Автор Тема: Система переселения русских людей в Сибирь  (Прочитано 154 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Эксперт
  • **********
  • Сообщений: 1155
    • Просмотр профиля
Васильев А.П. Забайкальские казаки. Приложение к 1 тому
...
Система переселения русских людей в Сибирь.

Правительственная колонизация.
В 1590 году из Соликамска было отправлено в Сибирь 30 человек пашенных людей, с женами и детьми и со всем имением. Каждый переселенец должен был иметь: 3 мерина, 3 коровы, 3 свиньи, 5 овец, 2 гуся, 5 кур, 2 утки, соху, телегу, сани, рухлядь и на год хлеба.
Посадские и уездные люди должны были дать им на подмогу по 25 рублей человеку. Это был первый опыт правительственной колонизации*). [*) Акты Арх. эксп. № 344.]
Правительственная колонизация производилась "по прибору" и "указу".

Переселение по прибору.
"По прибору" прибирали обыкновенно в казаки пашенные крестьяне в Поморских городах (Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях).
Московское правительство или сибирские воеводы присылали для этой цели боярских детей и приказчиков. В казаки сначала прибирался сотник, а он прибирал в свою сотню - отчасти из служилых, отчасти из вольных охочих людей - десятников, а десятники - рядовых казаков и стрельцов **). [**) Буринский. Заселение Сибири, стр. 189.]
Переселяемые "по прибору" служилые люди пополнялись постоянно. В 1620 году в Тобольск прислано 30 черкас (малороссов) ***). [***) Оглоблин ч.III, стр.224.]
В 1630 году в Поморских городах (Вологде и др.( прибрано 500 казаков ****). [****) История Сибири, Миллер, стр.518.]
Около 1634 г. прибыли в Томск 150 новоприсыльных литовцев *****). [*****) Чтение в ист. общ. кн. 8-1894 г., стр.117.]
В 1635 году прибрано в России 50 человек стрельцов и казаков.
В 1635-1636 г.г. из Вологды, Холмогора, Каргополя, Устюга выслано 770 стрельцов, а из Нижняго Новгорода 140 иноземцев (литвы, черкас, немцев) в Тобольск, Тюмень и Тару ******). [******) Оглоблин, ч. III, стр. 32.]
Итого в 15 лет с 1620-1635 г.г. исторически известно, что прислано из России 1690 человек служилых. На самом деле их прибыло наверное более, так как не все случаи зарегистрированы историческими документами. И не все документы еще использованы.
Все они переселялись в Сибирь со своими семьями. Отряды вели приказные люди, назначенные из Москвы.
Пашенных крестьян прибирали воеводы и приказчики в Вологодской, Архангельской, Вятской и Пермской губерниях из казенных крестьян, желающих переселиться за Урал. Переселенцам обещалась льгота на два-три года, подмога и ссуда в разных размерах. По истечении льготных годов они должны были пахать государеву десятинную пашню. Впоследствии гулящие люди принимались на оброк.  Оброчные государевой десятинной пашни не пахали, а давали в казну соразмерно обрабатываемому участку известное количество хлеба.
Иногда правительство возлагало прибор пашенных крестьян на какую-нибудь область в виде повинности.

Переселение по указу.
"По указу" переводились или пашенные крестьяне из дворцовых сел или разные преступники; первые назывались переведенцами, вторые - ссыльными *******). [*******) Буцинский, стр. 195, Словцов, стр.21.]
Наконец воеводы и головы, назначенные в Сибирь, сами или через своих помощников, набирали войско из служилых или охочих людей. Собранный отряд направлялся за Урал, сопровождаемый духовенством, посадскими (торговыми) людьми "приборными" крестьянами, а иногда и ссыльными.
Все эти люди, кроме самих воевод, которые через два года возвращались на Русь, навсегда оставались в Сибири. Построив в новом городе дома, они выписывали родных, а боярские дети и подъячие еще и крепостных. Правительство переселяло в Сибирь духовных для отправления религиозных нужд.
« Последнее редактирование: 04 Январь, 2019, 21:28:23 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Онлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Эксперт
  • **********
  • Сообщений: 1155
    • Просмотр профиля
Re: Система переселения русских людей в Сибирь
« Ответ #1 : 05 Январь, 2019, 00:42:40 »
Продолжение.
Васильев А.П. Забайкальские казаки. Приложение к 1 тому


Бегство в Сибирь от крепостного права.
К отряду, сопровождавшему воеводу, дорогою примыкали (особенно после закрепощения крестьян) беглые, преимущественно тяглые и холопы. Служилые люди сами подговаривали девок, баб, холопов, ярыжных. Беглые шли в Сибирь охотно: перебежавших трудно было найти.
Избегая гнета крепостного и воеводскаго, русский крестьянин бежал в Сибирь, ища там "своей воли".
Укрываясь лесами, не находя сопротивления у инородцев туда бежали все те люди, которые по каким-либо причинам считали свободнее жить в привольных и никем не занятых обширных пространств Зауралья.
Правительство и не пыталось искать их.

