Автор Тема: История Забайкалья  (Прочитано 63786 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Каширин АлексейАвтор темы

  • Авторы
  • Активист
  • ***
  • Сообщений: 922
    • Просмотр профиля
История Забайкалья
« : 11 Апрель, 2011, 13:14:08 »
В тему по казачеству не стал выкладывать, ибо это не о казачестве.
В библиотеке Гугля выложили книгу

Арсеньев Ю. Путевой дневник от Нерчинского острога до Пекина русского посланника в Китай Николая Гавриловича Спафария 1676 года. 1896. (ИРГО. Оренбургский отдел. Известия Оренбургского отдела [...]. Вып.09.)

ссылка

Оффлайн Каширин АлексейАвтор темы

  • Авторы
  • Активист
  • ***
  • Сообщений: 922
    • Просмотр профиля
Re: История Забайкалья
« Ответ #1 : 11 Апрель, 2011, 14:45:01 »
На рутрекере выложили книгу

Очерки по колонизации Севера и Сибири. Вып.II.
Год: 1922
Автор: Бахрушин С.В. и др.
Жанр: сборник статей, история
Издательство: Петроград
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 137

Описание:
Сборник состоит из трех статей: Иноземцы на Русском Севере в XVI-XVII веках С.Ф.Платонова; Исторический очерк заселения Сибири до конца XIX века С.В.Бахрушина; Очерк колонизации Сибири второй половины XIX и начала XX века Г.Ф.Чиркина.

ссылка

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4489
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: История Забайкалья
« Ответ #2 : 03 Май, 2011, 11:22:20 »


Документ взят из книги С.В. Пичуева, название книги никак не могу запомнить (на редкость неудачное название) так что смотрите название в теме "Станица Митрофановская".
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11241
    • Просмотр профиля
Re: История Забайкалья
« Ответ #3 : 03 Май, 2011, 11:37:01 »
Альберт,
За Василия Алексеева сына Казанцова отдельное спасибо!
У меня по нему был 1699 год. А тут 1706 год.
« Последнее редактирование: 03 Май, 2011, 11:39:43 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4489
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: История Забайкалья
« Ответ #4 : 04 Май, 2011, 02:40:06 »
Я не хотел, я нечаянно. :)
Теперь, конечно посмотрю специально, Пичуев неоднократно пишет о Василии Казанцове, только выводит его под именем Василия Казанова, однако даже я в силу своих скудных знаний увидел эту ошибку. Странный момент, Пичуевым поднят огромный пласт архивных документов, но почему-то мимо него прошли "Материалы для истории городов сибирских", т.н. "нерчинские списки", отсюда и ряд допущенных фактологических ошибок, причина наверное в том, что в Забайкалье можно получить эти документы только в электронном виде, а Пичуев, просто не пользуется электронными ресурсами.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Ирина Котельникова

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: История Забайкалья
« Ответ #5 : 04 Май, 2011, 05:37:14 »
Ребята, казаки, казаками...Но откуда на нерчинскую землю пришли эвенки? Ведь их расселение было немного раньше или одновременно с появлением зимовьёв ясачных по Сибири. Скрывались от ясачных поборов? Шло расселение из Красноярского края? В документах их всех под одну гребёнку называют тунгусами. Что в общем-то  к Енисейскому, Красноярскому краю вполне соотносимо. Тунгусские князцы, шаманы упоминаются во многих документах о русских первопроходцах. Их, как правило, старались заполучить в провожатые по неизведанным землям. А истоки казачьих фамилий из Енисейска, нужно всё же прослеживать первоначально по Якутии. Там целый пласт... Потом они уже будут встречаться и по Шилке и по Нерче...
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4489
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: История Забайкалья
« Ответ #6 : 04 Май, 2011, 05:52:10 »
Ребята, казаки, казаками...Но откуда на нерчинскую землю пришли эвенки? Ведь их расселение было немного раньше или одновременно с появлением зимовьёв ясачных по Сибири. Скрывались от ясачных поборов? Шло расселение из Красноярского края? В документах их всех под одну гребёнку называют тунгусами...

