. По словам церковного, старосты, в церкви были – старинный серебряный сосуд и кадило.
 
Кадило, как говорят старожилы, подарено святым Иннокентием. Но, к сожалению, бывший священник сосуд, кадило и серебряную крышку со старинного Евангелия послал в Петроград для перелива, и оттуда, взамен этой старины выслали новый серебряный сосуд. Очень жаль кадило, как память о святом Иннокентии. Жители прихода  - казаки. Занимаются хлебопашеством, народ небогатый; церковь посещают, к священнику относятся хорошо».       
 
Снаружи церковь была украшена резьбой, которую выполнили местные мастеровые, один из них Толстихин Фаст, имена же других нам неизвестны.  После Василия Карнакова по данным Центрального государственного архива Республики Бурятия служили  священники:« Павел Рещиков  с 1860 - 1900 г. Василий Иванов Николаев с 1901 - 1904г. Григорий Константинов Затопляев с 1904 – 1914 г. Иоанн Владимиров Харитонов – бурят,  с 6 – 19 сентября 1914г., затем был уволен в Оренбургскую  епархию.Николай Пляскин с 19 сентября 1914 по 20 декабря 1914 г.Илья Иванов с 21 декабря 1914 г.Дмитрий Алексеев Зуйков с 1914 – 1921 г.»
Церковнослужители Харацайской Вознесенской церкви:«Евлампий Третьяков – пономарь до 7 января 1864 г.Андрей Кузнецов – пономарь с 28 сентября 1864 г.Василий Федоров – псаломщик до апреля 1909 года, затем заштат. Скончался20 июля 1913г.Федор Иванов Пляскин – псаломщик до 19 июня 1910 г.Михаил Прокопьев Рещиков -  сын священника, псаломщик с 17 мая 1911 до 12 февраля 1915 г.Афанасий Николаев Федоров – псаломщик, скончался в 1912 г.Григорий Козьмин Плешаков исполнял должность псаломщика с 5 марта  1915 г.
 
Церковные старосты:
Вонифатий Жарков – казак, служил с 1866 – 1868 г.г.Семен Георгиев Яньков – казак, служил в начале 1900 г.Иван Дмитриев Брянский – казак, служил с 1915 г».  Дьяками были местные, и нам известны, по словам старожилов их двое – это Викулин Михаил   и  Жаркой Агафаил Трофимович, который служил до закрытия церкви. С 30-х годов XX века церковным старостой был Попов Демид, и последним – Федор Никитин. Церковным старостой осуществлялся учет всей исходящей от церкви документации.Нами установлена учетная документация церкви за все время ее существования с 1812 – 1910 год. 
 
 
Церковь служила до 1933 года. Само здание в дальнейшем было использовано под клуб, а в 1947 г. в результате пожара, сгорело.
 
Здание церкви стояло напротив школы, до сих пор сохранился фундамент.  Справа и слева от входа в церковь с уличной стороны возле стен были могилы богатых людей, и тех, кто сотворил множество благих деяний для села.
 
По словам очевидцев – старожилов церковь была очень красивая, украшенная резьбой, обшита снаружи досками и выкрашена в светло-лазоревый цвет. Двухэтажное здание было построено из лиственницы, дерево брали на месте строительства. На первом этаже шла служба в обычные дни и  «Святая Троица», особый молебен, который служили – всенощную вечером перед праздником. На втором этаже «Вознесение», служили особый молебен в праздник «Вознесение».
 
В церковь люди шли опрятные, нарядные, вели себя степенно. Собиралось особенно много народу по воскресеньям, почти все село от мала до велика. Во время слушания Евангелия казаки обнажали свои шашки наполовину, что означало «готовность встать на защиту Отечества». На самой церкви был установлен большой колокол весом в 40 пудов. Когда он звонил к заутрене, обедне и вечерне, то звон колокола был слышен даже в ближайших деревнях, как Нарын и  Улекчин.
 
