Автор Тема: ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА В ЗАБАЙКАЛЬЕ (сер.XVII - нач. XX вв.)  (Прочитано 630 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Старейшина
  • **********
  • Сообщений: 1720
    • Просмотр профиля
1681-1726 гг. - Даурская и Нерчинская десятины Сибирской митрополии
                            (Первые требы совершались непосредственно в военных отрядах накануне важных походов... Однако там, где русские ставили зимовье и остроги, они руководствовались существовавшими градостроительными чертежами или правилами: в ясачных зимовьях устанавливали православные кресты или впоследствии часовни; в острожных крепостях под "малую" статью возводили часовни; под "большую" статью - церкви. Первые церкви в Забайкалье были сооружены одновременно с возведением острогов под "большую" статью (имевшем защитные тыновые стены или крепости с башнями): Баргузинском, Нерчинском, Иргеньском, Селенгинском, Удинском, Тункинском, Кабанском, Телембинском и др. Присоединение Забайкалья в состав Российского государства повлекло организацию в 1680 г. Собором русских церквей под председательством царя и Патриарха первой в истории Сибири особой Даурской Духовной миссии с целью обращения коренных народов в христианскую веру. Основанные миссией Троицкий Селенгинский и Посольский Спасо-Преображенский монастыри стали опорными пунктами подвижнической миссионерской деятельности на крайнем востоке страны. На монастырских землях заложены основы русской земледельческой культуры за Байкалом. В составе Даурской десятины, переросшей в Иркутско-Нерчинскую епархию (15 января 1727 г.). В составе на территории Забайкалья имелись 3 монастыря, а в Селенгинском дистрикте - 14 церквей, окормлявших 6964 человека.)

1707 г. - Иркутское викариатство Сибирской митрополии.
                  (С этого времени Забайкалье посещали иерархи церковно-административного управления Сибири: в 1710 г. викарный епископ Варлаам, в 1719 г. - митрополит Сибирский и Тобольский, свт. Феодор, побывавший в храмах края. Миссия святителя носила инспекторский характер - он лично удостоверился, насколько Даурская Духовная миссия выполнила возложенные царем и Патриархом задачи.

1727-1861 гг. - Иркутско-Нерчинская епархия РПЦ.
                            (15 января 1727 г. Екатерина I утвердила указ Св. Синода об образовании на базе викариатства Иркутско-Нерчинской епархии и назначении свт. Иннокентия епископом. Территория епархии распространялась от Енисея до берегов Тихого океана, но только в Селенгинском дистрикте насчитывалось 14 церквей и 2 монастыря; в Нерчинском - 7 церквей и 1 монастырь. В них несли службу 286 человек.)

1862-1893 гг. - Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии РПЦ
                        (С увеличением численности русского населения в Забайкалье и возросшим числом новокрещеных из числа коренных народов в 1862 г. учреждено Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии РПЦ и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Оба церковных учреждения возглавил епископ Вениамин (Благонравов). Итогом деятельности Селенгинского викариатства и Забайкальской миссии стал резкий рост общего числа церковных учреждений в Забайкалье: к 1884 г. их насчитывалось 200, а к 1909 г. - 376 (из них 186 приходских, 143 приписных, 3 домовых, 3 тюремных, 8 кладбищенских, 2 железнодорожных, 2 церквей-школ, 5 монастырских). В них несли службу 23 протоиерея, 207 священников, 61 диакон, 244 псаломщика. В составе миссии служение несли 11 миссионеров, 8 послушников, 3 причетника. Были учреждены в местах этнических скоплений бурят и тунгусов 41 миссионерский стан. При резиденции действовало миссионерское училище, обучение велось и в миссионерских станах. Общее число новокрещеных, перешедших из шаманизма и буддизма в православие составило 85 тысяч из 300 тыс. коренного населения епархии. Особенностью Забайкальской Духовной миссии и Селенгинского викариатства является большое число священноцерковнослужителей бурятского происхождения (около 150 человек).)

