Автор Тема: ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА В ЗАБАЙКАЛЬЕ (сер.XVII - нач. XX вв.)  (Прочитано 751 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3076
    • Просмотр профиля
1681-1726 гг. - Даурская и Нерчинская десятины Сибирской митрополии
                            (Первые требы совершались непосредственно в военных отрядах накануне важных походов... Однако там, где русские ставили зимовье и остроги, они руководствовались существовавшими градостроительными чертежами или правилами: в ясачных зимовьях устанавливали православные кресты или впоследствии часовни; в острожных крепостях под "малую" статью возводили часовни; под "большую" статью - церкви. Первые церкви в Забайкалье были сооружены одновременно с возведением острогов под "большую" статью (имевшем защитные тыновые стены или крепости с башнями): Баргузинском, Нерчинском, Иргеньском, Селенгинском, Удинском, Тункинском, Кабанском, Телембинском и др. Присоединение Забайкалья в состав Российского государства повлекло организацию в 1680 г. Собором русских церквей под председательством царя и Патриарха первой в истории Сибири особой Даурской Духовной миссии с целью обращения коренных народов в христианскую веру. Основанные миссией Троицкий Селенгинский и Посольский Спасо-Преображенский монастыри стали опорными пунктами подвижнической миссионерской деятельности на крайнем востоке страны. На монастырских землях заложены основы русской земледельческой культуры за Байкалом. В составе Даурской десятины, переросшей в Иркутско-Нерчинскую епархию (15 января 1727 г.). В составе на территории Забайкалья имелись 3 монастыря, а в Селенгинском дистрикте - 14 церквей, окормлявших 6964 человека.)

1707 г. - Иркутское викариатство Сибирской митрополии.
                  (С этого времени Забайкалье посещали иерархи церковно-административного управления Сибири: в 1710 г. викарный епископ Варлаам, в 1719 г. - митрополит Сибирский и Тобольский, свт. Феодор, побывавший в храмах края. Миссия святителя носила инспекторский характер - он лично удостоверился, насколько Даурская Духовная миссия выполнила возложенные царем и Патриархом задачи.

1727-1861 гг. - Иркутско-Нерчинская епархия РПЦ.
                            (15 января 1727 г. Екатерина I утвердила указ Св. Синода об образовании на базе викариатства Иркутско-Нерчинской епархии и назначении свт. Иннокентия епископом. Территория епархии распространялась от Енисея до берегов Тихого океана, но только в Селенгинском дистрикте насчитывалось 14 церквей и 2 монастыря; в Нерчинском - 7 церквей и 1 монастырь. В них несли службу 286 человек.)

1862-1893 гг. - Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии РПЦ
                        (С увеличением численности русского населения в Забайкалье и возросшим числом новокрещеных из числа коренных народов в 1862 г. учреждено Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии РПЦ и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Оба церковных учреждения возглавил епископ Вениамин (Благонравов). Итогом деятельности Селенгинского викариатства и Забайкальской миссии стал резкий рост общего числа церковных учреждений в Забайкалье: к 1884 г. их насчитывалось 200, а к 1909 г. - 376 (из них 186 приходских, 143 приписных, 3 домовых, 3 тюремных, 8 кладбищенских, 2 железнодорожных, 2 церквей-школ, 5 монастырских). В них несли службу 23 протоиерея, 207 священников, 61 диакон, 244 псаломщика. В составе миссии служение несли 11 миссионеров, 8 послушников, 3 причетника. Были учреждены в местах этнических скоплений бурят и тунгусов 41 миссионерский стан. При резиденции действовало миссионерское училище, обучение велось и в миссионерских станах. Общее число новокрещеных, перешедших из шаманизма и буддизма в православие составило 85 тысяч из 300 тыс. коренного населения епархии. Особенностью Забайкальской Духовной миссии и Селенгинского викариатства является большое число священноцерковнослужителей бурятского происхождения (около 150 человек).)

1894-1930 гг. - Забайкальско-Нерчинская епархия РПЦ
                           (12 марта 1894 г. Синод образовал Забайкальско-Нерчинскую епархию с епископской кафедрой в Чите, и первым владыкой стал викарий Селенгинский епископ Георгий. В крае на 400147 православных приходилось 164780 ламаистов, 40860 старообрядцев, 6181 иудеев, 5941 шаманистов.)
Выдержка из Автореферата диссертации Жалсараева Анатолия Дамбаевича. Улан-Удэ, 2006.
Кафедра Истории отечества Бурятского государственного университета.

Жалсараев А.Д. [1947-2017]


В рамках темы диссертации были исследованы:

Фонды госархивов:
1. РГАДА (фонды Сибирского приказа),
2. РГИА (документы канцелярии Св. Синода РПЦ)
3. Госархив Респ. Татарстан (сведения о начале постройки Троицко-Селенгинского и Посольского Спасо-Преображенского монастыря).
4. Госархив Тюменской обл. (история церквей и монастырей Сибири, описание деятельности Забайкальской и Албазинской Духовных миссий, а также Английской духовной миссии в Забайкалье).
5. Госархив Респ. Мордовия (деятельность игумена Феодосия в Богородице-Сретенской Санаксарской мужской Пустыни Темниковского уезда Тамбовской губернии до его направления и назначения руководителем Даурской Духовной миссии, история организации миссии, состав миссионерского братства).
6. Госархив Иркутской обл. (документы начального периода становления русского православия в Забайкалье, Иркутско-Нерчинской и Забайкальско-Нерчинской епархий, по истории отдельных храмов и монастырей, клировые и метрические ведомости, переписка и пр.).
7. Госархив Читинской обл. (фонды Забайкальской Духовной Консистории, Забайкальского епархиального училищного совета, монастырей и церквей, фонды по личному составу священноцерковнослужителей, клировые ведомости, отчеты Забайкальской Духовной миссии, рапорты иереев и благочинных, переписка архиереев и Консистории с благочинными).
8. Нац. архив Респ. Бурятия (документы собраны в 59 фондах благочинных советов, церквей, монастырей, личных дел протоиереев и т.п.).

Фонды ведомственных архивов:
9. Собрания Музея истории Бурятии.
10. Читинско-Забайкальской епархии РПЦ.
11. ЦВРК ИМБТ СО РАН (Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ).

Опубликованные документы в специальных сборниках:
12. Акты Святейшего Патриарха Тихона.
13. Позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг.
14. Дополнения к Актам историческим.
15. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726).
16. Сведения о Даурской миссии, собранные миссионером свт. Мелетием.
17. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1636-1654 гг. (Сборник документов).
18. Бурятские летописи и хроники, в которых зафиксированы наиболее важные события и факты, связанные с христианизацией бурят с XVII до конца XIX вв.
Продолжение следует...

Выдержка из Автореферата диссертации Жалсараева Анатолия Дамбаевича. Улан-Удэ, 2006.
Кафедра Истории отечества Бурятского государственного университета.

Жалсараев А.Д. [1947-2017]
« Последнее редактирование: 22 Июнь, 2019, 18:48:43 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3076
    • Просмотр профиля
МЕЛЕТИЙ, ЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ и ЗАРАЙСКИЙ.


ПРАВОСЛАВИЕ
и
УСТРОЙСТВО ЦЕРКОВНЫХ ДЕЛ
В ДАУРИИ
(ЗАБАЙКАЛЬЕ), МОНГОЛИИ и КИТАЕ
в
XVII и XVIII столетиях.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗСЛЕДОВАНИЕ.

РЯЗАНЬ.
Типография Братства св. Василия.
1911

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие I-III
I. Общий взгляд на положение дел русской Церкви и Московскаго Государства, при поступательном движении на Восток.....1
II.Исторический ход и характер внешних сношений России с Китаем и монгольскими владельцами.....16
III. Первая Православно-русская Церковь в Пекине и начало церковных миссий в Урге.....48
IV. Учреждение постоянной церковной и дипломатической миссии в Пекине.....82
V. Открытие Иркутской епархии под управлением св. Иннокентия и учреждение Православной Миссии в Китае.....102
VI. Религиозное состояние Забайкалья, предшествовавшее учреждению современной Забайкальской духовной Миссии.....134
VII. Общие исторические выводы и заключение. 1) Направление государственной политики и ход дипломатических международных сношений и договоров. 2) Опека правительства над подчиненными народностями, как младшими племенами, требующими нравственнаго на них воздействия воспитателей. 3) Устройство временных миссий в местах населенных инородцами не-христианами внутри России и в других странах. 4) Оседлый быт вместо кочеваго и бродячаго, и введение русской гражданственности на инородческих территориях.....181


