Автор Тема: Харашибирские корни  (Прочитано 10546 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #30 : 04 Январь, 2014, 17:54:09 »
На сегодняшний день мне удалось выяснить, что род Харашибирских Петряковых пошёл от Гаврилы Петря(е)кова. В 9 ревизии фамилия была записана как Петреков. Как и когда Петряковы попали в Харашибирь предстоит ещё выяснить.

Гаврила Петряков. Его сыновья: Никифор (1778-1854 гг.); Яков  (1782 -1855 гг.); Максим 1787г.р.
Данные на семьи Никифора, Якова и Максима найдены в 8 (1834-35 гг.), 9 (1851) и 10 (1858) ревизиях и документах за 1872 г.

Никифор Гаврилович Петряков (1778-1854 гг.)
Его жена – Елена Мартьяновна (Мартыновна) –  (1782 г.р.) в исповедной ведомости за 1857 г. отмечена живой.
1-й сын  Назар Никифорович –  (1808 г.р)
2-й сын Софрон Никфорович – (1811-1842гг.)
Дети Софрона:
Григорий Софронович – новорожденный 1834/35 г.р.
Григорий Софронович – 1841 или 1843. По данным за 1872 г. Григорий поступил в рекруты в 1863 г. В 1872 г. ему 30 лет.
Авдотья Софроновна – 20 лет
3-й сын Аристарх Никифорович –  (1818 – 1872 гг.)
Его жена – Мавра Кирилловна – (1826 г.р.)
Их дети:
Семён Аристархович (ошибочно написано Самсон) – (1849-1853 гг.)
Никита Аристархович – (1818 – 1856 гг.)
Прасковья Аристарховна – 1854 г.р.

Максим Гаврилович Петряков –  (1787г.р.). По данным за 1872 г. Максим Гаврилович умер в 1867 г.
Его вторая жена – Анна Лукинична –  1806 г.р.
Дети:
1-й сын  Фёдор Максимович –  (1818 г.р.)
Его жена – Прасковья Кузьминична (Козьмина) – (1818 г.р.)
Их дети:
Матрёна Фёдоровна – (1838 г.р.)
Авдотья  (Евдокия) Фёдоровна –  (1841 г.р.)
Степан Фёдорович –  (1845 г.р.). По данным за 1872 г. Степан Фёдорович взят в рекруты в 1871 г.
Ефим Фёдорович – (1848 г.р.)
Евдокия Фёдоровна – 4 или 6 лет в 1858 г.
Анна Фёдоровна – (1857 г.р.)

2-й сын Иван Максимович – (1821 г.р. )
Его жена – Афонасия Васильевна –  (1826 г.р.)
Их дети:
Прокопий Иванович –  (1844 г.р.)
Гаврила Иванович – (1852 г.р.)

3-й сын Яков Максимович – 1826 г.р., отдан в рекруты в 1845 году.

Яков Гаврилович Петряков – (1782 -1855 гг.) - мой предок
Его жена – Прасковья Кондратьевна – (1787 г.р.)
1-й сын  Николай Яковлевич –   (1805 г.р.) - мой предок. По данным за 1872 г. Николай Яковлевич умер в 1862 г.
Его жена – Анисья Ивановна – (1803 г.р.)
Их дети:
1. Ефим Николаевич – (1830 г.р.)
Его жена Прасковья Гавриловна – (1834 г.р.)
2. Феоктиста Николаевна –  (1834 г.р.)
3. Антон Николаевич – (1837 г.р.)
отбыл в рекруты в 1855 году
4. Евмений Николаевич – (1840 г.р.). В 1862 году женился на Фёкле Васильевне Добрыниной (1840 г.р.) - это мои прапрадед и прапрабабушка.
5. Василий (Василиск) Николаевич– (1843 г.р.)
6. Пётр Николаевич –  (1846 г.р.)

2-й сын  Кондратий Яковлевич  (1808 – 1848 гг.)
Его дети:
1.   Андрей Кондратович – (1832 г.р.)
Его жена -  Епистимья Фёдоровна
Их дети:
Степан Андреевич – (1854 г.р.)
Ирина Андреевна – (1856 г.р.)
2.    Артамон Кондратович – (1841 г.р.)
3.    Авдотья Кондратьевна – (1845 г.р.)

3-й сын  Елистрат (Калистрат) Яковлевич – (1816 г.р.) 
Его жена – Авдотья Никитична – 30 или 32 года в 1858 г.
Их дети:
Лимпиада Калистратовна – 1849 г.р.
Фёкла – (1851 г.р.)
Анна Калистратовна – 1853 г.р.
Александра Калистратовна – 1856 г.р.
Василий Калистратович – в 1858 г. 2 месяца

4-й сын Василий Яковлевич – (1827 г.р.)
Его жена Катерина Петровна – (1829 г.р.)
Их дети:
1.   Иван Васильевич – (1850 г.р.)
2.   Катерина Васильевна – 1851г.р.
3.   Любовь Васильевна – (1853 г.р.)
4.   Денис Васильевич – (1855 г.р.)
5.   Ефим Васильевич –  (1858 г.р.)
« Последнее редактирование: 10 Март, 2019, 14:14:29 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Светлана Климова

  • Гость
Re: Харашибирские корни
« Ответ #31 : 08 Апрель, 2015, 06:42:32 »
Здравствуйте. Случайно наткнулась на этот сайт, только что-то, к сожалению не очень активно тут все. Я родилась и долго прожила в Харашибири. Не живу там последние четыре года. Моя мама родом из Харашибири - Климова (в девичестве Полянская). Полянских в Харашибири несколько линий. Наша та, у которой родовая кличка Митрохины. Это по маминому деду Митрофану Даниловичу. Мамина мама - Полянская Наталья Митрофановна. К сожалению отчества деда Данила мама не помнит. А так бы реально можно было проследить родословную по выпискам. На майские планирую поехать в Харашибирь, перерою старые документы, может что-то и всплывет. А Полянский Василий Митрофанович, который пропал без вести - это бабушкин брат родной. Спасибо за сообщения. Большое.

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #32 : 22 Ноябрь, 2015, 07:11:07 »
Список архивов и фондов в которых были найдены сведения о жителях с. Харашибирь.