Вольные охочие люди.
Промышленники, движимые интересами наживы, рыскали по сибирским пустырям, по глухой тайге прокладывали тропы, строили промышленныя зимовья и ходили в походы с казаками.
Все перевалившие за Урал, и не успевшие еще пристроиться к какому-нибудь обществу, - не состоявшие ни казаками, ни пашенными крестьянами, ни половниками, ни захребетниками, - считались гулящими вольными охочими людьми.

Ссыльные.
Наконец, население Сибири пополнялось ссыльными. Сибирский историк Буцинский, на основании изучения до 200 царских грамот о ссыльных в Сибирь приходит к заключению, что Московское правительство смотрело на ссылку, как на средство заселения этого края.
К 1645 году, полагает Буцинский, в Сибири было до 1,500 ссыльных, а Оглоблин - до 3 тысяч *). [*) Чтение в Ист. об. Нестора кн. VIII 1894 г. стр. 117.]
В Сибирь посылали не только преступников, но и их жен и детей. Часто с преступником, главою дома, ссылались и все домочадцы: племянники, братья, зятья. Иногда они сами просили послать их вместе с преступником в Сибирь. Но в большинстве случаев ссылался сначала преступник, а он, устроившись на месте, т.е. поставивши дом, просил о переводе семейства. И правительство не отказывало. Этим отчасти смягчалось гибельное влияние этих одиночек - преступников - "воров и разбойников" - на приборных и переведенцев: семьи преступников не давали окончательно опуститься самим преступникам.
Служилые русские и пленные иностранцы (в особенности поляки) ссылались "в службу", а жилецкие люди "в пашню". Случаи же ссылки их в тюрьму очень редки: за крупные преступления грабежи и убийства **). [**) Обозрение столбцов Сибирскаго приказа, Оглоблин ч. III, стр. 39.]
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Онлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Эксперт
  • **********
  • Сообщений: 1155
    • Просмотр профиля
Re: Система переселения русских людей в Сибирь
« Ответ #2 : 05 Январь, 2019, 00:56:24 »
Продолжение.
Васильев А.П. Забайкальские казаки. Приложение к 1 тому


Переселение из западных городов Сибири в восточные.
В 1632 г. в Верхотурском уезде под городом и в селах было 477 крестьян, пахавших государевой десятинной пашни 387 десятин *). [*) А.И. т.8, стр. 314.]
Население по тогдашнему считалось значительным.
И потому из Верхотурья, как из более населенной области, переводили крестьян на новыя места, где сказывалась нужда в хлебе. Так в 1633 году из Верхотурья переведено 80 пашенных крестьян с женами и детьми и с имуществом ("пашенным заводом") в Томск и Томскаго разряда остроги.
А на их место в Перми бирючи (народные глашатаи) призывали вольных гулящих людей, "не тяглых и не пашенных".
Высылка была вызвана нападениями калмыков на города Западной Сибири: Тюмень, Тару, Ямышев, Кузнецк.
В 1626 году поселены 53 крестьянина около Енисейска **). [**) Оглоблин ч. II, стр. 319.]
В 1626 году устроены были на пашню в Томске, Енисейске и Красноярске атаман Янька-Губарь с 21 воровскими казаками, которые взяты были на море "во языцех" ***). [***) Кузнецов. Ист. Акты XVII в. стр.6.]
В 1637 году послано было из России на реку Лену 300 семейств и, кроме того, 150 девиц для женитьбы казаков ****). [****) Воен. сбор. 1901 г. № 10, стр. 149-151. Живоп. Рос. т. XII, стр. 152.]
К концу царствования Михаила Феодоровича на Лене ниже Киренска были поселены с женами и детьми 180 человек.
Так приливали за Урал волна за волною русския люди, продвигаясь постепенно на восток и везде заводя пашни. Правительство старалось их прикрепить к земле и использовать.