А сейчас под одну гребенку эвенками :)
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4489
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: История Забайкалья
« Ответ #7 : 04 Май, 2011, 06:07:58 »
Все было не так просто, многие отказываются замечать вполне очевидные вещи, вот здесь я писал под заголовком "По следам конных тунгусов" - http://www.predistoria.org/forums/index.php?topic=32.285 на следующей странице, также есть сообщения.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Ирина Котельникова

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: История Забайкалья
« Ответ #8 : 04 Май, 2011, 06:09:59 »
Ребята, казаки, казаками...Но откуда на нерчинскую землю пришли эвенки? Ведь их расселение было немного раньше или одновременно с появлением зимовьёв ясачных по Сибири. Скрывались от ясачных поборов? Шло расселение из Красноярского края? В документах их всех под одну гребёнку называют тунгусами...

А сейчас под одну гребенку эвенками :)

Вот это точно ;) Шла по якутским родам, смотрю, а их перетащили из эвенкийских родов... И не понять порой, кто это...Монгол, бурят, эвенк или якут... С бурятами попроще. А ведь якуты и эвенки отличаются очень даже внешне. Когда живёшь рядом -разница ощутима. У эвенков широкие скулы, лицо лунообразное, круглое, волосы чёрные, прямые. Культура так и осталась на эпохе феодолизма... По крайней мере у эвенков Читинской области. Очень мало детей идут учиться после школы. Но таёжники отменные. У эвенков шаманов было достаточно, а вот князцы... Сомневаюсь... Творческой  торговой жилки маловато. Якуты более красивы, у них некая утончённость в лицах. Они гораздо образованее, среди них больше "пробившихся в люди", выше культура. Волосы бывают и волнистые. Я детей как-то фотографировала и тех, и других... Я не генетик... Но... И кочевали больше эвенки. Якуты скотоводы. Они заселяли Якутию уже со скотом, везли его на плотах. Кочевали, убегая от ясака. Так они появились и в Чарской долине, и на Муе. Но распространение племён дальше не пошло особо.Вспомните поиски скотопрогонного пути Кропоткиным и станет ясно, что гнать коров по горам сложно. Вообще в стычках с ясачными казаками, якуты старались убить именно лошадей. Для них это было животное новое. А олень... Этот трудяга на забайкальских землях трудился повсюду.Не одна экспедиция без него не обходилась. Казаки брали оленей у эвенков.Так, например, олени использовались на волоках, особенно зимой. Нарты более проходимы, легки. Лошади везут только сани, а они неудобны. Вот лодки и перевозили на нартах... Ой, простите, углубилась в тему, над которой работаю по зимовью Чаринскому и понесло... :)
 
Сейчас посмотрю ссылку про конных тунгусов.
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Огнёв

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 261
  • Chironeц
    • Просмотр профиля
Re: История Забайкалья
« Ответ #9 : 04 Май, 2011, 06:34:31 »
На счет коней.
Кони многое говорят о происхождении якутов.
http://ysyakh.info/ysyakh_info/symbolism/horse/


Алексей Фомин - Якутия (Акварель). 2005 г.
 
« Последнее редактирование: 04 Май, 2011, 06:40:00 от Огнёв »
Захаровы, Косяковы, Ивановы - Чирон; Огнёвы, Сараевы - Верхний Теленгуй; Филипповы - Андрониково; Стафеевы - Кироча; Карнаковы - Митрофаново.

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4489
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: История Забайкалья
« Ответ #10 : 04 Май, 2011, 06:36:09 »
Там же в теме "Онон..." в ответах № 313 и 317 описания внешности конных тунгусов, сделанный Палласом и Георги.

