Автор Тема: Наречение детей по святцам  (Прочитано 383 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 75
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Наречение детей по святцам
« : 13 Март, 2019, 15:17:15 »
Изучая последние 5 лет метрические книги, невольно задавался такими вопросами: насколько православные предки точно следовали святцам? в честь кого названы были мои родственники?
Некоторые священники прямо записывали, в честь кого назван младенец (особенно часто, например, в Чикойском районе). Но хотелось знать больше.
(Сразу скажу, что я не верующий, скорее просто как историк (закончил истфак ЗабГПУ) признают социальную и др. роль церкви в определенный период развития общества. Поэтому если мой "рейтинг святых" затронет чьи-то религиозные чувства, прошу прощения.)

В прошлом году решил произвести небольшое исследование по этому поводу.
Цели были примерно такие:
1. В честь каких святых реально чаще всего называли детей? Понятно, что были святцы, и большинство им следовали. Но было очень любопытно выяснить - в честь каких святых называли чаще всего, а какие были народом или священниками незамеченными. Это должно говорить о том, какие святые были действительно очень почитаемыми.
2. Насколько следовали святцам? Определить соотношение тех, кого называли следуя святцам и свободным выбором, как сейчас. В целом для общины и конкретно для моих родственников, чтобы узнать, какие семьи были более воцерковлёнными, а какие нет? Процент названных по святцам может об этом говорить.
3. В честь кого назван каждый из моих родственников? Хотелось узнать о каждом предке или хотя бы о наибольшем количестве, в честь каких святых названы.

Для первой части исследования выборка у меня конечно была не ахти. Просто взял метрические книги которые тогда мне были легко и долго доступны, к сожалению, это было не Забайкалье.
Проводил на примере г. Петропавловска (казахского), метрики Покровской и Крепостной церквей за 1863-77 годы, 20 метрических книг. (ЦГА РК Ф. 843, оп.1 дела 1,2,12,13,16,23,26,37,42,47,51,52)

Конечно, надо будет для репрезентативности взять потом другие регионы. Но в целом, изучая сейчас три региона (Тобольск, Петропавловск и Забайкалье), особой разницы не чувствую. Хотя могут быть серьёзные колебания из-за особо чтимых в данной церкви думаю, приоритетов священников и т.д. Понятно, что могут быть ошибки из-за того, что некоторые святые с одинаковыми именами празднуются в один день или близко друг к другу по датам. Тем не менее...
 
Делал так: составил максимально полный список чтимых святых и дальше тупо сравнивал с метрическими книгами, считал, сколько детей названо в честь данного святого в день его почитания и ближайшие дни (поскольку называли не всегда точно в день рождения и крещения, но во все близлежащие до и после дни)
Вот что получилось, такой своего рода список наиболее чтимых святых или популярных имён. В скобках - количество названных детей предположительно (с большой долей вероятности) в честь данного святого в этих 20 метрических книгах.

Мужские имена (все даты по старому стилю)
1. Николай (44), Никола зимний, день святителя Николая Чудотворца, почитание 6 декабря, 44 ребёнка названо Николаями с 27 ноября по 10 декабря
Николай (34), Николай Чудотворец (весенний), почитание 9 мая, 34 ребёнка названа Николаями с 25 апреля по 14 мая
Пётр и Павел (30+5), день памяти Святых Петра и Павла, почитание 25 июня, 35 детей названо Петрами и Павлами с 20 июня по по 2 июля
Илья (25), Ильин день, день пророка Ильи, почитание 20 июля, 25 названо Ильёй с 11 до 23 июля   
Яков (22), апостол Иаков Алфеев, почитание 9 октября. 22 ребёнка названо Яковами с 8 по 24 октября
Василий (20), Василий Великий,  почитание 1 января, 20 детей названо Василиями в период с 26 декабря по 4 января.
Фёдор (19), Фёдор Стратилат, почитание 3 февраля, 19 детей названо Фёдорами со 2 по 19 февраля.
Алексей (19), день почитания 12 февраля, 19 детей названо Алексеями в период с 3 по 16 февраля 
Стефан (16), день почитания 27 декабря, 16 мальчиков названы Стефанами с 13 по 27 декабря.
Владимир (14), день крещения Руси, почитание 15 июля, 14 детей названо Владимирами с 4 по 20 июля
Пётр (14), Петр Афонский, почитание 12 июня, 14 детей названо Петрами с 7 по 16 июня
Иоанн (14), Рождество Иоанна Предтечи, почитание 24 июня, 14 детей названо Иванами с 15 по 26 июня
Александр (14), Александра Невского, почитание 30 августа, 14 детей названо Александрами  с 14 августа по 1 сентября
Матвей (13), Апостола Матвея, почитание 9 августа, 13 детей названо Матвеями с 3 по 23 августа
Алексей (13), Алексей - Человек Божий, почитание 17 марта, 13 детей названо Алексеями с 10 по 26 марта
Яков (10), Апостол Яков, почитание 30 апреля, 10 детей названо Яковами с 29 апреля по 1 мая
Гавриил (9), Архистратиг Гавриил, почитание 26 марта, 9 детей названо Гавриилами с 23 по 28 марта
Георгий (9), Георгий Исповедник, почитание 7 апреля, 9 детей названо Георгиями с 4 по 11 апреля
Константин (9), День равноапостольных Константина и Елены, почитание 21 мая, 9 детей названо Константинами с 13 по 24 мая