Государственное казённое учреждение «Государственный архив Забайкальского края»
1. Перепись крестьян Верхнеудинского уезда Мухоршибирской волости.
Ревизская сказка 1851 г. 19 января Иркутской губернии Верхнеудинского уезда Мухоршибирской волости Харашибирского селения состоящих мужского и женского пола государственных крестьян. Фонд 1, опись 1 (об), дело 17589, листы с 77 по 145
2. Ревизская сказка крестьян и национальных меньшинств Мухоршибирской волости 1858 год. 1858 года июля 5 дня Забайкальской области Верхнеудинского округа Мухоршибирской волости Харашибирского селения о состоящих мужского и женского пола душ государственных крестьян.
Фонд 1, опись 1 об.,  дело 17676, 
3.   Ревизские сказки Мухоршибирская волость селения Харашибирь за 1834 год.
Фонд 1, опись 1 об., дело 17546
4. Фонд 282 «Церкви Забайкальской области», опись 1, дело 149 «Исповедная ведомость Мухоршибирской  Николаевской церкви деревни Харашибирь» за 1822 год.                     
5. Фонд 282 «Церкви Забайкальской области», опись 1, дело 188 «Исповедная ведомость Мухоршибирской  Николаевской церкви крестьян деревни Харашибирь» за 1825 год.     
6. Фонд 282 «Церкви Забайкальской области», опись 1, дело 1603 «Исповедная ведомость Мухоршибирской  Николаевской церкви крестьян деревни Харашибирь» за 1857 год.

Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Республики Бурятия» (ГБУ «ГАРБ»). 
1. Очередной список крестьян Верхнеудинского округа Мухоршибирской волости №1 участка Мухоршибирского и Харашибирского селений относящих рекрутскую повинность составлен в 1872 году. (фонд 396, опись 1, дело 254,  некоторые листы: обложка дела, 1, 3, 5 об., 6, 19 об., 20, 26 об., 27, 27 об., 29 об., 40 об., 41, 41 об.)
С листа 1 по ? есть список в алфавитном порядке, где указаны фамилии и имена глав семейств, а в дополнительном столбце номер по порядку. В 1872 году отмечено 6 семейств Петряковых из Харашибири, в т.ч.: Петряков Николай стоит под №48, Петряков Максим под №80, Петряков Василий под № 87, Петряков Андрей под № 100, Петряков Фёдор под № 159, Петряков Назар под №162. Отмечено 8 семейств Полянских, (только не известно все ли они из Харашибири), в т.ч.: Полянский Кузьма под №18, Полянский Семён под № 27, Полянский Иван под №70, Полянский Осип под №71, Полянский Флегонт под № 108, Полянский Зеновий под №166, Полянский Лука под № 177, Полянский Михайло под №178.
Так же в деле есть таблица, характеризующая семейства. В таблице есть столбцы с наименованиями:  № семейства по рекрутскому списку; под каким номером семейство записано по последним ревизским сказкам; имена, отчества и прозвания лиц рекрутскую повинность отправляющих; возраст перечисляемых лиц по последней ревизии; возраст перечисляемых лиц в 1872 году; учёт душ рекрутству подлежащих после составления очередного списка в 1872 году (прибыло, убыло); отметка с каких пор состоит отдельным кто именно от скольких душ, в каком году и при каком наборе поставлены семейства в рекруты.
Так же есть список семейств, которые должны считаться за однодушек. К этому списку отнесено семейство Фёдора Максимовича Петрякова и Назара Никифоровича Петрякова.
2. Именной список жителей Мухоршибирской волости Харашибирского селения нуждающихся в пропитании и на посев в будущем 1889 году. (2 сентября 1888 года). (фонд 44, опись 1, дело 57,  некоторые листы: 10, 11 об,. 12)
В таблице дан список глав семейств и количество мужских и женских душ в семье. Из Полянских внесены в список: Прокопий Полянский (3 мужч., 5 женщ), Данило Полянский (3 мужч., 4 женщ.), Ларион Полянский (2 женщ., 2 мужч.), Ере? Полянский (3 муж., 4 жен.), Иван Зен. Полянский (4 муж., 3 жен.), Амос Полянский (1 муж., 2 жен.),
Из Петряковых внесены в список: Степан Петряков (2 муж., 3 жен.), Степан Фёдорович Петряков (2 муж., 1 жен.), Иван Петряков (3 муж., 2 жен.), Денис Петряков (2 муж., 2 жен.).
Полного списка в наличии не имею, а то что есть расшифровывается с трудом, вот примерно так:
1. Яков Добрынин
2. фамилию и имя не разобрала полностью
3. Степан Лебедев
4. Максим Игнатьев
5. Селивёрст?? Игнатьев
6. Иван Д. Ворфломеев
7. Антиподист?? Колобков
8. Пётр Баландин
9. Сергей Баландин
10. П.....? Баландин
11. Михайло? Коденев
12. Е? Юсупов
13. Агей Юсупов
14. Степан Черных
15. Прокопий Мит?
16. Прокопий Полянский
17. Данило С. Полянский
18. Егор Макеев??
19. Захар Евсеев??
20. Кирил? Евсеев?
21. Василий Пулков?
22. Прокопий Онуфриев
23. Егор Баландин
24. Прокопий Ушаков
25. Арсентий Верхотуров
26. Яков Чулков
27. Иван Бурдуковский
28. Дмитрий Бурдуковский
29. Степан Фёдоров
30. Хавронья Чулкова
31. Иван Андр. Ворфоломеев
32. Егор Ворфоломеев
33. Иван Феоф.? Ворфоломеев
34. Иван Самойл.Ворфоломеев
35. Егор Ушаков
36. Иван Петряков
37. Денис? Петряков
38. Роман М. Черных
39. Игнатий Черных
40. Андрей Черных
41. Степан ? Черных
42. Дмитрий Коденев
43. Д? Фёдоров
44. Ларион Полянский
45. Ер?  Полянский
46. Иван Зен. Полянский
47. Степан Петряков
48. Степан Фёд. Петряков
49. Илья Черных
50. Дмитрий Черных
51. Дормидон Черных
52. Абросим? Лебедев
53. Василий Лебедев
54. С? Лебедев
55. Д?   
56. Фёдор Лук. Полянский?
57. Амос Полянский?
58. Павел Добрынин
59. Степан Ан? Фёдоров
60. Егор Тунченко??
61. Андрей Яньков
62. М…… Черкасов
63. Александр Коденев
64. А. Петр. Коденев
65. Николай В. Коденев
66. Харлампий? Сапожников
67. Михайло Сапожников 2-й
68. Антон Яньков   

3. Метрические книги Харашибирской Вознесенской церкви. Фонд 532, опись 1,
- дело 3, 1875 г., 1877
- дело 4, 1878 г.
- дело 9, 1894 г.
- дело 10, 1897 -1899 гг.           
- дело 11, 1903 г.
- дело 12, 1905 г.           [/b]
« Последнее редактирование: 10 Март, 2019, 14:17:27 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #33 : 22 Ноябрь, 2015, 15:59:44 »
Данные по некоторым семьям с. Харашибирь из списка за 1872 год (ГАРБ, фонд 396, опись 1, дело 254)
1. Ворфоломеев Кирилл Дмитриев, возраст по ревизии 1858 г. – 35 лет, возраст в 1872 г. – 49 лет.
Сыновья Кирилла: Роман – 25 лет, Егор – 24 года, Иван – 19 лет, Василий – 18 лет, Дормидонт – 15,5 лет, Егор – 14 лет. (возраст указан на 1872 г.).
В 1870 году вместо кого-то из сыновей взят в рекруты вольнонаёмный Семён Гаврилович Игнатьев.
2. Петряков Николай Яковлевич 1805-1862 гг. - (мой прапрапрадед)
Сыновья Николая: Ефим – 42 года, Евмений – 32 года, Василиск – 29 лет, Пётр – 26 лет.
В 1855 году поступил в рекруты сын – Антон Николаевич, 18 лет.
3. Петряков Максим Гаврилович, 1787-1867 гг. - (родной брат моего прапрапрапрапрадеда)
Сын Максима – Иван – 51 год
Сыновья Ивана Максимовича – Прокопий – 30 лет, Гаврила – 19 лет.
В 1846 году при пятом частном наборе поступил в рекруты сын Максима Петрякова – Яков 20 или 21 года.
4. Черных Иван Ильич (1812-1868)
Его сын – Афонасий Иванович – 36 лет
Сын Афонасия – Иван – 15 лет
Брат Ивана Ильича – Афонасий – 47 лет
В 1838 годупоступил в рекруты брат Ивана – Ипполит.
5. Юсупов Агей 37 лет
Братья Агея – Емельян – 28 лет, Лука (1851-1864).
Незаконнорожденный брат Агея от матери Василисы – Иван 14 лет.
В рекруты никого не брали.
6. Чулков Захар Алексеевич, 55 лет
Его сыновья – Василий -29 лет, Михайла – 17 лет.
7. Черных Иван Прокопьевич, 63 года
Его сыновья – Капитон 41 год
Сын Капитона – Иван, 14 лет
8.  Павел Прокопьевич Черных 1-й, 57 лет
Сыновья Павла: Виктор – 21 год, Гаврила – 20 лет
9. Петряков Василий Яковлевич, 45 лет
Его сыновья: Иван – 22 года, Денис – 17 лет.
Семейства, которые должны считаться за однодушек (при наборе в рекруты)
1. Петряков Фёдор Максимович, 54 года
Его сын Степан 1845 г.р. поступил в рекруты в 1871 году
Сын Ефим – 24 года
2. Лебедев Кузьма Самойлович (1786-1872гг.)
Его сын Степан 37 лет
Сын Степана – Афонасий 14 лет.
3. Ушаков Тимофей Андреевич, 58 лет
Его сыновья: Егор 28 лет, Пётр 1851 г.р. – поступил в рекруты в 1872 году.
4. Баландин Иван Максимович, 55 лет
Его сыновья: Е(в?)граф 28 лет, Николай 1850 г.р. – поступил в рекруты в 1871 году.
« Последнее редактирование: 22 Май, 2019, 23:07:36 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #34 : 13 Декабрь, 2015, 20:47:48 »
Госархив Респ. Бурятия. Фонд 44 , опись 1, дело 40 «Разные документы (указы, распоряжения, ведомости, списки, рапорта) о содержании земского войска, по сбору и выдаче хлеба в сельских экономических магазинах, о подводной повинности. Сведения по происшествиям по волости. 1808г.»
Лист 215
Реестр (?) по сделанным выправкам с кого именно не получено мною Варфоломеевым по бытности моей волостным головой  с 1 июля 1804 года по таковое ж число 1805 года на содержание волостного правления разных зборов и других общественных денег о том значит ниже сего
Деревни Шералдайской
Лука Родионов
В(П)анифат Иванов
Василий Калашников
Платон Сергеев Калашников, умер вначале 1805 г.
Иван Богомазов (был сотником)
И Черных, умер вначале 1805 г.
Антон Моковеев, умер вначале 1805 г.
МалоЗаганскому 
Ларион Филатов
Старо Заганском
Ососков
Харашибирском
Никифор Третьяков (был сборщиком) - вероятно, писарь написал неправильно фамилию Петряков, т.к. в другом документе за 1805 год (ф.401, оп.1, д.36) есть упоминание о Никифоре Петракове, обязавшегося поставлять ржаную муку в Селенгинский магазин. Фамилия же Третьяков нигде в дальнейшем в Харашибири не отмечена.
Симеон Фёдоров
Пётр Чулков (умер вначале 1805 г.)
Трофим Полянский (умер вначале 1805 г.)
Сила Верхотуров (уборщик)
Хонхолойской
Захар Малцов (видимо Мальцев)

Фонд 44 , опись 1 Дело 25 «Документы (именные списки, приказы) по закупке хлеба в хлебозапасные магазины у крестьян Мухоршибирской волости. 1811г.» 
У меня имеется неполный список крестьян, а только на листе 3об.
В Малом Загане
Ларион Филатов
Фома Теслев
Никифор Алексеев
Феклист Иванов
Иван Леонов
Осип Филатов
Мирон Петров
Филипп Матвеев
Михайло Иванов
Данило Ососков
Алексей Симухин
Иван Назаров
Михайло Ососков
Григорий Филиппов
Семён Калашников
Алексей Вок(п)урин
Киприян(?) Теслев
Осип Алексеев
В Харашибирской деревне (1811 г.)
Алексей Непогодьев
Фёдор Вохрамеев
Иван Ябуров
Прокопий Янков
Пётр Вохрампьев (видимо Вохрамеев)
Тимофей Коденев
Михайло Хвосточенков
Данило Лебедев
Яков Петреков - мой прапрапрапрадед
Никифор Фёдоров
Дементий Салтанов
Григорий Евсеев
Максим Банандин (вероятно Баландин)
Кондратий Матвеев
Гаврило Ушаков
Андрей Чулков
Яков Фёдоров
Данило Добрынин
Василей Черных
Фёдор Иванов
Максим Иванов
Лука Золотарёв
Андрей Иванов
Савва Паршуков
Потап Сапожников
Антон Черных
« Последнее редактирование: 22 Май, 2019, 23:35:40 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #35 : 13 Декабрь, 2015, 20:53:08 »
Госархив Респ. Бурятия. Фонд 44 , опись 1 «Мухоршибирское волостное правление. С.Мухоршибирь Верхнеудинского уезда Забайкальской области»  1797-1920 гг.
Дело 13 «Документы (указы, приказы на выдачу хлеба для посева и пропитания, именные списки) по сельским экономическим магазинам. 1816 г.» всего 390 листов.
Лист 241 и 242 об.
Список учинённый по мирскому приговору в деревне Хара-Шибирской на выдачу крестьянам хлеба осеньего(?) посева из экономического магазина июля дня 1816 года.
Полного списка в наличии не имею. Это часть списка.
Пётр Евсюгов, 7 чел.
Никифор Евсюгов, 5 чел
Семён Евсюгов, 2 чел.
Трофим Вилимов, 2 чел.
Иван Салтанов, 6 чел.
Данила Ионенский, 2 чел
Иван Матвеев Баландин, 4 чел.
Василий Баландин, 4 чел.
Кузьма Ушаков, 5 чел.
Яков Ушаков, 1 чел.
Гаврила Ушаков, 6 чел.
Алексей Непогодьев, 7 чел.
Андрей Медведев, 5 чел.
Григорий Полянский, 6 чел.
Тимофей Полянский, 4 чел.
Иван Полянский, 7 чел.
Никита Лебедев, 2 чел.
Александр Полянский, 3 чел.
Матвей Полянский, 3 чел.
Никифор Петреков, 10 чел.
Максим Петреков, 5 чел.
Василий Фостовченков(вероятно Хвосточенков), 5 чел.
Федот Фостовченков, 1 чел.
Василий Черных, 6 чел.
Прокопий Черных, 6 чел.
« Последнее редактирование: 22 Май, 2019, 23:20:08 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #36 : 17 Декабрь, 2015, 18:59:53 »
Госархив Респ. Бурятия. ф.106, д.43
Призваны на строевую службу 16 июля 1915 г. в 16 Сибирск. Стр. запасной батальон:
Петряков Пётр Иннокентьевич, Мухоршибирской волости
Петряков Фёдор Са(е)мо(ё)нович, Мухоршибирской волости
Полянский Григорий Данилович, Мухоршибирской волости

ф.106, д.62
В свидетельстве об исключении из ополчения от 13 мая 1916 г.
Полянский Алексей Егорович
Зачислен по Петровскому призывному участку Верхнеудинского округа в ратники ополчения 1 разряда до 43 летнего возраста, т.е. до 1 января 1923 года. Без вести пропал в бою 24 vii 1915 года у дер. Тармоzo


Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #37 : 03 Апрель, 2016, 21:07:22 »
Сегодня получила новые данные о своих прапрадеде и прапрабабушке. В 1862 году Евмений Николаевич Петряков 22-х лет женился на Фёкле Васильевне Добрыниной 22-х лет. В 1863 году у них появилась  дочь Ксения.
« Последнее редактирование: 10 Март, 2019, 14:23:33 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #38 : 02 Октябрь, 2016, 10:17:04 »
Статьи из газеты "Земля Мухоршибирская"  2016 г.

Уважаемые земляки!
 В селе Харашибирь Мухоршибирского района на месте Вознесенской церкви, разрушенной в прошлом веке, 3 июня 2016 года установлен памятный поклонный крест. Это знак потомкам, что место свято.
  По церковному преданию, у каждого храма есть свой ангел-хранитель, который освящает это место даже тогда, когда храм по каким-то причинам бывает разрушен. Молится он за храм, за прихожан, которые здесь бывали и, даже, за тех, кто потрудился его разрушить, чтобы Создатель простил им грехи. На освященном, исстари намоленном, месте крестились, венчались, причащались. К этому памятному кресту сейчас можно приходить как в церковь и совершать обряды по согласованию со священником Максимом Соболевым – настоятелем Свято-Никольского храма села Мухоршибирь.
   Для благоустройства и ограждения места установки памятного креста и для того, чтобы в будущем начать строительство часовни или церкви, требуются средства. Обращаемся к землякам – харашибирцам, а также ко всем, кто поддерживает православную церковь, внести посильную материальную помощь. Деньги можно сдавать наличными в администрацию МО СП «Харашибирское» или перечислять на счёт
№ 42307810009160831368.
Константин Михайлович ВАРФОЛОМЕЕВ,
с. Харашибирь.
http://260277.ucoz.ru/publ/dukhovnoe/1-1-0-1017

Установлен памятный крест
В  селе Харашибирь на месте разрушенной в прошлом веке Вознесенской церкви в начале июня был установлен памятный поклонный крест.
  Инициаторами и организаторами работ являются: Варфоломеев Константин Михайлович с супругой Анной Гавриловной. В изготовлении и установке креста также активное участие принимали: Иванов Илья Иванович, Таланкин Геннадий Васильевич, Иванов Василий Георгиевич, Варфоломеев Иннокентий Петрович, Полянский Александр Павлович с сыном Никитой, Полянская Мария Михайловна. Помогали установить крест Этманов Алексей Алексеевич, Баландин Иван Иванович, Варфоломеев Геннадий Васильевич, Бертунов Сергей Михайлович, Кузнецов Артемий Иванович, Сорокоумов Олег Александрович, Сорокоумов Павел Александрович, Черных Александр Леонидович. Фотографирование вела Иванова Елена Федоровна, которая разместила фотографии в Интернете. Спасибо всем за сложный, трудный, ответственный и благородный труд.
   Идея установить крест на месте разрушенной церкви появилась и у меня, когда я начал изучать свою родословную и думал как-то увековечить часть истории села. Одобрение и поддержку оказал земляк Петряков Гавриил Иванович из посёлка Саган-Нур. В прошлом году мной оформлена книга «Харашибирь в сердце моем» со сведениями и фотографиями о дедушках и бабушках и их детях (по отцовской Полянской и материнской Кодиневой линиям). Эта книга и её продолжение -- об истории села и родного края, о Полянских - Арсентьевых, Кодиневых - Мошковых, Петряковых, Варфоломеевых, Черных -- в этом году подарены  сельской библиотеке для ознакомления всем желающим. В создании этих книг огромную помощь оказал мне Пыкин Василий Митрофанович – председатель регионального Общества историков – архивистов в Республике Бурятия.
   Свой значительный вклад внесла встреча с Сивоха Ириной Николаевной, проживающей в городе Салехард и осуществляющей исторические поиски с помощью Государственнх архивов Республики Бурятия и Забайкальского края и размещающей информацию на сайте «Предыстория» на странице «Харашибирские корни». Встреча состоялась в Харашибирском сельском Доме культуры по теме «Моя родословная», на местном уровне её подготовила заведующая библиотекой Полянская Галина Рафиковна. Сюда приехали также земляки и землячки: из города Улан – Удэ Сапожникова Анна Ивановна, Данилова Татьяна Юрьевна и Мальцев Николай Геннадьевич, из п. Шабур Заиграевского района Черных Анатолий Владимирович с сыном Виктором, из с. Мухоршибирь Волосатова Наталья Федоровна (зав. архивом района). В ДК были харашибирские учителя и учащиеся.
   На встрече договорились, чтобы благодарные потомки вели дальнейший поиск, не забывали своих близких и предков. Большинство согласились, что историю не перепишешь  --  она такая, какая была и есть! Ее нужно знать, чтобы не допускать вновь ошибок. Говорили и о том, почему нужно знать историю рода и народа: «Потеряв корни – потеряем себя», и чтобы потомки не растворились в других народах России и мира.
   Памятный крест освятил настоятель Свято-Никольского храма с. Мухоршибирь Максим Соболев, отметивший, что это знак благодарности предкам и надежды потомкам, духовный щит и еще одно возвращение к нашим истокам. На памятном кресте установлена табличка с текстом: «Сей Крест - как символ победы добра над злом, жизни над смертью - установлен в памятный год 150- летия со дня строительства церкви и 300-летия села Харашибирь».
 Село основано в начале 17 века, 300-летие вероятнее всего уже исполнилось, но поиск подтверждающих документов продолжается. Отсутствие церкви в большом православном селе доставляло много неудобств для населения, и первая деревянная церковь была построена в 1864 г., освящена 08.05.1865  г. Преосвященнейшим Вениамином (Благонравовым), епископом Селенгинским. Церковь тогда имела один придел имени Вознесения Господня и играла большую роль в жизни людей, создавая историю, и ни одно событие в их жизни не проходило без ее участия. Церковь была закрыта Постановлением Президиума Верховного Совета БМАССР от 21.11.1938г. (НАРБ. ф. Р-248, оп.11, д.105, л. 54), до полной разборки использовали ее под клуб.
     Понятно, что прежний храм уже не восстановить, но установить крест, где храм стоял - посильное дело, и оно выполнено. Проведение встречи и установку памятного креста поддержал и принял участие в мероприятиях глава МО СП «Харашибирское» Закиров Тахир Рашидович.
    Возможно и необходимо в селе Харашибирь возвести часовню за счет пожертвований и личного участия в строительстве, так как построить новый храм -- дело трудное и затратное, но, конечно, более предпочтительное. Православие, издревле бывшее на Руси, несмотря ни на что, возрождается по всей России и в родном селе Харашибирь тоже.
Алексей ПОЛЯНСКИЙ,
 п. Саган-Нур.
http://260277.ucoz.ru/publ/ustanovlen_pamjatnyj_krest/1-1-0-991
« Последнее редактирование: 02 Октябрь, 2016, 12:40:07 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #39 : 02 Октябрь, 2016, 10:42:12 »
13 мая 2016 г. состоялась встреча в Харашибирском сельском Доме культуры по теме «Моя родословная». Её подготовила заведующая библиотекой Полянская Галина Рафиковна. Сюда приехали земляки и землячки из города Улан – Удэ: Сапожникова Анна Ивановна, Данилова Татьяна Юрьевна и Мальцев Николай Геннадьевич; из п. Шабур Заиграевского района - Черных Анатолий Владимирович с сыном Виктором; из п. Саган-Нур - Полянский Алексей Николаевич с сыном Николаем; из с. Мухоршибирь - Волосатова Наталья Федоровна (зав. архивом района). В Доме культуры также были учителя и учащиеся харашибирской школы.
На фото:
Верх.ряд:Полянская Г.Р., Гарипова Е. Михайловна, Волосатова Н.Ф., Сапожникова А.И., Ахмадулина А.И., Варфоломеев К.М., Данилова Т.Ю.
Нижн. ряд: Мальцев Н.Г, Сивоха И.Н., Черных В.А.,Черных А.В., Полянский Н.Н., Полянский А.Н.