Кстати у Георги, тунгусские женщины описываются как очень красивые. Хотя забайкальцам это и так известно, Игорь Георгиевич, не даст мне соврать :)
« Последнее редактирование: 04 Май, 2011, 06:40:37 от Albert »
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3086
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: История Забайкалья
« Ответ #11 : 04 Май, 2011, 06:38:21 »
jrikot, Вы перенесите стр 17 из архивов старого Форума, сюда, на основной Форум, там интересные, новые сообщения  с картами и тема та же.
« Последнее редактирование: 04 Май, 2011, 06:50:59 от Ёлгина Вера »
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Ирина Котельникова

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: История Забайкалья
« Ответ #12 : 04 Май, 2011, 12:31:22 »
jrikot, Вы перенесите стр 17 из архивов старого Форума, сюда, на основной Форум, там интересные, новые сообщения  с картами и тема та же.

Вера, а как перенести? Просто копированием? Я понимаю, что ясачные зимовья, указанные карты можно отнести к этой теме свободно. И сама уже начала путаться, так как ответила один раз там и тема потянулась дальше. А туда уже мало кто заглядывает. Попробую сейчас и оставлю ссылку, что материал оттуда. А браки смешенные казаков с местными тунгусами тоже тема интересная..Ведь казаков на службу посылали, как правило, без семей.  ;)
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина Котельникова

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: История Забайкалья
« Ответ #13 : 04 Май, 2011, 12:39:46 »
Беру свою тему со старого форума. Иначе сама уже стала путаться и буду продолжать здесь. http://predistoria.org/index.php?name=Forums&file=viewtopic&p=40946
 
 
   
Григорьев писал(а):
В этой теме обсуждается история Даурии - Забайкалья и Дальнего Востока.

http://kuanda.petrovsk.com/index.php?option=com_content&task=view&id=10&Itemid=46
 