Женские имена
Параскева (48) - Параскева Петка (бабья святая заступница) почитание 14 октября, 48 девочек названо Параскевами с 30 сентября по 30 октября
Евдокия (Авдотья) (48) - Авдотья (весновка), почитание 1 марта, 48 девочек названо Авдотьями, Евдокиями  с 10 февраля по 6 марта
Наталья (47) - мученица Наталья (Наталья-овсянница), почитание 26 августа, 47 девочек названо Натальями с 2 по 31 августа
Екатерина (47) - св.вмчц. Екатерина, почитание 24 ноября, 47 девочек названо Екатеринами с 30 октября по 1 декабря
Татьяна (39) - святой мученицы Татьяны, почитание 12 января, 39 девочек названо Татьянами с 1 по 16 января (называли строго с начала января, и почти никогда в декабре)
Агриппина (36) - св.мученица Агриппина, почитание 23 июня, 36 девочек названо Агриппинами с 11 по 28 июня
Ольга (33) - святая равноапостольная княгиня Ольга, почитание 11 июля, 33 девочки названо Ольгами с 1 по 15 июля
Мария (33) - Благовещение?, 25 марта, 33 девочки названы Мариями с 13 марта по 10 апреля
Евдокия (Авдотья) (29) - преподобномученица Евдокия, почитание 4 августа, 29 девочек названо Евдокиями с 23 июля по 11 августа
Елизавета (25) - Елизавета Адрианопольская, почитание 21 октября, 25 девочек названо Елизаветами   с 4 по 25 октября
Александра (23) - мученица Александра, почитание 18 мая, 23 девочки названы Александрами с 7 по 21 мая
Варвара (20) - вмчц. Варвара, почитание 4 декабря, 20 детей названо Варварами с 25 ноября по 12 декабря
Анна (18) - Анна Пророчица, почитание 3 февраля, 18 девочек названо Аннами с 29 января по 8 февраля
Дарья (17) - мученицы Дарьи Римской, почитание 19 марта, 17 девочек названо Дарьями с 5 по 21 мартами
Мария (16) - Мария Вифинская, почитание 12 февраля, 16 девочек названо Мариями с 10 по 22 февраля
Мария (15) - преподобных Кирилла и Марии, почитание 18 января, 15 девочек названо Мариями с 16 по 22 января
Мавра (14) - преподобная Марфа 4 июля и мученица Марфа 6 июля, 14 девочек названо Маврами с 24 июня по 7 июля
Аполлинария (13) - преподобная Аполлинария, почитание 5 января, 13 детей названо Аполлинариями с 1 по 8 января
Акилина (13) - святая мученица Акилина. почитание 13 июня, 13 девочек названо Акилинами с 1 по 15 июня
Пелагея (13) - мученица Дева Пелагея Тарсийская, почитание 7 октября, 13 девочек названо Пелагеями с 24 сентября по 12 октября
Анисия (13) - мученица Анисия Солунская, почитание 31 декабря. 13 девочек названо Анисьями с 23 декабря по 2 января
Федосья (12) - св. Феодосия, почитание 29 мая, 12 девочек названо Феодосьями с 17 мая по 3 июня
Анна (12) - Зачатие пресвятой Богородицы?, почитание 9 декабря, 9 девочек названо Аннами с 1 по 14 декабря
Елена (11) - святых Константина и Елены, почитание 21 мая, 11 девочек названо Еленами с 11 по 28 мая
Евгения (11) - преподобномученица Евгения Римская. почитание 24 декабря, 11 детей названо Евгениями с 11 по 28 декабря
Елизавета (10) - Елизавета Праведная, почитание 5 сентября, 10 девочек названо Елизаветами с 29 августа по 9 сентября
Пелагея (9) - великомученица Пелагея, почитание 4 мая, 9 детей названо Пелагеями с 25 апреля по 13 мая

Отмечу - временные рамки я не устанавливал, они сами определяются (конечно, кое-где, может быть, "натянул") - вне них наречение такими именами "прекращалось" (в массовом порядке). Пики наречений чётко прослеживаются.
 