Административное устройство новых поселений.
Во вновь образованных волостях из крестьян выбирались старосты и десятники. Они должны были "беречь крестьян накрепко от побега и воровства". Крестьяне даже в своем уезде не могли отлучаться "без отпросу и без порук". За побег били нещадно батогами, сдавали на поруки и, наказав предварительно, садили на прежнюю пашню *****). [*****) А.И. т.III, стр. 314-318.]
Таким образом в первые же две четверти века после покорения Сибири туда устремились различные слои русскаго народа, движимые разными интересами и причинами. По меткому выражению Соловьева - то была "ползучая Русь", перенесшая за Урал и уклады русской жизни.
Казаки, промышленники, пашенные крестьяне, охочие гулящие люди, обращавшиеся в крестьяне или казаков; духовенство, беглые, ссыльные, подъячие и воеводы - разносторонне представляли основы русской жизни - русские обычаи, религию и русский быт за Уралом. Все, что вырабатывалось Москвою, переносилось за Урал. Напрасно-бы стали искать здесь каких-нибудь особых обычаев и нравов. Русский человек оставался русским - со всеми своими привычками и знаниями. На новом месте он устраивался со всеми своими привычками и знаниями. На новом месте он устраивался по старому. Влияние низшей культуры инородцев незначительно отражалось на укладах жизни - русских переселенцев.
Перемены воевод чрез каждые два года устанавливали прочную связь с Москвою. Построенная в 1597 Бабиновская дорога облегчала сношения. Новые люди (подъячие, казаки, стрельцы, пашенные крестьяне и весь штат, прибывавший с новым воеводою и водворявшийся навсегда в Сибири) приносили и новыя знания, если таковые вырабатывались Москвою. А между тем эти русския волны бывали значительны.
« Последнее редактирование: 05 Январь, 2019, 01:10:24 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Онлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Эксперт
  • **********
  • Сообщений: 1155
    • Просмотр профиля
Re: Система переселения русских людей в Сибирь
« Ответ #3 : 05 Январь, 2019, 01:56:40 »
Продолжение.
Васильев А.П. Забайкальские казаки. Приложение к 1 тому


Русское население в Сибири в 1645 г. [1) Эпоха перваго появления казаков на Байкале.]
Отсюда нет ничего удивительнаго, что к 1645 году в Сибири было до 8 тысяч русских семейств на 5 тысяч инородцев. Эти 8 тысяч семейств по всей вероятности с женами и детьми не менее 30 тысяч человек, солидно заложили русскую жизнь за Уралом.

Острожная система колонизации.
Уже Ермак построил первый городок Кокуй-город, чтоб было куда отступиться и где укрыться.
\Схема была создана - оставалось только развить ее.
История возникновения большинства новых поселений однообразна: один или несколько предприимчивых казаков или промышленников, узнав о какой-нибудь новой земле, где можно было поживиться, с разрешения воевод набирали отряд в 50-100 казаков и отправлялись в поход. (Иногда это делалось промышленниками по собственному почину и на свой счет, а чаще казаками - по назначению воевод; случалось, что и казаки снаряжали экспедицию - на собственные средства). Летом они покоряли туземцев, "облагая их ясаком", а на зиму в удобных пунктах строили остроги.

Понятие об острогах и городах.
Возник особый род сибирских укреплений - остроги. Это были квадратныя (саженей 15-20 в стороне) укрепления, состоявшие из бревенчатаго полисада-тына, с острыми верхушками и надолбами для стрельбы (отверстиями) в стенах, а по углам с деревянными башнями, с вышек которых стреляли. Иногда остроги обносились рвом.
В местах важных стратегически строились с рубленными стенами и башнями городки, обнесенные тыном (деревянным полисадом) и рвом. Некоторые из городков позднее обращались в населенные города и служили новыми исходными пунктами для дальнейших завоеваний.

Основание сел и деревень.
Не все русские люди оставались в новом городе. Многе селились подле города или острога, возле отведенных пашен. Начиналось заселение уезда *). [*) Буцинский, стр. 185.]
На ряду с острогами всюду возникали хутора из одного, двух или трех дворов, принадлежавших большею частью одному семейству. Семейства увеличивались, делились, строили отдельные дворы. Из них разростались села и деревни. Этим объясняется, что жители многих сибирских сел имеют одну фамилию. В первое время эти деревни-хутора были ничтожны по количеству населения. Приходилось менее, чем два двора и три взрослых мужчины на деревню. Но таких микроскопических хуторов-деревень было много **). [**) Буцинский, стр. 25, 26.]