« Последнее редактирование: 02 Октябрь, 2016, 12:39:23 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #40 : 10 Июнь, 2017, 22:22:22 »
На генеалогическом форуме ВГД (Всероссийское генеалогическое древо) http://forum.vgd.ru/post/1396/84221/p2426933.htm?hlt=%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5#pp2426933 есть ссылка на электронную версию нового сборника архивных документов о старообрядцах . "История старообрядцев (семейских) в документах Государственных архивов Байкальского региона (1766-1917 гг.)».
Краеведение НБ РБ <kr.nbrb@mail.ru>
Электронная версия книги здесь: http://soyol.ru/culture/books/4218/ ,
формат .pdf
Здесь можно найти интересные данные по носителям фамилий, которые жили в тех или иных населённых пунктах Мухоршибирской волости. Возможно, кому-то пригодится.
Вот несколько документов из этой книги:
Ведомость о старообрядцах Мухоршибирской слободы. 1795 г.   
с. Мухоршибирское 31 января 1795 г.
 1795 года января 31 дня Иркутского наместничества округи Верхнеудинского нижнего земского суда15 ведомства Мухоршибирской слободы нижеподписавшиеся крестьяне верхнеудинскому заказчику честному отцу протоирею Ливерию Мордовскому сим объяснением показали, что мы нижеподписавшиеся по содержанию святой веры именуемые старообрядцы прошлого 1764 года выведены из Польши из места, именуемого Ветки, и поселены в здешнюю Иркутскую губернию за Байкал море в ведомство города Верхнеудинска в Мухоршибирскую слободу, которая стоит расстоянием от губернского города 400, от уездного Верхнеудинска 100, а как мы нижеподписавшиеся и жены наши и дети содержим святую православную как в бытии нашем в Польше, равно и здесь по старонапечатанным книгам, последовавшим стеснениям в царствование блаженной памяти благочестивого государя царя великого князя Алексея Михайловича во всем непреложно и неизменно, и что к нам в старообрядчество никого перешедших нет, и живем мы вообще со старожилами православными, в чем и показали самую сущую правду. К сему объяснению просьбой крестьян Мартына Федорова, Тита Алейникова, Василия Белькова, Дмитрея Красникова, Мокея Ефимова и за себя Исай Федоров [/b]руку приложил.  Всех подписях просьбой крестьян Самойла Екимова, Екима Козлова, Егора Титова, Еремея Екимова, Федоса Федорова и за себя Клим Бобовских [/b]руку приложил.  За всех подписи просьбой крестьян Артамона Калашникова, Антипа Белькова, Савы Степанова, Ивана Мартынова и за себя крестьянин Григорей Васильев руку приложил.  К сему объяснению просьбой крестьян Семена Федорова, Никиты Васильева, Андрея […], Андрея Николаева нерчинских заводов отставной работник Алексей […][/b] руку приложил.
 ГАИО. Ф.50. Оп.7. Д.40. Л.31. Рукопись. Подлинник.
« Последнее редактирование: 10 Июнь, 2017, 23:00:04 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #41 : 10 Июнь, 2017, 22:23:15 »
Ведомость о старообрядцах Хараузской деревни  Урлукской мирской избы. 1795 г.
Январь 1795 г.
 1795 года января дня Иркутского наместничества округи Верхнеудинского нижнего земского суда ведомства Урлукской мирской избы Хараузской деревни нижеподписавшиеся крестьяне верхнеудинскому заказчику честному отцу протоирею Ливерию Мордовскому сим объяснением показали, что мы нижеподписавшиеся по содержанию святой веры именуемые старообрядцы прошлого 1764 года выведены из Польши из места, именуемого Ветки, и поселены в здешнюю Иркутскую губернию за Байкал море в ведомство города Верхнеудинска в Урлукскую волость вышенаписанную Хараузскую деревню, которая стоит расстоянием от губернского города 444, от уездного Верхнеудинска 144, от Урлукской слободы 170 верст, а как мы нижеподписавшиеся и жены наши и дети содержим святую православную как в бытии нашем в Польше, равно и здесь по старонапечатанным книгам, последовавшим стеснениям в царствование блаженной памяти благочестивого государя царя великого князя Алексея Михайловича во всем непреложно и неизменно, и что к нам в старообрядчество никого перешедших нет, и живем мы со старожилами христианами расстоянием 19 верст, в чем и показали самую сущую правду. К сему объяснению просьбой крестьян Ивана Булучева, Архипа Родионова, Тимофея Григорьева, Тимофея Семенова, Ивана Мельникова, Данилы Щербакова, Анисима Иванова, Агафона Мельникова, Спиридона Петрова, Евдокима Шелкова, Тимофея Егорова и за себя крестьянин Иван Чеботарев руку приложил.  К сему объяснению просьбой крестьян Максима Иванова, Григорья Емельянова, Михайлы Могилевцова, Герасима Федорова, Леона Гаврилова, Федора Иванова, Емельяна Дьякова, Лариона Кудрявцева, Саву Петрова, Андрея Семенова, Дементия Петрова, Андреяна Резникова, Якова Семенова, Елистрата Борисова, Андрея Резникова, Федора Мельникова, Елисея Андреева, Якова Худякова, Ипата Асташева, и за себя крестьянин Гердас Иванов руку приложил. К сему объяснению просьбой крестьян Авилы Борисова, И[…] Феклистова крестьянин Иван Чеботарев руку приложил. 
ГАИО. Ф.50. Оп.7. Д.40. Л.36-36об. Рукопись. Подлинник.
« Последнее редактирование: 10 Июнь, 2017, 22:30:08 от drahelaska »
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #42 : 10 Июнь, 2017, 22:33:50 »
Ведомость о старообрядцах Хонхолойской деревни  Мухоршибирской мирской избы. 1795 г.
 Февраль 1795 г.

 1795 года февраля дня Иркутского наместничества округи Верхнеудинского нижнего земского суда ведомства Мухоршибирской
мирской избы Хонхолойской деревни нижеподписавшиеся крестьяне верхнеудинскому заказчику честному отцу протоирею Ливерию Мордовскому с объяснением показали, что мы, нижеподписавшиеся, по содержанию святой веры именуемся старообрядцы, прошлого 1764-го года выведены из Польши из места, именуемого Ветки, и поселены в здешнюю Иркутскую губернию за Байкал море ведомства города Верхнеудинска Мухоршибирскую волость в вышенаписанную Хонхолойскую деревню, которая стоит расстоянием от губернского города 425, от уездного Верхнеудинска 125 верст, от Мухоршибирской слободы 29 верст. А как мы, нижеподписавшиеся сами и жены наши, и дети содержим святую православную как в бытии нашем в Польше, равно и здесь по старонапечатанным книгам, последовавшим стеснениям в царствование блаженной памяти благочестивого государя царя великого князя Алексея Михайловича во всем непреложно и неизменно, и что к нам в старообрядчество никого перешедших нет и живем мы вообще со старожилами христианами, в чем и показали самую сущую правду. К сему объяснению просьбой крестьян Мирона Нестерова, Ивана Манеканова, Карпа Гордеева, Михала Трофимова, Семена Митрофанова, Кондрата Козлова, Сергея Будникова, Кирило Крылова, Петра Лаптева, Гаврило Назарова, Естифея Герасимова, Парфена Портнова, Ивана Козлова за себя Ларион Оловяников руку приложил. К сему объяснению просьбой крестьян Ивана Савельева, Егора Будникова, Абрама Кр[…], Ивана […], Петра Козлова, Федора Васильева, Карпа Антонова, Петра Козлова, Емельяна Михайлова, Антона Покоцкого, Корнея Гуренова, Карпа […], Нечая Яковлева, Потапа Нестерова, Исая Трофимова и за себя Еремей Покоцкий руку приложил. К сему объяснению Архип Яковлев руку приложил. К сему объяснению просьбой крестьянина Митрея Минеева и за себя Сергей Малцов руку приложил. К сему объяснению просьбой крестьян Ивана Козлова, […], Кузмы Иванова, Федора Иванова руку просьбой Еремей Покоцкий руку приложил.
 ГАИО. Ф.50. Оп.7. Д.40. Л.34-34об. Рукопись. Подлинник.
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #43 : 10 Июнь, 2017, 22:47:09 »
Ведомость о старообрядцах Никольской деревни  Мухоршибирской мирской избы. 1795 г.
 Февраль 1795 г.

 1795 года февраля дня Иркутского наместничества округи Верхнеудинского нижнего земского суда ведомства Мухоршибирской мирской избы Никольской деревни нижеподписавшиеся крестьяне верхнеудинскому заказчику честному отцу протоирею Ливерию Мордовскому с объяснением показали, что мы, нижеподписавшиеся, по содержанию святой веры именуемся старообрядцы, прошлого 1764-го года выведены из Польши из места, именуемого Ветки, и поселены в здешнюю Иркутскую губернию за Байкал море ведомства города Верхнеудинска Мухоршибирскую волость в вышенаписанную Никольскую деревню, которая стоит расстоянием от губернского города 432, от уездного Верхнеудинска 132 верст, от Мухоршибирской слободы 36 верст. А как мы, нижеподписавшиеся сами и жены наши, и дети содержим святую православную как в бытии нашем в Польше, равно и здесь по старонапечатанным книгам, последовавшим стеснениям в царствование блаженной памяти благочестивого государя царя великого князя Алексея Михайловича во всем непреложно и неизменно, и что к нам в старообрядчество никого перешедших нет и живем мы со старожилами версте отведенной деревне Никольской, в чем и показали самую сущую правду. К сему объяснению просьбой крестьян Ивана Брылева, Осипа Федорова, Степана Калашникова, Павла Брылева, Степана Федорова, Антона Посникова, Данилы Евсеева Петр Калашников руку приложил. К сему объяснению просьбой крестьян Максима Брылева, Матвея Родионова, Семена Иванова, Никиту Кравцова, Василия Ерофеева, Якова Брылева, Василия Евсеева, Афанасия […], Никиту Федорова велением своего деда Митрея Вахромеева Тимофей Афанасьев руку приложил.   К сему объяснению просьбой крестьян Андрея Брылева, Ивана Стульева, Семена Иванова, Лаврентия Калашникова, Матвея Калашникова, Феклиста Кудрявцева, Семена Симонова, Парфена Шешева, Ивана Цуканова, Данилы Моссеева, Карпа Кравцова, Тимофея Павлова, Луки Посникова, Семена Сивцова, Викула Брылева, Трофима Брылева Петр Калашников руку приложил.   К сему объяснению Егор Павлов руку приложил.  К сему объяснению Максим Брылев руку приложил.  К сему объяснению просьбой крестьян Вавилы Стульева, Антона Алексеева, Веденикта Алексеева, Михалы Бодрова, Василея Евсеева малого и за себя Петр Калашников руку приложил. К сему объяснению крестьянина Е[…]на Леонтьева Егор Павлов руку приложил.
ГАИО. Ф.50. Оп.7. Д.40. Л.35-35об. Рукопись. Подлинник. 

Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).

Оффлайн drahelaskaАвтор темы

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Харашибирские корни
« Ответ #44 : 10 Июнь, 2017, 22:51:47 »
Секретный рапорт священника миссионера Мухоршибирской Николаевской церкви Д. Куликалова епископу Иркутскому  и Нерчинскому Евсевию36 о состоянии раскола  в Мухоршибирской волости
 с. Мухоршибирь, № 30 14 июня 1857 г.