1894-1930 гг. - Забайкальско-Нерчинская епархия РПЦ
                           (12 марта 1894 г. Синод образовал Забайкальско-Нерчинскую епархию с епископской кафедрой в Чите, и первым владыкой стал викарий Селенгинский епископ Георгий. В крае на 400147 православных приходилось 164780 ламаистов, 40860 старообрядцев, 6181 иудеев, 5941 шаманистов.)
Выдержка из Автореферата диссертации Жалсараева Анатолия Дамбаевича. Улан-Удэ, 2006.
Кафедра Истории отечества Бурятского государственного университета.

Жалсараев А.Д. [1947-2017]


В рамках темы диссертации были исследованы:

Фонды госархивов:
1. РГАДА (фонды Сибирского приказа),
2. РГИА (документы канцелярии Св. Синода РПЦ)
3. Госаррхив Респ. Татарстан (сведения о начале постройки Троицко-Селенгинского и Посольского Спасо-Преображенского монастыря).
4. Госархив Тюменской обл. (история церквей и монастырей Сибири, описание деятельности Забайкальской и Албазинской Духовных миссий, а также Английской духовной миссии в Забайкалье).
5. Госархив Респ. Мордовия (деятельность игумена Феодосия в Богородице-Сретенской Санаксарской мужской Пустыни Темниковского уезда Тамбовской губернии до его направления и назначения руководителем Даурской Духовной миссии, история организации миссии, состав миссионерского братства).
6. Госархив Иркутской обл. (документы начального периода становления русского православия в Забайкалье, Иркутско-Нерчинской и Забайкальско-Нерчинской епархий, по истории отдельных храмов и монастырей, клировые и метрические ведомости, переписка и пр.).
7. Госархив Читинской обл. (фонды Забайкальской Духовной Консистории, Забайкальского епархиального училищного совета, монастырей и церквей, фонды по личному составу священноцерковнослужителей, клировые ведомости, отчеты Забайкальской Духовной миссии, рапорты иереев и благочинных, переписка архиереев и Консистории с благочинными).
8. Нац. архив Респ. Бурятия (документы собраны в 59 фондах благочинных советов, церквей, монастырей, личных дел протоиереев и т.п.).

Фонды ведомственных архивов:
9. Собрания Музея истории Бурятии.
10. Читинско-Забайкальской епархии РПЦ.
11. ЦВРК ИМБТ СО РАН (Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ).

Опубликованные документы в специальных сборниках:
12. Акты Святейшего Патриарха Тихона.
13. Позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг.
14. Дополнения к Актам историческим.
15. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726).
16. Сведения о Даурской миссии, собранные миссионером свт. Мелетием.
17. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1636-1654 гг. (Сборник документов).
18. Бурятские летописи и хроники, в которых зафиксированы наиболее важные события и факты, связанные с христианизацией бурят с XVII до конца XIX вв.
Продолжение следует...

Выдержка из Автореферата диссертации Жалсараева Анатолия Дамбаевича. Улан-Удэ, 2006.
Кафедра Истории отечества Бурятского государственного университета.

Жалсараев А.Д. [1947-2017]
« Последнее редактирование: 23 Март, 2019, 00:59:08 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Старейшина
  • **********
  • Сообщений: 1720
    • Просмотр профиля
МЕЛЕТИЙ, ЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ и ЗАРАЙСКИЙ.


ПРАВОСЛАВИЕ
и
УСТРОЙСТВО ЦЕРКОВНЫХ ДЕЛ
В ДАУРИИ
(ЗАБАЙКАЛЬЕ), МОНГОЛИИ и КИТАЕ
в
XVII и XVIII столетиях.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗСЛЕДОВАНИЕ.

РЯЗАНЬ.
Типография Братства св. Василия.
1911

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие I-III
I. Общий взгляд на положение дел русской Церкви и Московскаго Государства, при поступательном движении на Восток.....1
II.Исторический ход и характер внешних сношений России с Китаем и монгольскими владельцами.....16
III. Первая Православно-русская Церковь в Пекине и начало церковных миссий в Урге.....48
IV. Учреждение постоянной церковной и дипломатической миссии в Пекине.....82
V. Открытие Иркутской епархии под управлением св. Иннокентия и учреждение Православной Миссии в Китае.....102
VI. Религиозное состояние Забайкалья, предшествовавшее учреждению современной Забайкальской духовной Миссии.....134
VII. Общие исторические выводы и заключение. 1) Направление государственной политики и ход дипломатических международных сношений и договоров. 2) Опека правительства над подчиненными народностями, как младшими племенами, требующими нравственнаго на них воздействия воспитателей. 3) Устройство временных миссий в местах населенных инородцами не-христианами внутри России и в других странах. 4) Оседлый быт вместо кочеваго и бродячаго, и введение русской гражданственности на инородческих территориях.....181


...
На соборе 1681 года было предложено патриархом Иоакимом учредить новыя архиерейския кафедры в Сибири - в Енисейске, на Лене и в Даурах (за Байкалом). Гл это предположение надолго осталось неисполненным, по причине малочисленности христианскаго населения (русских). Вместо открытия новых кафедр предположено построить в Даурах миссионерский монастырь. И вот, в 1681 году, была отправлена в Дауры полная миссия, состоявшая из 12 человек братии, под начальством игумена Феодосия. Тобольскому митрополиту Павлу велено было отправить их, с должными наставлениями, в дальние Сибирские Дауры, на Селенгу реку, или где они обыщут место, для построения монастыря и церкви во имя Живоначальной Троицы, и для призывания иноверцев всех вере к православной христианской вере. В инструкции миссионерам митрополит предписал им, при святом деле евангельской проповеди, держаться следующих правил: приехав в Дауры, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к истинной христианской вере православной, поучать со всяким тщанием и ревностию из Божественнаго писания и крестить во имя Отца и Сына и Святаго духа;...
- В конце того же 1681 года Московский собор, бывший при Иоанн и Петре Алексеевичах против раскольников, положил: "в дальние города, на Лену, в Дауры, посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных для просвещения неверующих христианским законам".
« Последнее редактирование: 20 Март, 2019, 22:31:06 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Старейшина
  • **********
  • Сообщений: 1720
    • Просмотр профиля
...
В 1828 г. в [Иркутско-Нерчинской] епархии было 310 церквей (в Иркутской губернии – 96, Енисейской – 98, в Забайкалье – 101, Якутии – 15),

в 1863 г. – 229 (121 церковь в Иркутской губернии и 108 в Забайкальской области)...

Иркутская епархия в XVIII – начале ХХ века : учеб. пособие / А. В. Дулов [и др.] ; науч. ред. : А. В. Дулов, А. П. Санников. –
Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 209 с.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Григорьева

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 2577
    • Просмотр профиля
Вы ж зачем врете-то так безбожно?
Вот источник, на который Вы ссылаетесь.
http://hist.isu.ru/ru/science/docs/2016/snnikov_dulov.pdf

Иркутская и Нерчинская епархия образована в 1727 г.  стр.8

В 1828 г. в епархии было 310 церквей (в Иркутской губернии – 96, Енисейской – 98, в Забайкалье – 101, Якутии – 15), в 1863 г. – 229 (121 церковь в Иркутской губернии и 108 в Забайкальской области), а в 1914 г. – 223 церкви и 207 часовен и молитвенных домов. (Там же, стр.13).
Выше - ни слова про Иркутско-Нерчинскую епархию нет.
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Старейшина
  • **********
  • Сообщений: 1720
    • Просмотр профиля
Юлия Александровна, держите себя в руках.
Вам не к лицу такие высказывания.

Я внимательно читаю источники, причём не один:
стр. 8 "Иркутская и Нерчинская епархия образована в 1727 г."

Кроме учебника я привожу и другие источники, не менее уважаемые.
1727-1861 гг. - Иркутско-Нерчинская епархия РПЦ.
                            (15 января 1727 г. Екатерина I утвердила указ Св. Синода об образовании на базе викариатства Иркутско-Нерчинской епархии и назначении свт. Иннокентия епископом. Территория епархии распространялась от Енисея до берегов Тихого океана, но только в Селенгинском дистрикте насчитывалось 14 церквей и 2 монастыря; в Нерчинском - 7 церквей и 1 монастырь. В них несли службу 286 человек.)
Жалсараев
« Последнее редактирование: 25 Март, 2019, 11:01:55 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Старейшина
  • **********
  • Сообщений: 1720
    • Просмотр профиля
Полное Собрание Постановлений и Распоряжений по Ведомству Православнаго исповедания Российской Империи. Том V. 28 января 1725 - 5 мая 1727.

1727.