Цитата:
350 лет Российскому Забайкалью
Это рубрика из нашей газеты(Забайкальский Рабочий), впервые использованная 19 января сего года. В том же номере читаю: “… мы не должны забывать, что для нас, забайкальцев, 1653 год является точкой отсчета русской истории края. А потому мы стоим накануне еще одной знаменательной даты — 350-летия начала освоения казаками-землепроходцами Восточного Забайкалья — территории, в пределах которой находится Читинская область…”
Конкретная мысль. Но я, хоть и причисляю себя к краеведам уже более сорока лет, не могу проглотить ее с ходу. И вот почему.
Названная рубрика, конечно, новая в нашей газете. Но уместно напомнить, что “Забайкальский рабочий” еще 30 мая 1998 года в публикации “Чаринское зимовье” ставил вопрос: “Будем ли мы отмечать нынче 350-летие первого русского поселения на территории области?”. К сожалению, кроме жителей Чары, никто не отметил. Скажу даже более, никто не заметил, поскольку абсолютно никакого резонанса не последовало (по крайней мере, мне как автору той публикации). А ведь в ней были, считаю, острейшие вопросы, которые так и подталкивали к реакции. Например, такие: “Почему читинские краеведы, даже известнейшие и ведущие из них, говоря о первых русских в Забайкалье, стараются избегать чарского приоритета или даже опровергают его?.. Но, допустим, нет чарского приоритета. Тогда что делать с приоритетами другими? В 1649-1650 годах (то есть намного раньше Читы или Нерчинска) появились Тунгирский острог (в месте впадения Тунгира в Олекму) и Усть-Стрелочный (при слиянии Шилки и Аргуни). И то, и другое поселения основаны тоже русскими, пришедшими с севера, из Якутска… Есть академическая, издания 1967 года, карта Забайкалья XVII века. На ней обозначены девятнадцать населенных пунктов… самое старое, самое первое на территории нынешней Читинской области — Чаринское зимовье. Обозначено оно абсолютно одинаково с Читинской слободой и Нерчинским острогом. Разница лишь в датах основания: Чаринское — 1648 год, Читинская слобода — 1653 год. Нерчинский острог — 1654 год и т.д. Из чего следует, что самые первые русские люди, согласно архивным данным, (не только на упомянутой карте — (А.С.) пришли на Чару, а не на Ингоду или Нерчу…” Это неопровержимый факт. И, согласно ему, 350-летие “начала освоения казаками-землепроходцами Восточного Забайкалья — территории, в пределах которой находится Читинская область”, нужно было отметить четыре года назад. Кстати, внимательно проштудировав фактуру, что используют авторы в новой рубрике, могу утверждать: она ничуть не сильнее той, что есть в “Чаринском зимовье”. Забайкальцам, а краеведам, в первую голову, негоже отторгать от этой истории Каларский район с его Чарой, Тунгиро-Олекминский — с его Тунгиром, Могочинский — с его Усть-Стрелкой, которые сегодня входят в состав Забайкалья. Еще надо бы помнить, что русское освоение этой территории, земли Даурской шло не только с запада, от Байкала, но и с севера, от Якутска и даже с востока, с верхнего Амура. Но начиналось оно с севера, от Якутска — по Лене, Олекме, Чаре, Тунгиру. Такая вот история.
19.02.2002
Снегур Анатолий Емельянович
[/t][/t][/t]
Немного не согласна с тем, что зимовьё Чаринское и Каларский район - это одна территория. Даже, если бы это было на территории нынешнего района -то приоритет открытия принадлежал бы всё равно Якутии. Уж сколько эту территорию делили и перебрасывали... Только вот не Олёкминский острог с зимовьями по притокам реки входил в Читинскую область, а скорее наоборот - нынешние северные районы были Якутией. А теперь по Чаринскому:
В Якутии до сих пор сохранился Чаринский наслег -это раз.
• сельское поселение Чаринский национальный наслег (село Бясь-Кюёль). (Якутия)
Там же было поселение Усть-Чаринское -это два.
"Наследие Олекминских скопцов
До приезда в Якутскую область скопцы жили в Туруханском крае. Водворенные туда, они с первых лет своего пребывания заметили всю безысходность своего положения, ибо не имели возможности заниматься торговлей, рыбными промыслами, а все попытки заняться сельским хозяйством терпели фиаско из-за неблагоприятного климата и болотистости почвы. Разоренные, голодные, они направили ряд ходатайств в высочайшие инстанции о переселении их в местности с благоприятными почвенными условиями. В 1856 году, по Высочайшему повелению от 21 февраля скопцам было предоставлено право переселяться в Якутскую область, по собственному их желанию и за их счет. Летом 1860 года стали прибывать первые партии добровольно следующих скопцов:
Данные из «Памятной книги Якутской области 1896 г»
Селения Население душ Надел, десятин
Всего муж жен Всего десятин На душу муж
с. Спасское 249 162 87 562 3,4
с. Троицкое 56 35 21 633 18
с. Усть-Чаринское 40 18 22 2203 122
с. Иллюнское 28 23 5 125 5,4