2. Со второй частью исследования сложнее - скажем так, установил около 30% родственников, которые точно названы по святцам. Выделяются семьи, где подходит к 50%. Среди 5 своих ветвей, которые я исследую (Голевы - отец отца, Стреловы - мать отца, Максимовы - отец матери, Петровы - мать матери, Тимофеевы - мать матери матери) выделяются те, где строго следовали святцам - Тимофеевы и Стреловы, в остальных меньше. Думаю, сравнительно это может говорить о "религиозности семьи". Но точно установить по многим конкретным датам мне не позволяет не такое хорошее знание церковного к календаря, возможно, каких-то святых я пропустил. Буду ещё доисследовать неопределённых. Пока ещё рано говорить о том, сколько называли строго по святцам.
3. О том, кто в честь кого называли мои предки - напишу в своей теме.
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля

Онлайн Григорьева

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 2558
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #1 : 13 Март, 2019, 15:40:17 »
Интересное исследование. Я обращала внимание на явное "тяготение" имен к святцам в нескольких случаях - наречение сыновей именем Николай (на Николу майского и Николу декабрьского), Алексей - в марте, Константин - в мае. У девочек Варвары - в подавляющем большинстве случаев - в декабре, Татьяны - в январе (в один год священник просто ВСЕХ девочек, крещеных в январе нарек Татьянами), Ольги и Марины - в июле. Но  у старообрядцев в Красночикойском районе именник у мужчин гораздо, гораздо богаче. В вашем списке едва ли 1/4 часть имен, имевших распространение у забайкальцев юго-западного региона.
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Крутиков-Писарев

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 520
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #2 : 13 Март, 2019, 19:26:19 »
По этой теме вышло   более 10---50----100  и т.д. книг.
 какие семьи были более воцерковлёнными------- Если в течение одного года ни разу  не появитесь  в церкви, пристав  за шиворот притащит. Не посещение церкви означало СЕКТА. Делайте выводы.
 Насколько следовали святцам? ---- плюс минус три дня туда сюда от дня рождения.
 составил максимально полный список чтимых святых------ Надо изучать  матчасть полнее.

Оффлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 75
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #3 : 14 Март, 2019, 01:07:30 »
насчёт 3 дней явно не получается, по крайней мере относительно Ольги и Татьяны - весь июль и январь практически, строго с начала месяца и почти до конца

В вашем списке едва ли 1/4 часть имен, имевших распространение у забайкальцев юго-западного региона.

конечно, я выложил только топ-20, так сказать, общий список у меня включает все, имеющие начиная с 2-3 совпадений
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля

Онлайн Григорьева

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 2558
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #4 : 14 Март, 2019, 05:12:21 »
Знаете, наречение ребенка определенным именем, безусловно привязывалось к имени святого, то есть к календарю, но ведь вообще весь жизненный цикл был к привязан к тому же календарю: основная масса свадеб игралась с 7 января и до начала Великого поста, соответственно, подавляющее большинство первых детей в браке появлялось осенью и под зиму. Последующие дети, конечно, уже рождались как "Бог послал". Но и тут существовала периодичность- каждые полтора-два года в семье рождался ребенок, если не случалось болезни или гибели родителя. В одной из деревень мне рассказывали, что у одного мужчины, жителя этой деревни, было деревенское прозвище "Декабрист" - не потому, что он потомок декабристов или против власти выступал, а потому что у него каждый год и через год рождались дети именно в декабре.

Иногда (редко, но встречала)  могли родить в январе и декабре одного года. И у девочек привязка к святцам намного мягче.
По метрическим книгам Троицко-савского и Верхнеудинского дух. правлений за период с 1774 по 1923 г я изучила 39 946 записей о рождении, в том числе о рождении 542 пар близнецов, трёх тройнях и 491 внебрачном ребенке.
Макаренко А.А. Материалы по народной медицине Ужурской волости Ачинского округа Енисейской губернии. – Журнал «Живая старина»,1897 - Вып.1. с.98 писал: Новорожденным старались давать имена тех святых, которые, по подсчетам крестьян, «сохраняли» больший процент детей. Предпочитали также нарекать внуков именами дедушки и бабушки, ибо «ребята живучи бывают и сохранятся родово имя».
« Последнее редактирование: 14 Март, 2019, 05:14:17 от Григорьева »
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 75
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #5 : 14 Март, 2019, 07:49:19 »
Вопрос ещё к какому календарю: церковному или народному?)

смотря на популярные имена, особенно женские (!!!), я бы сказал, что тут следовали скорее не святцам, а народному календарю - на первых местах не те святые, которые наиболее чтились православной церковью, а те, дни которых связаны с ключевыми народными приметами, сменами времён года.
Конечно, святцы и народные приметы слились за много веков в единое целое практически, однако по женским именам ИМХО видна такая тенденция.