1893. - 16 Января. О бытии епископу переславскому Иннокентию епархиальным епископом в Иркутске.
Святейшему Правительствующему Синоду преосвященные архиепископы: Феофан, великоковоградский и великолуцкий, Георгий, ростовский и ярославский, объявили словесно: Сего де Генваря 15 дня, Ея Императорское Величество, будучи в зимнем Своего Величества доме, указала, по докладу их просвященных архиепископов, быть в Иркуцку настоящим епископом просвященному Иннокентию, епископу переславскому, который был отправлен в Китайское государство*). И во исполнение онаго, Ея Императорскаго Величества имяннаго указу, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии оному преосвященному Иннокентию, епископу переславскому, ныне в Иркуцку настоящим епископом, и о титуловании себя по той епархии, как и прежде сего было, а для ведома и к просвященному Антонию, митрополиту тобольскому и сибирскому, к той Сибирской губернии к губернатору князю господину Долгорукову, а о достодолжном той иркуцкой епархии всякаго звания людем оному преосвященному Иннокентию епископу, яко пастырю своему, послушания и в тое епархию из Святейшаго Правителствующаго Синода послать указы, а в Верховной Тайной Совет подать доношение, и в Высокий Сенат сообщить ведение.
---
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Старейшина
  • **********
  • Сообщений: 1720
    • Просмотр профиля
РГИА
№ 59/252. 8 Февраля/12 Августа 1746 г.
...
В деле имеются еще нижеследующия бумаги:
...
в) Доношение епископа Иркутскаго Иннокентия, от 31 Марта 1745 г., об отсылке в Иркутскую Провинциальную Канцелярию лазаретных денег, при нижеследующей ведомости:
В Иркутской архиерейской Консистории:
1744 г. Первобрач. 72, Полторабрач. 8, Второбрач. 2, Троебрач. 3. 11,48руб.
1745 г. Первобрач. 119, Полторабрач. 10, Второбрач. 2, Троебрач. 1. 16,88руб.
В Якутском заказе 1743 г. Первобрач. 53, Полторабрач. 19, Второбрач. 3, Троебрач. 1. 10,83руб.
В Олекминском остроге того заказа 1742 г. Первобрач. 7, Полторабрач. 1, Второбрач. -, Троебрач. -. 1,02 руб.
В Илимском заказе 1744 г. Первобрач. 76, Полторабрач. 14, Второбрач. 2, Троебрач. 1. 12,44руб.
В Селенгинском заказе 1744 г. Первобрач. 67, Полторабрач. 15, Второбрач. 1, Троебрач. 2. 11,59руб.
В Нерчинском заказе 1744 г. Первобрач. 80, Полторабрач. 13, Второбрач. 1, Троебрач. 1. 12,49руб.
Да сверх того взятых Илимским священником с одного троебрачнаго брака, сверх настоящих, излишних 30 коп., всего 77 руб. 3 коп.
...
« Последнее редактирование: 03 Апрель, 2019, 08:47:37 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Старейшина
  • **********
  • Сообщений: 1720
    • Просмотр профиля
ОБОЗРЕНИЕ СТОЛБЦОВ И КНИГ
СИБИРСКАГО ПРИКАЗА
(1592-1768 гг.).

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
Документы со сношениями местнаго управления с центральным.

СОСТАВИЛ Н.Н. ОГЛОБЛИН

ИЗДАНИЕ ИМПЕРАТОРСКАГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ
при Московском Университете.

МОСКВА.
Университетская типография. Страстной бульвар.
1900.

стр. 51
...
Любопытно дело 143 г. 250 об оскудении в Сибири попов и об отправке туда на службу "черных и белых попов" из московских городов. В деле есть "росписи" отъезжавших в Сибирь "своею охотою" попов и их "припасов". Но полнее этих рукописей — присланная Тобольскими воеводами "роспись новоприсыльным Московским и Вологодским попом" (л. 81): кто именно, откуда, куда (город и церковь или монастырь) и на чье место назначен, размеры денежной и хлебной руги новых попов и проч. В том же роде и "роспись", составленная архиепископом Макарием (л. 94).
-----
250 Ст. № 165, л. 1 и след. — Буцинскаго "Сиб. архиепископы", 14-16, 42, 43.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.