в августе 1861 года Олекминский исправник Жуковский получил от скопцов взятку в 40 тысяч рублей и убедил, якутов Мальжегарского наслега уступить 50 десятин пахотной земли. Так появилось Усть-Чаринское поселение. ...Белым «пятном» является история Усть-Чаринского селения. Со слов старожилов мы узнали, что 1938 году на месте бывшего скопческого поселения была колония строгого режима для «врагов народа». В лагере находились люди разных национальностей, было много финнов, литовцев, немцев были якуты и русские, все они работали на лесозаготовке.
Мы предполагаем, что на лесозаготовках Усть-Чаринского лагеря работали спецпереселенцы, ингерманландские финны, литовцы, немцы, которых выселили из родных мест. «Дорога жизни» в начале пути неожиданно обернулась для них «поездом смерти» в Якутию. Переселение было организовано НКВД во главе с Берием, и жизнь и смерть спецпереселенцев находилась полностью во власти карающего меча сотрудников НКВД.
Местным жителям было запрещено появляться на территории лагеря и общаться с заключенными. Заключенные работали от зари до зари, голодали, мерзли, были попытки побега, но их ловили, наказывали и расстреливали. Особой жестокостью отличался комендант Оглоблин. Пожилые свидетели тех лет не могут вспомнить его имя, отчество, но они сами видели как он со специально обученной собакой разыскивал беглых, избивал и расстреливал. Дурной славой пользовалась местность Медвежья Падь, где погибло много заключенных. Из воспоминаний самой пожилой односельчанки Пуляевой А.И. мы узнали, что в этом лагере были и местные жители, сосланные за те или иные провинности. Так нам стала известна, трагическая судьба нашего земляка Оболкина Михаила Ивановича – 1922 года рождения. Он был финансовым инспектором, вернувшись с курсов из г. Якутска, он вовремя не встал на военный учет, был осуден, и отправлен в эту колонию. Когда началась Великая Отечественная война, он был отправлен в штрафбат, где пропал без вести.
А сколько еще тайн, хранит Медвежья Падь, никаких письменных сведений об этом лагере нам найти не удалось, но мы продолжим поиски. "http://festival.1september.ru/articles/578209/
(было ли оно на месте того зимовья - не ясно.Но название "чаринское" присутствует.)

Вот немного истории:
"В 1638 г. Царским указом был основан Якутский уезд, подчинявшийся Сибирскому приказу. Первые якутские воеводы П.П.Головин и М.Б.Глебов, отправляясь в далекую и неизвестную им Сибирь, получили на руки наказную память с указанием — «быти всем рекам, кои впали в Лену, под Ленским новым острожком». Это означало, что Якутскому острогу (первоначально он назывался Ленским) подчинялась огромная территория всего Ленского края. Кроме Олекминского острожка в бассейне Олекмы были поставлены Чаринское (1648 г.) на р. Чара и Патомское (около 1677 г.) зимовья. В течение 1650—1659 г.г. в верховьях Олекмы существовало еще Тунгирское зимовье, а выше самого Олекминска по Лене располагался Чегуйский острог." http://www.zaimka.ru/to_sun/yakut.shtml

"...Так, приказчики Чаринского и Майского зимовий (Якутское воеводство), объясняя причины недобора ясака, "показали": "в 196 году осенью в соболиных промыслищах выпали снеги великие и на те снеги дождь, и им де промышлять соболей никоими мерами было немочно...". В Майском же зимовье еще "показали" что: "в прошлом 195 и в нынешнем во 196 годех ясачные иноземцы волею божею многие померли, а после их детей не осталось...". Аналогичные донесения прислали приказчики, находившиеся на службе и по другим острожкам и зимовьям [Материалы по истории Якутии XVIIB., 1970, с. 972, 973, 982]. В качестве примера донесений по поводу "приключившегося" неурожая приведем отписку за 1657г. из Енисейского уезда: "Волею Божией в Енисейском и Маковском острогах и в уезде в деревнях учинился в хлебе недород большой. В нынешнем 166 году августа з 28 числа начали быть морозы большия и пал на землю снег великой.... И с того числа стала зима, и снег з земли не стаял и достольново хлеба сжать было осенью немощно" [Копылов, 1965, с. 78].

Десять дней пути от Олёкминского острога до Чаринского зимовья -это из исторических документов. Учтите, что двигались вверх по течению. Всё это говорит о том, что зимовьё это было и оставалось на территории Якутии вблизи Олёкминского острога. Я собираю сейчас материалы исторические по Чаринскому зимовью. И сравниваю карты. Ну и то, что в Чаре не принято говорить "чаринское" - это тоже один из доводов.У нас говорят --чарское, чарцы. Зимовьё Чаринское было за хребтом Кодар! Кодар разделяет территорию Якутии и нынешнего Каларского района. Если говорить о упоминаниях сёл Каларского района, то это - Кюсть-Кемда. Вот тут факты говорят, что оно наиболее раннее в Каларском районе. Кстати, при копке огорода однажды в Кюсть-Кемде медаль старинную или монету нашли. (Уточню у свидетеля, что именно). А озеро там большое -Люксюгун..Но, увы, без рыбы. Не считая мелких караськов и гольянов.