...
На соборе 1681 года было предложено патриархом Иоакимом учредить новыя архиерейския кафедры в Сибири - в Енисейске, на Лене и в Даурах (за Байкалом). Гл это предположение надолго осталось неисполненным, по причине малочисленности христианскаго населения (русских). Вместо открытия новых кафедр предположено построить в Даурах миссионерский монастырь. И вот, в 1681 году, была отправлена в Дауры полная миссия, состоявшая из 12 человек братии, под начальством игумена Феодосия. Тобольскому митрополиту Павлу велено было отправить их, с должными наставлениями, в дальние Сибирские Дауры, на Селенгу реку, или где они обыщут место, для построения монастыря и церкви во имя Живоначальной Троицы, и для призывания иноверцев всех вере к православной христианской вере. В инструкции миссионерам митрополит предписал им, при святом деле евангельской проповеди, держаться следующих правил: приехав в Дауры, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к истинной христианской вере православной, поучать со всяким тщанием и ревностию из Божественнаго писания и крестить во имя Отца и Сына и Святаго духа;...
- В конце того же 1681 года Московский собор, бывший при Иоанн и Петре Алексеевичах против раскольников, положил: "в дальние города, на Лену, в Дауры, посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных для просвещения неверующих христианским законам".
« Последнее редактирование: 20 Март, 2019, 22:31:06 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3076
    • Просмотр профиля
...
В 1828 г. в [Иркутско-Нерчинской] епархии было 310 церквей (в Иркутской губернии – 96, Енисейской – 98, в Забайкалье – 101, Якутии – 15),

в 1863 г. – 229 (121 церковь в Иркутской губернии и 108 в Забайкальской области)...

Иркутская епархия в XVIII – начале ХХ века : учеб. пособие / А. В. Дулов [и др.] ; науч. ред. : А. В. Дулов, А. П. Санников. –
Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 209 с.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Онлайн Григорьева

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 2599
    • Просмотр профиля
Вы ж зачем врете-то так безбожно?
Вот источник, на который Вы ссылаетесь.
http://hist.isu.ru/ru/science/docs/2016/snnikov_dulov.pdf

Иркутская и Нерчинская епархия образована в 1727 г.  стр.8

В 1828 г. в епархии было 310 церквей (в Иркутской губернии – 96, Енисейской – 98, в Забайкалье – 101, Якутии – 15), в 1863 г. – 229 (121 церковь в Иркутской губернии и 108 в Забайкальской области), а в 1914 г. – 223 церкви и 207 часовен и молитвенных домов. (Там же, стр.13).
Выше - ни слова про Иркутско-Нерчинскую епархию нет.
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3076
    • Просмотр профиля
Юлия Александровна, держите себя в руках.
Вам не к лицу такие высказывания.

Я внимательно читаю источники, причём не один:
стр. 8 "Иркутская и Нерчинская епархия образована в 1727 г."

Кроме учебника я привожу и другие источники, не менее уважаемые.
1727-1861 гг. - Иркутско-Нерчинская епархия РПЦ.
                            (15 января 1727 г. Екатерина I утвердила указ Св. Синода об образовании на базе викариатства Иркутско-Нерчинской епархии и назначении свт. Иннокентия епископом. Территория епархии распространялась от Енисея до берегов Тихого океана, но только в Селенгинском дистрикте насчитывалось 14 церквей и 2 монастыря; в Нерчинском - 7 церквей и 1 монастырь. В них несли службу 286 человек.)
Жалсараев
« Последнее редактирование: 25 Март, 2019, 11:01:55 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3076
    • Просмотр профиля
Полное Собрание Постановлений и Распоряжений по Ведомству Православнаго исповедания Российской Империи. Том V. 28 января 1725 - 5 мая 1727.

1727.

1893. - 16 Января. О бытии епископу переславскому Иннокентию епархиальным епископом в Иркутске.
Святейшему Правительствующему Синоду преосвященные архиепископы: Феофан, великоковоградский и великолуцкий, Георгий, ростовский и ярославский, объявили словесно: Сего де Генваря 15 дня, Ея Императорское Величество, будучи в зимнем Своего Величества доме, указала, по докладу их просвященных архиепископов, быть в Иркуцку настоящим епископом просвященному Иннокентию, епископу переславскому, который был отправлен в Китайское государство*). И во исполнение онаго, Ея Императорскаго Величества имяннаго указу, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии оному преосвященному Иннокентию, епископу переславскому, ныне в Иркуцку настоящим епископом, и о титуловании себя по той епархии, как и прежде сего было, а для ведома и к просвященному Антонию, митрополиту тобольскому и сибирскому, к той Сибирской губернии к губернатору князю господину Долгорукову, а о достодолжном той иркуцкой епархии всякаго звания людем оному преосвященному Иннокентию епископу, яко пастырю своему, послушания и в тое епархию из Святейшаго Правителствующаго Синода послать указы, а в Верховной Тайной Совет подать доношение, и в Высокий Сенат сообщить ведение.
---
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3076
    • Просмотр профиля
РГИА
№ 59/252. 8 Февраля/12 Августа 1746 г.
...
В деле имеются еще нижеследующия бумаги:
...
в) Доношение епископа Иркутскаго Иннокентия, от 31 Марта 1745 г., об отсылке в Иркутскую Провинциальную Канцелярию лазаретных денег, при нижеследующей ведомости:
В Иркутской архиерейской Консистории:
1744 г. Первобрач. 72, Полторабрач. 8, Второбрач. 2, Троебрач. 3. 11,48руб.
1745 г. Первобрач. 119, Полторабрач. 10, Второбрач. 2, Троебрач. 1. 16,88руб.
В Якутском заказе 1743 г. Первобрач. 53, Полторабрач. 19, Второбрач. 3, Троебрач. 1. 10,83руб.
В Олекминском остроге того заказа 1742 г. Первобрач. 7, Полторабрач. 1, Второбрач. -, Троебрач. -. 1,02 руб.
В Илимском заказе 1744 г. Первобрач. 76, Полторабрач. 14, Второбрач. 2, Троебрач. 1. 12,44руб.
В Селенгинском заказе 1744 г. Первобрач. 67, Полторабрач. 15, Второбрач. 1, Троебрач. 2. 11,59руб.
В Нерчинском заказе 1744 г. Первобрач. 80, Полторабрач. 13, Второбрач. 1, Троебрач. 1. 12,49руб.
Да сверх того взятых Илимским священником с одного троебрачнаго брака, сверх настоящих, излишних 30 коп., всего 77 руб. 3 коп.
...
« Последнее редактирование: 03 Апрель, 2019, 08:47:37 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3076
    • Просмотр профиля
ОБОЗРЕНИЕ СТОЛБЦОВ И КНИГ
СИБИРСКАГО ПРИКАЗА
(1592-1768 гг.).

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
Документы со сношениями местнаго управления с центральным.

СОСТАВИЛ Н.Н. ОГЛОБЛИН

ИЗДАНИЕ ИМПЕРАТОРСКАГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ
при Московском Университете.

МОСКВА.
Университетская типография. Страстной бульвар.
1900.

стр. 51
...
Любопытно дело 143 г. 250 об оскудении в Сибири попов и об отправке туда на службу "черных и белых попов" из московских городов. В деле есть "росписи" отъезжавших в Сибирь "своею охотою" попов и их "припасов". Но полнее этих рукописей — присланная Тобольскими воеводами "роспись новоприсыльным Московским и Вологодским попом" (л. 81): кто именно, откуда, куда (город и церковь или монастырь) и на чье место назначен, размеры денежной и хлебной руги новых попов и проч. В том же роде и "роспись", составленная архиепископом Макарием (л. 94).
-----
250 Ст. № 165, л. 1 и след. — Буцинскаго "Сиб. архиепископы", 14-16, 42, 43.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3076
    • Просмотр профиля
Иркутские епархиальные ведомости

1870 год № 39

стр.319
ПРИБАВЛЕНИЯ
к Иркутским епархиальным ведомостям № 39 1870 года

...
Обзор управления Епископа Иннокентия Неруновича иркутскою епархиею.
Церкви.
...
По открытии иркутской епархии 15 Декабря 1727 года, в заведывание перваго иркутскаго Епископа Иннокентия Кульчицкаго, Тобольским Митрополитом Антонием Стаховским, предоставлены были те же церкви, какие ранее находились в ведении Викарнаго архиерея Варлаама Косовскаго, а именно:

по сю сторону Байкала, в г. Иркутске
1. Соборная Спасская
2. Соборная Богоявленкая
3. Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев
4. Троицкая Духовская
5. Троицкая Сергиева (ныне Крестовская)
6. Одигитриевская (ныне Тихвинско-Воскресенская)
7. Владимирская

В иркутском дистрикте:
8. Идинская Троицкая
9. Балаганская Спасская
10. Бельская Сретенская
11. Кудинская Троицкая
12. Оецкая Афанасия и Кирилла
13. Бадайская Николаевская
14. Олонская Благовещенская
15. Усольская Спасская
16. Уриковская Спасская
17. Китойская Христорождественская
18. Вверх-Иркутская Введенская
19. Верхоленская Воскресенская
20. Ангинская Ильинская
21. Бирюльская Покровская
22. Манзурская Введенская.