Слободчики и посадчики.
Существовал еще особый способ заселения через слободчиков или посадчиков. Так назывались лица, получившия право заселять свободные участки вольными людьми. Они заселяли пустынныя пространства на свой счет по уговору за льготы для себя и крестьян в податях и повинностях. Для мало населенной Сибири слободчики были находкою. Они столько же заселяли, сколько и правительство. Слободчик, прибравший десятка три-четыре крестьян, назначался в приказчики в слободу и волость и даже зачислялся в списки боярских детей.
Как же было не порадеть.

Промышленныя зимовья.
С казаками рядом, а иногда и вперед, промышленники за пушным зверем шли сушею. Их зимовья строились в лесу. Зимовье как казака, так и промышленника - курная изба с глиняною печью; окна из слюды или льда. Изба иногда огораживалась; около нея деревянный крест - в отличие от соседей нехристей.
Зимою шли на лыжах - промышленники за зверем, казаки за ясаком. Олени или собаки везли нарты (узкия длинныя до 6 аршин сани) с припасами. Строили избушки в лесу на месте своего промысла. Эти избушки-зимовья тоже иногда разрастались в деревни. Наконец, беглые, перевалившие за Урал, избегая кары, селилисьь где-либо в урочище, строили там заимки или хутора, превращавшиеся впоследствии в деревни и села. Они расчищали лес, заводили пашню и жили иногда по нескольку лет, не будучи известны правительству. Воеводы, открывая подобныя поселения, накладывали на жителей подать, но не доносили царю. Для них были весьма выгодны эти переселенцы, заселявшие и обезпечивавшие на будущее время обладание краем*). [*) Ядринцев, Сибирь, как колония, стр. 133-134.]

Ямския слободы и монастыри.
Вдоль дорог, ведущих из Сибири в Москву, возникли поселения в которых жили ямщики. Это так называемыя ямския слободы.
С увеличением православнаго населения, стали появляться мужские и женские монастыри. Кое-где при больших монастырях для собственной потребности разводили пашни, поселяя при них крестьян и инородцев; появились монастырския слободы.
Так возникали в Сибири города, слободы, села, деревни, остроги, хутора, промышленныя избушки, зимовья и заимки, и русская жизнь все глуюже пускала корни в обширных пространствах Зауралья.
Всякий завод - железо, топоры, тесла, ножи, бумагу для отписей, церковные предметы - присылали из Руси.
Число поселений с каждым годом увеличивалось: из-за Урала прибывали новые поселенцы.
« Последнее редактирование: 05 Январь, 2019, 01:58:26 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Онлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Эксперт
  • **********
  • Сообщений: 1155
    • Просмотр профиля
Re: Система переселения русских людей в Сибирь
« Ответ #4 : 05 Январь, 2019, 02:33:25 »
Продолжение.
Васильев А.П. Забайкальские казаки. Приложение к 1 тому


Порядок заселения Сибири.
В первой половине XVII века поселения появились главным образом по системе Оби: по р. Туре, Тоболу, Тавде, Иртышу с их собственными притоками. Постепенности заселения не наблюдалось: города и поселки выросли почти одновременно на всем громадном пространстве, основавшись в 1587 году в Тобольске, в центре водных путей Обской системы, казаки распространили русское влияние по Оби и ея притокам, по радиусам во все стороны и, кроме того, прикрылись с юга полукругом острогов.
Таким образом были основаны города:
В 1586 году - Тюмень, уездный город.
В 1587 году - Тобольск глав. гор.
В 1593 году - Березов, Сургут и Пелым, уездные города.
В 1594 году - Тара, уездный город.
В 1596 году - Нарымский и Кетчкий остроги.
В 1598 году - Верхотурье, уездный город.
В 1600 году - Мангазея, Туринск, уезные города.
В 1604 году - Томск.
В 1618 году - Енисейск и Кузнецкий, остроги.
В 1620 году - Красноярск.
В 1632 году - Якутск.
Всего 16 крупных поселений, не считая мелких острогов, слобод и деревень в 46 лет.
Из них 13 (за исключением Енисейска, Красноярска и Якутска) расположены на системе Оби.
7 городов: Тюмень, Тобльск, Березов, Тара, Верхотурье, Пелым и Туринск были уже уездными городами, вокруг которых были разбросаны села и деревни с пашнями и покосами.