"Во второй половине XVII столетия к устью Олекмы перебралось много якутов из различных волостей Якутского острога, с Алдана, Вилюя и т. п. В отдельных случаях они продвигались вверх по Чаре. В чаринских ясачных книгах впервые якугы зафиксированы в 1657/58 г. В 70-х годах группа олекминских якутов направилась вверх по Чаре к оз. Куш-канде, прослышав, что там, помимо рыбных и звериных богатств, «зимою де снег падет мал и трава де не блекнет во всю зиму и скотом де жить кормно» (17). Однако на деле корма не оказалось, в результате чего скот стал гибнуть, поэтому часть якутов вернулась обратно, а оставшиеся стали заниматься рыболовством. " (О расселении якутов в XVII-XVIII вв.
Парникова А. С. )

А это вот о Кюсть Кемде в другом документе:

1676–1679, ноября 30. Акты, относящиеся до ясачного Якута Балтуги Тимиреева и его действий против царских служилых людей
[4]
I.
Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу, память на Вилюй, в верхнее зимовье, десятнику казачью Миките Савину. В нынешнем во 184 году генваря в 9 день, писал ты в Якуцкой острог к воеводе к Андрею Афонасьевичю Барнешлеву, а в отписке твоей написано: в нынешнем во 184 году розных родов ясачные Тунгусы стояли около зимовья с месец и хотели побить казаков и зимовье взяти, и ясак на нынешней на 184 год платили с великою нужею; а прибавочного ясаку с Тунгусов по соболю просил, и они того ясаку не платят, а говорят, что того ясаку взять негде и платить нечем; а с тех Тунгусов собрано великого государя ясаку одиннадцать сороков двадцать семь соболей, пятнадцать лисиц красных; да в нынешнем же во 184 году писал к тебе Микитке из Олекминского острожку сын боярской Иван Крыженовской, что де осенью убиты от скотьиных иноземцов казак Федка Прохоров да пашенной Максимко Непряха и с сыном своим Васкою, а кто имяны того Федку с товарыщи побили, того де он Иван не ведает; и против де той отписки, от иноземцов ведомо тебе учинилось, что того Федку с товарыщи и промышленых людей Ярканской волости Балтюги Тимиреева дети его и братья, будучи на соболином промыслу, побили, и похвалялся он Балтуга с товарыщи тебя Микиту с товарыщи, будучи в улусе, убить; и ты Микитка, слышачи такую измену и злой умысл, и по челобитью Ярканской волости Якута Тюбяки Ивакова, для розговору и приводу с ясачным платежем, послал к нему Балтуге с товарыщи дву казаков, Федотка Колмака да Левку Лаврентьева, да с ними ж послал Якутов лутчих людей: Кангалаской волости Оргуя Делгеева, Дюбсюня Оттуева, да Бордонской волости Быртыка Бойдонова да Бакачю Тебикеева, да Ярканской волости Тюбяку Ивакова да Таркая Бырканова, и он Балтуга с детми и с братьями [5] с Байгою да с Маврою и с родниками своими у Окоса Кукчанова в юрте казаков Левку Лаврентьева закололи до смерти, а Федотка Колмака кололи палмою, а Якута Дюпсюня Оттуева покололи палмою, а иных Якутов, которые посланы были с ними на розговор и про тех вести нет; а Федотко Колмак сидел в осаде в юрте три дни и ночью ушел изранен; а ныне ты Микитка сидишь в зимовье с казаками в осаде; а Якуты де ясаку с себя не плачивали; а на того Балтуга с товарыщи без указу войною итти не в мочь, потому что за малолюдством, а пансырей и куяков и пороху и свинцу нет....
И после де того приехали к нему изменники Балтуга да Байга и звали де его Талыгыра с родниками, чтоб они к ним пристали, а они де убили казака Левку Лаврентьева, и на них де как будут Руские люди, и они де учнут с ними дратца, и, побив их Руских людей, бежать хотел в Чаринские вершины, на Кушканду озеро; и он де Талыгыр с родниками в том им отказали, что де они с Рускими людми дратца не станут; и он де Балгуга с братом пошли от него. ..." Тут целое дело об этом Балтуге и убитых ясачных людях. Я выбрала только Чаринские вершины и озеро, на которое хотел убежать Балтуга. Опять же звучит общепринятое тогда "чаринские" (у нас сказали бы -чарские) и название Кюсть-Кемда - Кушканда в тексте встречается много раз.