При церкви от 28 февраля 1892 года была открыта церковно-приходская школа, где обучалась грамоте станичная детвора, у нее в подчинении находилась Цежейская церковная школа, возглавлял ее Григорий Затопляев. Школа просуществовала до 1918 года. Кроме церкви было три часовни. Одна на горе, перед селом.
 
Она была поставлена, по словам старожилов, в конце XIX века. В этой часовне служили молебен во благо семьи. Если у кого-то из жителей села, или близлежащих сел Михайловки, Нарына, Хулдата, Армака не ладилось в семье или в хозяйстве, то эта семья заказывала молебен попу-батюшке, а сама с иконами в руках шла пешком и поднималась на гору в часовню. Попа везли в телеге по ложбине,  по дороге,  которая шла на самый верх.  В местности под названием «Ключевая» из-под земли били ключи, сюда люди приходили после молебна.
 
С собою приносили самовары, снедь и все вместе пили чай, сваренный из родниковой воды. Также  на часовню совершали Крестный ход во время засухи. Впереди себя несли  иконы и ведерко воды. В часовне поп служил молебен, все молились, затем батюшка освящал принесенную воду и кропил ею землю.
 
От этой часовни остался лишь один фундамент, когда её разграбили в 1935 г., то люди постепенно перестали в нее ходить. В 2006 году недалеко от  места, где была часовня поставлен животворный крест.
 
Вторая часовня стояла на кладбище. Так же, как и первая, внутри была убрана иконами, посредине стоял большой стол. Жители села, прежде чем войти в ограду кладбища, сначала молились.  Войдя в часовню, оставляли  принесенную еду на столе, молились  и только потом шли навещать могилы. В родительский день поп-батюшка служил молебен, отпевал еду, которая  была на столе. Часовня перестала действовать 1936 году. Она тоже была разграблена местными жителями, на том месте, где она стояла, не осталось даже фундамента.
 
Третья часовня находилась за пограничной заставой. Она  была семейной.
 
Харацайская Вознесенская церковь во все времена являлась центром духовной культуры и зачинателем благих деяний, происходящих в жизни казаков, оказывала большое влияние на управление села. Так закончилась история духовного просвещения, начавшаяся в начале XIX века и закончившаяся в первой половине XX века.
 
Начало XXI века – это новый виток в истории возрождения духовной жизни Харацая. С конца января 2003 года началось строительство Свято-Вознесенской церкви на месте, где когда-то стояла Вознесенская. Построил ее на собственные средства в память о своей матери Шелкуновой Анне Николаевне, уроженке села Харацай, ее сын - Сухарев Сергей Иванович, ныне житель г. Москва. Харацайцы с радостью откликнулись на призыв о помощи.
 
Так, всем миром с помощью мецената была возрождена в селе святыня. Церковь на сегодняшний день действующая, красиво убранная, как внутри, так и снаружи. Жители села постепенно приобщаются к своим истинным духовным истокам, посещают церковь, проводят обряд крещения своих детей, отпевают умерших и т.д.
 Автор: Галина Шелкунова
 http://selorodnoe.ru/history/show/id3629585/
« Последнее редактирование: 20 Март, 2019, 21:47:49 от Шишмарев »
Шишмарев Александр Тихонович, Новосибирск
Шишмаревы, Бурдуковские, Аршинские, Плюснины, история казачества Западного Забайкалья

Оффлайн ШишмаревАвтор темы

  • Главный модератор
  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
Re: Харацайская Вознесенская церковь
« Ответ #2 : 11 Март, 2019, 21:06:53 »
                Справочная  информация о  структуре  описи 1 фонда 360 Харацайской Вознесенской церкви из Путеводителя фондов Государственного архива Республики Бурятии

  Список дел в фонде 360  Харацайской Вознесенской церкви


п/п    Названия дел и других материалов         начало
10   Указы Его Императорского Величества по разным вопросам и другая переписка
    20 января 1812 г.
11   Указ Его Императорского Величества об обручении Анны Петровны с его королевским высочеством и с перепиской о выборе старосты, высылке книг
    6 мая 1814 г.
12.   Указы Его Императорского Величества о присяге и представлении исповедных росписей
    января 1826 г.
 
19.   Указы Его Императорского Величества по разным вопросам   20 марта 1841 г.
20   Указы Его Императорского Величества по разным вопросам
    25 января 1842 г.
21   С перепиской об избрании трапезника. Указ Его Императорского Величества о свершивших обручение, о представлении исповедных росписей   8 января 1844 г.
 
 
 
26   
Руководственные указы и предписания за 1860 год.   
 
28   
Указ Его Иператорского Величества о прочитании Манифеста с перепиской об утонувшем в реке казаке и о высылке метричного свидетельства   
2 января 1861 г.
 
 
 
29   
Указ Его Императорского Величества
По разным вопросам
    
12 января 1863 г.
 
30   С перепиской о поступлении в первый законный брак
    10 января 1854 г.
 
 
33   Журнал Харацайской Вознесенской церкви для записи входящих бумаг от разных мест и должностных лиц за 1867 год.
    
34   Тетрадь Харацайской церкви на записку денег собираемых кружкой на распространение православия между язычниками в империи по 1868 год.
    
39   Тетрадь притча Харацайской Вознесенской церкви для записи доходов и о разделенных за 1864 год   
40.   Клировые ведомости Харацайской Вознесенской церкви за 1870 год.
    
41.   Тетрадь Харацайской Вознесенской церкви для записи денег собираемых кружкой ко гробу господню на 1864 год.
    
 
44   О неисправности притчи Харацайсой Вознесенской церкви за 1870 год.
    
 
45.   Входящие бумаги причта Харацайской Вознесенской церкви с отпусками исходящими за 1871 год.   12 января 1871 год.
 
 
 
 
46   Тетрадь неисправностей причты Харацайской Вознесенской церкви за 1872 год.
    
 
48.   Тетрадь Харацайской Вознесенской церкви для записи денег, собираемых кружками; ко гробу господню на поклонников в Палестину; на распространение православия между язычниками в империи; на восстановление православного христианства на Кавказе и вооружение церквей  в западных губерниях России на 1873 год.    10 января 1875 год.
Государственный архив республики Бурятия . Фонд 360,  Опись 1 ( выписка)
 
 52.   С перепиской о вступлении в брак
    
 
53   Указы Его Императорского Величества по разным вопросам
    11декабря 1879 года
 
54   С перепиской по представление
денег и другая переписка
    12 января 1883 года.
 
59.   С перепиской о высылке денег, о метрических и земельного сведениях и о выдаче пособия инородцам   2 января 1890 года.
 
 
 
60.   Журнал для записей исходящих бумаг из разных присутственных мест и должностным лицам по 1893 год.
    
 
61.   Журнал для записи входящих бумаг от разных присутственных мест и должностных лиц притча Харацайской Вознесенской церкви на 1892 год.
    
 
62.   Указы Его Императорского Величества по разным вопросам и другая переписка.   7 января 1909 года.
 
 
 
66.   
Циркуляры по разным вопросам, о наложении ареста на газеты разных названий и другая переписка   
 
67.   
Тетрадь Харацайской Вознесенской церкви для записи денег собираемых кружкой на разоренных от беды случаев.   

        Как видно из  перечня дел ГАРБ по Харацайской Вознесенской церкви располагает очень малым количеством дел с метрическими данными, а ИВ отсутствуют. Основной задел по МК и ИВ размещен в Государственном архиве Читинской области, опись дел  фонда   ГАЗК будет размещена  в следующем сообщении.
« Последнее редактирование: 20 Март, 2019, 21:50:28 от Шишмарев »
Шишмарев Александр Тихонович, Новосибирск
Шишмаревы, Бурдуковские, Аршинские, Плюснины, история казачества Западного Забайкалья