Слободы.
Главным образом разрастался Верхотурский уезд. В первое время поселения группировались по реке Туре как ближайшей к России, и притокам Туры: По Нице, Нейве, Тагили и Ирбиту. Уже в первую четверть XVII века на реке Нице были основаны слободы:
1) Нижненицинская (в просторечии Красная) при устье реки Ницы,
2) Рудная (1631 г.),
3) Верхненицинская (называвшаяся еще Еланскою, Новою и Красноярскую),
4) Чубарова (1633 г.) и
5) на 14 верст выше Киргизская (1637 н.) *). [*) Миллер, стр. 487-509.]
На реке Нейве были основаны:
1) Невьянская при устье Невьи (1625 г.),
2) Мурзинская (1634 г.) и
3) в 36 верстах от нея Краснопольская (1645 г.).
На реке Ирбит возникли: Ирбитская (1635 г.) и Белослюдская (1644 г.).
На реке Сусат, впадающей в реку Туру основана была Благовещенская (1639 г.).
В Тюменском уезде на реке Пышме возникла слобода Белаковская (1645 г.).
В 1637 г. построены были Демьяновский и Самаровский ямы на реке Иртыше.

Остроги в направлении к югу.
Уже в 1625 г. для защиты от вторжений калмыков Тагильская и Невьяновская слободы обращены были в остроги. Вслед за тем были построены остроги на Тоболе - Тарханский при впадении реки Туры (1628 г.) и на Иртыше: Вагайский при устье Вагая (1633 г.) Каурдацкий, Тебендинский и Ишимский (до 1631 г.).
В эти остроги присылались на лето десятка два-три казаков для наблюдения за калмыками.
Вагайский острог несколько раз переносили с места на место, выдвигая его вверх по Вагаю все южнее и южнее. Сначала он был перенесен на Атбашский холм (1637 г.) потом еще ддалее к устью реки Черной, оттого в просторечии его называли Черною Слободою, а оффициально Атбашским острогом. Последнее его место было в 97 верстах от Тобольска по дороге в Тару *). [*) Миллер, Ист. Сиб., стр. 187-516.]
Для прикрытия Томска в 1657 г. в 58 верстах от Томска на реке Томи, при впадении в нее реки Сосновки, построен был Сосновский острог **).  [**) Буцинский, стр. 117.]
« Последнее редактирование: 07 Январь, 2019, 14:10:15 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Онлайн СветланаФАвтор темы

  • Администратор
  • Эксперт
  • **********
  • Сообщений: 1155
    • Просмотр профиля
Re: Система переселения русских людей в Сибирь
« Ответ #5 : 05 Январь, 2019, 02:43:36 »
Продолжение.
Васильев А.П. Забайкальские казаки. Приложение к 1 тому


Итоги колонизации Сибири к концу XVII века 1) [1) Начало земледельческой колонизации Нерчинскаго края тобольскими крестьянами.]
В 1697 году в Сибири числилось служилых всех родов: (дворян, детей боярских, казаков конных и пеших, стрельцов, служилых татар, ружников, оброчников) . . . 9 862 человека м.п. ***). [***) Публ. биб. рук. отд. F. IV, № 76 окл. кн. 1697.]

Крестьян:
пашенных 6 916
их детей 11 145
оброчных 1 724
митрополичьих 1 082
посадских 1 093
ВСЕГО 20 877 человек м.п.

ясачных инородцев 25 655

Крестьянское население Сибири превосходило служилых, по численности, в два раза.
Хлеба в Сибири производилось вполне достаточно и не было, конечно, надобности вести его из Верхотурья.
Хотя почти весь XVII век сибирские казаки питались преимущественно тем хлебом, который под именем "сошнаго запаса" собирался, как оброк, с крестьян Поморских городов ****), [****) Оглоблин, ч. III, стр. 70.]
но в конце его Западная Сибирь могла обходиться уже хлебом местнаго производства без присылки его из России.
Только снабжение нынешних Якутской и Забайкальской областей хлебом производилось еще на счет уездов Енисейскаго, Илимскаго, Балаганскаго и Иркутскаго.
« Последнее редактирование: 05 Январь, 2019, 03:13:08 от СветланаФ »
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.