В общем-то это начало ещё работы по зимовью Чаринскому. Буду благодарна за качественную карту Якутии и Олёкминского улуса современную. Получается, что пока с документами работаю по старым картам, где есть зимовья.

Если будет интересно, то по Якутии могу забросить многое. В том числе и про казаков.
Чертёж земли Иркутской

 
"Якуты начали проникать в низовья Олекмы и на Чару еще во второй половине XVII в. Известно, что в середине XVII в. одна из групп якутов расселилась на территории обитания эвенков в районе оз. Кусь-Кендэ4 в верхнем течении Чары [Тулогуков, 1962: 71]. Очевидно, эта же группа якутов, была упомянута в отчете экспедиции Олекминско-Витимской экспедиции для отыскания скотопрогонного пути из Нерчинского округа в Олекминский, побывавшей в рассматриваемом районе в 1864 г.: "Тунгусы рассказывали, что на оз. Кюскендэ (зовут также Гуткандэ), находящимся в вершинах Чары вблизи от оз. Лемберми...живут якуты, которые держат скот" [Кропоткин, 1873: 7]. Далее от центра современного Каларского района якуты продвинулись к западу, на побережье Витима, где в 1863 г. ими, в частности, был построен пос. Муйский5. Результатом тесных межэтнических контактов стало смешение эвенкийских родов с якутами и появление новых родовых названий-Якоткар, Инелас, Метакар, Огдыренкур [Туголуков, 1962: 70-71]." http://www.alldisser.com/part/ref-55752.html Это ещё о Кюсть-Кемде

 
[/td][/tr][/table]
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина Котельникова

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: История Забайкалья
« Ответ #14 : 04 Май, 2011, 12:40:45 »
Бекетов и Чара
В разных местах края жители стали оказывать сопротивление, вызванное двойными поборами. В январе 1634 г. большой отряд (до 1000 человек якутов) осадил Якутский острог, где в то время уже скопилось около 200 казаков, промышленных и торговых людей, привлеченных надеждами на богатую добычу. От осады якуты, непривычные к военным действиям, скоро отказались. Часть их ушла в отдаленные местности, оставшиеся продолжали оказывать сопротивление. В погоне за одними, в борьбе с другими русские обошли в разных направлениях бассейн средней Лены и ознакомились с ним. У устья Олёкмы в 1635 г. Бекетов поставил острог и из него ходил «для ясачного сбору» по Олёкме и ее главному притоку Чаре, а также по Большому Патому и Витиму и первый побывал у северных и западных окраин Патомского нагорья
http://randewy.narod.ru/karta/geogr24.html

Вот это про Бекетова встречается во многих источниках. Возможно, что он не только ходил по реке Чара, но и построил Чаринское зимовьё.