Оффлайн ШишмаревАвтор темы

  • Главный модератор
  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1633
    • Просмотр профиля
Re: Харацайская Вознесенская церковь
« Ответ #3 : 20 Март, 2019, 20:24:18 »
Список дел с Метрическии книгами и Исповедными ведомостями в фонде 282  Государственного архива Забайкальского края ГАЗК

http://forum.vgd.ru/post/3172/93217/p2726821.htm#pp2726821, автор Светлана Ф

Выдержки по Харацайской Вознесенской церкви


Номер фонда, опись, дело   Заголовок   Количество листов
  282-1-50   МК Христорождественской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1785 году, Харацайская  церковь   4
 282-1-61   МК  Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1790 году,              Усть-Харацайская крепость   2
 282-1-45   МК Харацайской Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1828 году, Харацайская крепость   41
 282-1-282   МК Харацайской Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1829 году, Харацайская крепость   19
      
      
 282-1-149    ИВ Харацайской Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1822 году, Харацайская крепость   
 282-1-191   ИВ Харацайской Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1825 году, Харацайская крепость   30
282-1-197   ИВ Харацайской Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1826 году, Харацайская крепость   32
 282-1-225   ИВ Харацайской Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1828 году, Харацайская крепость   14
 282-1- 282   Исповедная ведомость Харацайской Вознесенской церкви Троицкосавского духовного правления за 1829 год   42
 282-1- 295   Исповедная ведомость Харацайской Вознесенской церкви Троицкосавского духовного правления за 1829 год   19
 282-1-369   ИВ Харацайской Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1832 году, Харацайская крепость   39
 282-1-542   ИВ Харацайской Вознесенской церкви о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в 1838 году, Харацайская крепость   21

Комментарии к списку описей.
1. Исходя из названий церквей и дат документов, можно сделать вывод, что в  заметке по истории Харацайской церкви  Г. Шелкуновой (в первом сообщении), в которой дата образования  1802 год,  не совсем   верна. Первая церковь, которая начала вести церковный учет в Харацае, называлась  Христорождественской с датой  по МК 1785 г. Интересно, что с этим же названием  в те годы отмечены церкви в острогах и крепостях, строившихся по плану создания  оборонительной линии от 1768 года, а крепости и редуты строились подразделениями (ротами) регулярного военного  Якутского полка. Например , в описи отмечены одноименные церкви Христорождественские в Кударинской крепости, Харацайской крепости, Кабанского острога ,появившиеся именно в эти годы строительства  и укрепления их, и далее не упоминавшиеся в 1800-х годах. Скорее всего это была передвижная военная церковь,  сопровождавшая выездные роты Якутского полка (далее 1го и 2го Селенгинских батальонов). Еще одним примером подобной полковой   церкви, была Петропавловская церковь в Петропавловской крепости на Чикойской  Стрелке , уникальные МК которой я с радостью обнаружил в списке дел описи 1 , 282-1-46 за 1774 год. Особый  интерес мой вызван тем, что до 1774 года там находился конный казак , толмач Петр Григорьев Шишмарев, сын известного селенгинского толмача Григория Шишмарева. Конечно, МК не дают полной картины всех жителей Петропавловской крепости, но надежда все-таки появилась.
                                                                   
2.  Первая  поместная харацайская под названием Вознесенская церковь в Усть-Харацайской крепости появилась не позже 1790 го года , и только , видимо , в начале 1800-х годов она получила окончательное название Харацайская Вознесенская церковь.                                                                                           

В обоснование причастности  нашего Рода Бурдуковских к   Харацайской крепости  можно привести информацию от 11 августа 2015 года  от Ольги Шишмаревой, что мои джидинские первопредки Василий Бурдуковский и его 4  сына Николай, Петр, Иван и мой пращур Ефим , посланные из Удинского пригорода на постоянное жительство на западную пограничную линию,  отмечены там, служили и  жили в Харацайской  крепости с 1772 года и с полным основанием могут быть отнесены к первожителям Харацайской станицы. ( подтверждены архивными  списками ГАРБ, ф. 88-1-752)
« Последнее редактирование: 20 Март, 2019, 22:20:33 от Шишмарев »
Шишмарев Александр Тихонович, Новосибирск
Шишмаревы, Бурдуковские, Аршинские, Плюснины, история казачества Западного Забайкалья