За Байкалом:
23. Баргузинская Преображенская
24. Селенгинская Покровская
25. Селенгинская Спасская
26. Удинская Спасская
27. Удинская Владимирская (ныне Соборная Одигтриевская)
28. Ильинская Богоявленская
29. Кабанская Христорождественская
30. Итанцынская Спасская
31. Хилоцкая Владимирская
32. Колесниковская Казанская
33. Тресковская Михаила Архангела
34. Кударинская Богородская
35. Чикойская Петропавловская

В городе Нерчинске:
36. Троицкая
37. Воскресенскя

В Нерчинском уезде:
38. Городищенская Введенская
39. Ундинская Николаевская
40 Урульгинская Николаевская
41. Читинская Архангельская
42. Аргунская Вознесенская
43. в Нижнем остроге Сретенская.

К сим 43 церквам при Святом Иннокентии прибавились храмы:
44. в Троицкосавской слободе во имя Св. Троицы и преподобнаго Саввы Сербскаго, основанный Послом Саввою Владиславичем
45. в Нерчинском Заводе Петропавловский.
 
Еще Святителем Иннокентием был устроен:
46. Храм, по усердию и иждивением иркутскаго гражданина Ивана Пивоварова, под колокольною Соборной Богоявленской церкви, во имя Мученика Иоанна Воина, самим Святителем освященный; при этом храм был отдельный от Соборнаго причт на содержании строителя Пивоварова.

В исходе 1731 года, распоряжением Св. Синода Иркутская епархия пополнена церквами, отчисленными от епархии Тобольской, не следующия:

47. Илимская Спасская
48. Тушамская Покровская
49. На Парабельском Николаевская
50. Устькутская Спасская
51. Чечуйская Воскресенская
52. Киренскаго острога Спасская
53. Сполошинская Спасская
54. Яндинския Николаевская
55. Преображенская
56. Устьудинская Св. Параскевы пятницы
57. Новоудинская Покровская
58. Илгинская Знаменская
59. Тутурская Николаевская
60. Орленская Спасская
61. в Братском остроге Богоявленская
62. Кежемская Спасская
63. Шамановская Архангельская
64. Барлуцкая Успенская
65. в Якутске Соборная Троицкая
66. Николаевская
67. Индигирская Спасская
68. Средне-Колымская Покровская
69. Витимская Спасская
70. Олекминская Спасская
71. Амгинская Преображенская.

Но при осталвении епископом Иннокентием Неруновичем Иркутской епархии в ней насчитывалось уже 100 церквей, все, кроме Богоявленской и Спасской в Иркутске деревянныя.

В бытность его устроены новые деревянные храмы:
не вдалеке от Икутска 72. Куядский
73. Большеразводинский Петропавловский;

по Московской дороге:
74. Заларинский Николаевский
75. Тулуновский Покровский;

вверх по Иркуту:
76. Тункинский Покровский;

по Ангаре и ея притокам:
77. Окинский
78. Карапчанский
79. Кежемский Николаевский;

по Лене:
80. Марковский;

в Якутске:
81. Богородский
82. Предтеченский;

в Якутском Ведомстве:
83. Зашиверский
84. Верхневилюйский
85. В Охотске Преображенский
86. В Удском Остроге Спасский;

в Камчатке в Петропавловской гаване 87. Богородице-Рождественский

в Большерецком сотроге 88. Успенский

в Нижнем остроге 89. Успенский

в Анадырском остроге 90. Спасский

За Байкалом:
91. Тарбагатайский
92. Темлюйский
93. Кяхтинский Николаевский (после Воскресенский)
94. Яравинский Спасский
95. Бунский Трехсвятительский
96. Торгинский
97. Куенский
98. Верхнеингодинский
99. В Архангельской слободе Архангельский
и, наконец, при доме Преосвященнаго в Жилкинской роще 100. храм во имя мученика Иустина Философа.

Выходит, что в управление епископа Иннокентия Неруновича, в иркутской епархии прибыло новопостроенных храмов 29.
...
стр.479
сноска
*) Епископ Иннокентий Нерунович решался посетить Камчатку, да сперва не имел к тому средств, а потом - достаточнаго здоровья.
Один из отдаленных его преемников Архиепископ Михаил говаривал: побывал бы я в Камчатке, да страшусь морскаго плавания. Таким образом Охотск и Камчатка, находясь в зависимости от Тобольских Архиереев 130 лет и 110 лет ри Иркутских, не сподобились видеть ни одного из них, пока в 1841-1842 годах не благословил их лично свой архипастырь Камчатский.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.