У Григория Попова все зимовья расписаны более подробно:
В 1675 г. мы видим во всем огромном пространстве края, следующие острожки и зимовья: 1) Олекминский острожек — ходу из Якугска 2 недели. Ясачных якутов и тунгусов—206 чел., служилых людей —11 чел., 2) Чаринское зимовье, с Олекминска ходу 10 дней, служилых людей — 7 чел., 3) Устъ-Патомское зимовье, с Якутска 20 дней, служилых людей 8 чел. 4) Майское зимовье по р. Мае (приток Алдана), ходу 60 дней, служил, людей 20 чел. 5) Тогггорское зимовье — ходу 8 дней, служилых 14 чел., 6) Бутальское зимовье, ходу с Алдана 4 недели, служил. 5 чел, 7) Вилюйское верхнее зимовье, ходу 38 дней, служил. 15 чел., 8) Вилюйское среднее зим. служил. 8 чел., 9) Вилюйское нижнее зим., служил. 5 чел., 10) Жиганское зимовье — вниз по Лене, 3 1/2 недели от Якутска; ясачные тунгусы и якуты; служил. 14 чел., 11) Оленское зимовье, ходу 38 дней; ясачные тунгусы, служ. 7 чел., 12) Охотский острожек, ходу 51 день, ясачные тунгусы, служ. 44 чел., 13) Янское верхнезим., ходу 5 недель, ясачные якуты, служил. 6 чел. Дальныя заморские реки: 14) Индигирское, Зашиверское, Верхнее зим., ходу 9 недель, ясачн. юкагиры. 15) Индигирское Подшиверное Среднее зим., ходу от Индигирки 2 дня; ясачные юкагиры; 16) Индигирское Уяндинское Нижнее зим. ходу от Средняго 3 дня, ясачные юкагиры. В эти три зимовья посылается 1 приказный и 15 служ. человек. 17) Янское Нижнее зим. ходу вниз по Лене до моря 5 недель, а морем на кочахдо устья Яны 3 дня и вверх по ней до зимовья 3 суток, ясачные юкагиры, служил, людей 10 чел. 18) Алазейское зим. ходу 12 недель и 5 дней, ясачные юкагиры, служ. 10 чел., 19) Колымское Верхнее зим. ходу от Алазейскаго 10 дней, ясачные юкагиры; 20) Колымское среднее зим. ходу от Верхняго на нартах 4 нед., ясачные юкагиры. 21) Колымское нижнее зим. ходу от Средняго 3 недели, ясачные юкагиры. В эти три зимовья из Янека посылается 1 приказный и 20 человек казаков. 22) Анадырское зим., от Н.-Колымскаго ходу 6 недель, ясачные юкагиры, служил. 16 чел. 23) Чондинское зим. ходу от Н.-Колымскаго 12 недель, неясачные коряки, служ. 10 чел. Во всех этих зимовьях всего ясачных, якутов, тунгусов, юкагиров 12,236 человек. ——-
http://ilin-yakutsk.narod.ru/1998-1/40.htm
А это из материала: Егор АНТОНОВ
Отторжения якутских земель.
Были ли они обоснованы?
"...На юго-западе Барахов потребовал вернуть Якутии бассейны рек Патомы и Чары, где жили 550 якутов и 150 тунгусов Кылдыгирского рода. Село Мача находилось в пределах Якутской АССР, но административно подчинялось Киренску. Поэтому туда стремились попасть различного рода проходимцы и спекулянты, беззастенчиво обиравшие аборигенов. Район проживания патомских и чаринских якутов до 1899 г. входил в состав Якутской области..." (статью-то всю копировала о спорах по территории Якутии, а ссылку потеряла.Но можно по заголовку найти.
А вот есть ссылка на книгуодну -саму книгу тоже не скачивала пока: Путешествие причта Олекминского округа, Кыллахского прихода, до границы Забайкальской области, до реки Витима и места "Нелядь".- ЯкутЕВ, 1897, № 12, с. 180-192; № 13, с. 196-208; № 14, с. 211-222.
Автор - священник, участник путешествия.
Ноябрь 1893 - янв. 1894. Уточнение границ прихода. Посещение селений на реках Чара, Витим, Муя. Характер местности. Местное население.
http://uni-persona.srcc.msu.su/site/research/zajonchk/tom3_1/V3P10580.htm

Вот название Нелядь - это вполне возможно, село на Витиме -Неляты.
_________________
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.