 Во исполнение вашего преосвященства от 18 мая 1857 года за № 7, которое я имею счастье получить 9-го июня, долгом поставил благопокорнейше рапортовать: а, раскольников в селениях Мухоршибирской волости, как видно в ведомости Мухоршибирского правления за 1856 год, – числится 5256 души обоего пола. Молоканов нет. б, раскол силен почти во всех селениях Мухоршибирской волости, как многолюдных, но преимущественно в селениях: Хонхолойском, Шаралдайском, частию Никольском и Новозаганском. в, главные наставники у раскольников уставщики их. В. Мухоршибирской слободе: крестьяне Стахей Кононов Федоров и Марк Андреев Красинский, – известны, как поддержатели раскола, назад тому года четыре; в Хонхолойском селении – крестьяне Петр Иванов Федосеев, Кирилл Архипов Варфоломеев и Феофан Карпов Горюнов, пользуются огромным владением на умы раскольников назад тому лет более 20-ти. Они известны были как уставщики еще при прежних их беглых попах, и по рассказам их, имеют от сих беглецов благословение и возложением руки на требоисправительство; в Никольском селении Назар Афанасьев Варфоломеев исправляет должность уставщика лет десять, а помощники его Харитон Васильев Ермолов и Яким Антонов Яковлев известны еще недавно; в Хараузском селении Никита Андреев и Трофим Мельников хоть и много лет требоисправительствуют у раскольников, но по бедности и страсти, особенно первый – по пьянству, не имеют на умы их большого влияния; в Новозаганском селении Авдей Иванов Платонов, Назар Михайлов Иванов, Сергей и Сидор Степанов Филиппов, – известны как уставщики и поддержатели раскола назад тому лет пять, и в Шаралдайском селении Михаил Захаров Суменков, Маркел и Кузьма Павлуцкие и Филипп Кузьмич Золотарев, из коих Суменков и Павлуцкие особенно злые уставщики. Отец Суменкова, как вредный раскольнический уставщик, сослан на поселение назад тому лет 10, препоручив должность уставщика сыну своему Михаилу. Этот Михаил, злая отросль от злого корня, возревновал в раскол до того, что завел в доме своем публичную молельню, за что однако ж был сужден. Эти обстоятельства дали Суменкову большой вес между раскольниками, которым он пользуется и по сие время. След[ующие] преимущественно вредные уставщики у раскольников Мухоршибирской волости: Петр Федосеев, Кирилл Варфоломеев, Феофан Горюнов, Назар Варфоломеев, Михаил Суменков и Павлуцкие. г, раскольники Мухоршибирской волости чувствуют в настоящее время нужду в законном пастыре, но поддерживаемые в своем заблуждении уставщиками и другими злыми ревнителями раскола, и опасаясь их гнева и крещения, не осмеливаются отдалиться от них и обратиться к св[ятой] церкви. Впрочем, все вообще ожидают, какое последует распоряжение на прошение, поданные доверенным их Феофаном Горюновым о дозволении принять священника с Московского Рогожского кладбища. Приезду доверенного Горюнова без священника многие раскольники обрадовались, но многие особенно благомыслящие и огорчены. Эти богомыслящие селения Хараузского и часть Никольского и Хонхолойского и в 1855 году беспокоились о принятии священника, и ныне в апреле и мае сего года делали о сем согласие и наконец, избрали доверенного Семена Стулева и принять священника. Сверх сего ожидают г[осподина] Беклемишева в Мухоршибирскую волость и желают спросить: почему доверенный им Горюнов, которого г[осподин] Беклемишев увез с собою в Россию, не вывез им оттуда священника, и справедливы ли отзывы его, что он не нашел там охотников? Такая неуспешность или неблагонамеренность совершенно послужили, по словам раскольников, по расстройству их доброго дела иметь законного пастыря. Такие речи раскольников, слышенные мною от них лично, и делаемые из согласия, служат доказательством, что довольная часть из них желают иметь священника. д, таковое желание их может быть было бы общее и исполнилось скорее, если бы к убеждениям миссионеров отстаить заблуждение и обратиться к св[ятой] церкви со стороны гражданского начальства прилагаемы были законные преследования своеволий раскольничества. От своеволий суть: отправление богослужения в частных домах, куда раскольники собираются во множестве во многие праздники; публичное отправление уставщиками обряда погребения над умершими, которых они из дому до часовни, а оттуда до могилы провожают с пением и кадилом; кража чужих дочерей на блудный брак, нередко повторяются одним и тем же лицом до двух и более раз, в случае, если похищенные прежде девки чем-либо нехороши; блудные браки, совершаемые ими часто в посты, иногда в запрещенных степенях родства и несовершеннолетия и блудные сходбища старых раскольников, далее уставщиков, что оскорбительно и самим раскольникам, уклонение многих единоверцев в раскол, которые уже во всех решительных действиях обращаются к уставщикам. Эти и подобные им своевольные действия раскольников, не преследуемые законом, очевидно, благоприятствуют расколу. Также усиливают раскол общее со стороны гражданского начальства отзывы в раскольниках, совершенно незаслуженные ими, будто они отличаются от прочих забайкальских крестьян хорошей нравственностью, трезвым поведением,  постоянным трудолюбием и примерным хозяйством. Такие отзывы только подмывают их; дают гордость этим фарисействующим раскольникам и порокам их только большую пищу и оставляют их в состоянии самопрельщения и ожесточения не покорятся уставам св[ятой] церкви и пренебрегать властью архиерея. Не говоря о трудолюбии, которое свойственно жителям Верхнеудинского округа, о хозяйстве, которым православные превышают раскольников, касательно нравственности раскольников должно заметить вообще, что где нет церкви, нет законного пастыря, где каждый творит угодные пред очами своими, может ли быть там чистота души? – Вне св[ятой] церкви псы и любодеи и всяк любят и творят лжу – Апос[тол] 22, 15. Люди, упорно отделяющие от церкви, изрыгающие хулы на ее таинство и священство, беззаботно предающиеся блуду, пьянству, обманам и другим беспорядкам, – такие люди имеют ли хорошую нравственность? – Блуд, неповиновение церкви, самовольство и другие беспорядки – суть дела дьявола. А кто творит дела дьявола, тот человек развратный, какова и суть – раскольники. е, из сказанного уже явствует, что законное преследование своеволий раскольнических, особенно своеволий их уставщиков, и внушение им со стороны гражданского начальства, которое именует их старообрядцами; что дела этих мнимых старообрядцев омерзительны и противны существующим законоположениям, что образ их имени унимает их и вгоняет их в вечную гибель, которую они неминуемо и получат, если не обратятся к Господу и не покорятся поставленным от него епископам, таковое внушение им и преследование их своеволий могут быть признаны мерами довольно побудительными к вразумению заблудших. Таковой же мерой может быть воспрещение православным лицам наниматься в услужение раскольникам и в рекруты за семейства их. Есть примеры, что лица, живущие у раскольников в услужении, невольно перенимают у них и образ неправых мыслей и дурных дел. Так как исправление сердец и образование ума суть действительные средства сделать человека сыном Царства Божия то и следует обратить внимание на поведение раскольников и образование их. Хотя раскольники и чуждаются православными училищами, но правительство имеет все средства заставить их уважать свои постановления, служащие к их же пользе. Не получившие никакого образования и преданные своими уставщиками, раскольники слепо верят им, а преданные своеволию и плотоугодию, охотно оставются в тьме, избегают света, да не обличаться дела их зная. Между тем долг миссионера и вообще священников, при всех удобных случаях привлеать к себе заблудших; разъяснять им цель училищ и пользу от образования, и вообще стараться вразумлять их и наставлять, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика доброхвальна, еще ная добродетель, еще ная похвала. […] 4, 8. Рассказы о раскольниках, бросивших свои заблуждения, и обратившихся к св[ятой] церкви, – благодатно только действуют на умы и сердца заблудших. Посему надобно вычитывать им те нумера Московских ведомостей, в которых описываются радостные события о обращении к св[ятой] церкви заблудших, о устроении и освящении храмов божьих и проч.<…>
 Вашего преосвященства нижайший послушник священник Димитрий Куликалов
 ГАИО. Ф.50. Оп.1. Д.4637. (ОЦ 1514). Л.23-23об., 24-24об., 25-25об., 26. Рукопись. Подлинник.
Фамилии в моём семейном древе: Петряковы и Полянские (из Харашибири), Поповы (из Новоспасска-Брянки).