Среди мужских какое-то полное "засилие" Николая Чудотворца, и опять же Никола вешний - это посев, Никола зимний тоже имел много "хозяйственных значений" (конец лова, распродажа хлеба, начало сватовства, забой скота).
Я бы сказал что эти два праздника делили хозяйственный год напополам.
Так что у меня подозрение, что не столько связано со святыми, сколько со связанными с ними народными приметами.
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля

Оффлайн texto

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 541
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #6 : 14 Март, 2019, 12:26:40 »
смотря на популярные имена, особенно женские (!!!), я бы сказал, что тут следовали скорее не святцам, а народному календарю - на первых местах не те святые, которые наиболее чтились православной церковью, а те, дни которых связаны с ключевыми народными приметами, сменами времён года.
Конечно, святцы и народные приметы слились за много веков в единое целое практически, однако по женским именам ИМХО видна такая тенденция.
Константин, здравствуйте! Тема действительно интересная.

Вы можете дать несколько примеров таких женских имен?
« Последнее редактирование: 14 Март, 2019, 18:37:16 от texto »

Оффлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 75
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #7 : 15 Март, 2019, 06:06:48 »
Вы можете дать несколько примеров таких женских имен?

Так они есть в списке. Я не очень в теме, но разве если смотреть пантеон Агриппина Римская - очень почитаемая святая?
Или Евдокия Илиопольская? Параскева Петка Сербская? Наталья Никомидийская?
Кто о них знает по большому счёту? А это первое, второе, третье и шестое место в списке.
Очень странный выбор на первый взгляд. Им много икон посвящено? Я бы не сказал. Если смотреть с точки зрения церковной истории - очень сложно назвать их самыми почитаемыми.
Зато открываешь народный календарь, и тут натыкаешься на последовательность народно-хозяйственных праздников, сопряжённых с ними.
Кстати, самая привязанная к святцам Агриппина - почти исключительно в июне так называли, в других месяцах почти никогда.
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля

Оффлайн texto

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 541
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #8 : 15 Март, 2019, 14:28:22 »
Так они есть в списке. Я не очень в теме, но разве если смотреть пантеон Агриппина Римская - очень почитаемая святая?
Или Евдокия Илиопольская? Параскева Петка Сербская? Наталья Никомидийская?
Кто о них знает по большому счёту? А это первое, второе, третье и шестое место в списке.
Очень странный выбор на первый взгляд. Им много икон посвящено? Я бы не сказал. Если смотреть с точки зрения церковной истории - очень сложно назвать их самыми почитаемыми.
Церковь почитает всех святых.

Вы исходите из того, что младенцам при крещении давались имена наиболее почитаемых святых. Но почему? Если бы было именно так, то "привязки" к церковному календарю вообще не было бы. Тогда имя просто выбирали бы из списка "топ-20" или "топ-50".

Оффлайн Крутиков-Писарев

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 520
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #9 : 16 Март, 2019, 17:02:35 »
Константин Народный календарь когда выпущен и т.д. ? У меня на руках 1880 г. книга Употребление крестных имен .... все имена есть. У нас Забайкалье а не Казахстан. Евдокий было 8 или 10 Параскева , Наталья были. Есть книга 1917г. Есть Книга для загсов СССР. Народный календарь  выходил для огородников в 1990г. у меня  есть но это народные приметы и т.д.
« Последнее редактирование: 16 Март, 2019, 20:04:10 от Крутиков-Писарев »

Оффлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 75
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Re: Наречение детей по святцам
« Ответ #10 : 18 Март, 2019, 06:44:30 »
Константин Народный календарь когда выпущен и т.д. ? У меня на руках 1880 г. книга Употребление крестных имен .... все имена есть. У нас Забайкалье а не Казахстан. Евдокий было 8 или 10 Параскева , Наталья были. Есть книга 1917г. Есть Книга для загсов СССР. Народный календарь  выходил для огородников в 1990г. у меня  есть но это народные приметы и т.д.

Да, очень неплохая книга
"Русский земледельческий календарь. Сост., вступ.ст. и примеч. А.Ф, Некрыловой. М.:Правда, 1991", я её тоже использовал)
Она очень хорошо ложится на метрики, но общий список святых у меня десятки листов занял, я использовал разные источники

У нас Забайкалье а не Казахстан.

До Забайкалья я вряд ли доберусь, но у меня по своим родственникам будет неплохая выборка, больше 1000 человек.
А вот по г. Тобольску смогу наверное скоро такое же исследование провести, книги под рукой, примерно такой же объём, около 25 метрических книг всех тобольских церквей за 1911-1912года. Сравним.
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля