Автор Тема: Монастыри, церкви и священнослужители Забайкалья.  (Прочитано 92923 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Первые две пункта приведенной ведомости содержат сведения о сыновьях, членах семей священнослужителей.

Возможно ПЕШКОВ, хотел разместить документ в теме "Рекруты Забайкалья"
 В публикации говорится о призывниках 1861г.р. не приписанных к какому либо призывному участку.
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17313
    • Просмотр профиля
Вера Николаевна!
Вы видите так, я же вижу по-другому, не по Вашему. Так Игорь Георгиевич показал, что и в таких списках указываются члены семей священнослужителей.
« Последнее редактирование: 14 Ноябрь, 2021, 06:31:54 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
 По службе в церкви Матвею Соболеву пришлось объехать весь округ.
 Нашел ли своего предка Утюжников в Чите ?
 
 В 1875 году Матвей Соболев работает  Нерчинском Духовном училище.
 Затем по сообщению Светланы Ф в Князе Урульгинской церкви псаломщиком .
 В 1887 году он псаломщик в Кличкинской Николаевской церкви
 https://historyrussia.org/images/documents/sbornik-pravoslavie-i-obshchestvo-grani-vzaimodejstviya.pdf
 И как сообщает Утюжников в начале 20 века он служит в Краснояровской Чудотворческой церкви.
Известно, что Матвей служил в Краснояровской церкви святых Прокопия и Ивана, с начала 20 века, а по Памятным Книгам есть Соболев Матвей служащий псаломщиком в разные годы в разных церквях города Читы
А потом уже в Читинских церквях, ему к этому времени уже лет 60.
 По этому вопросу только в Читинский архив.
 
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Утюжников

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
    • Просмотр профиля
Здравствуйте, продолжая поиски по Соболеву Матвею, можно предположить его службу.
Соболев Матвей

•   Иркутские Епархиальные Ведомости 1875. № 43 (стр. № 259)
Бывший учитель Нерчинскаго Духовного училища Матфей Соболев, согласно его прошению и резолюции Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Вениамина, Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго 10 Сентября 1875 г., назначен псаломщиком к Князе Урульгинской Казанской церкви.
1875 году родилась дочь

1884 году родился сын Иван в с. Догье Нерчинско-Заводского уезда

В 1887 году он псаломщик в Кличкинской Николаевской церкви

•   Памятная книжка Забайкальской области за 1897 год, (стр.102. Элек. 177)
Преображенская (тюремная) псаломщиком церкви Матвѣй Соболевъ

•   Памятная книжка Забайкальской области на 1899 год, (стр.122. Элек. 162)
Был псаломщиков Михаило-Архангельском кафедральном соборе

•   Забайкальские епархиальные ведомости. 1900. № 17 (стр. № 6-7)
 
Псаломщикъ Читинской кладбищенской церкви Матвѣй Соболевъ 9 Іюня с. г. рукоположен Архипастырем въ санъ діакона, съ назначения на должность псаломщика къ Газимурской Петропавловской церкви на мѣсто псаломщика Ивана Колычева, перешедшего на службу, по почтовому вѣдомству.'

•   Забайкальские епархиальные ведомости. 1900. № 17 (стр. № 4)

Состоящий на должности псаломщика Газимурской Петро-Павловской церкви, діаконъ Матвей Соболевъ 15 Августа с. г. рукоположенъ Его Преосвященствомъ въ санъ Священника къ Красноярской Прокопіе-Іоановской перкви,

1о   1   10146   Дело по обвинению псаломщика Красноярской церкви Соболева в антиправительственной пропаганде 1912  (в архиве) нашел на сайте "Предистория"

Хотел бы спросить по этому поводу, может ли кто нибудь помочь с дальнейшим поиском по Соболеву в архивах, т.к мы даже не знаем его года рождения ни смерти, у него было пять детей две дочери и трое сыновей.

Оффлайн НатальяАкс

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
  • Наталья Аксёнова
    • Просмотр профиля
Юлия Александровна  Григорьева
г.Чита, Россия

ПОСЛЕДНИЕ ИЕРОМОНАХИ ЧИКОЙСКОГО МОНАСТЫРЯ

    В статье рассматриваются малоизученные вопросы, касающиеся изъятия имущества и закрытия Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря, а так же персоналий его последних жителей. Найденные архивные материалы могут быть использованы при полевых работах по восстановлению облика монастыря. Сделана попытка идентифицировать личности последних священнослужителей и проследить их дальнейшую судьбу.
Ключевые слова: Чикойский монастырь, имущество, антирелигиозная деятельность, иеромонахи
Yulia А. Grigoryeva
Chita, Rossia

THE LATEST HIEROMONKS OF THE CHIKOY MONASTERY

The article examines little-studied questions concerning the seizure of property and closure of the Chikoy Monastery of John the Baptist, as well as the personalities of its last inhabitants. The discovered archival materials can be used in field works on restoring the monastery appearance. An attempt was made to identify the personalities of the last priests and to trace their future destiny.
 
Key words: orthodoxy, Zabaikalye, Chikoy monastery, property, anti-religious activity, hieromonks

    История взаимоотношений государства и церкви в начальный период становления советской власти в Забайкалье продолжает интересовать исследователей в связи с тем, что роль религиозных факторов в жизни регионов продолжает возрастать. Особый интерес вызывают архивные документы, касающиеся изъятия церковных ценностей и недвижимого имущества, судьбы священнослужителей, насаждения властями новой, чуждой крестьянству культуры. В данной статье рассматривается деятельность органов власти по отношению к имуществу Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря и сделана попытка отследить судьбу его последних насельников.
    Известный  в XIX веке по всей России Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь, в результате нескольких пожаров, произошедших в период 1913-1915 г.г., уничтоживших теплый храм и несколько сотен гектаров леса вокруг обители, был населен братией преклонного возраста. Монастырь не вел активной хозяйственной деятельности, а существовал, большей частью за счет процентов с капитала, размещенного в банках Читы и Иркутска [6, с.92], а так же за счет пожертвований и сборов. Негативно на экономическое положение монастыря влияли так же отток богатых купцов из Кяхты, являвшихся основными его вкладчиками, недовольство оставшихся жертвователей перенесением монастыря в Спасо-Селенгинский собор, необходимость нанимать работников из окрестных деревень для производства сельскохозяйственных и ремонтных работ. Монастырские иеромонахи при необходимости – в случае болезни или отсутствия приходских священников, исполняли требы в ближайших церквях, расположенных в двух крупных селах – Урлуке и Жиндо, что приносило монахам крайне незначительный доход.
     В мае 1915 года монастырь был перенесен в Староселенгинск. В  Чикойской Иоанно-Предтеченской пустыни – так, согласно Определения Святейшего Синода от 14.02.1915 №1975 стал именоваться бывший монастырь, остались лишь иеромонах Гавриил (69 лет), иеродиакон Даниил (52 года), послушник Капралов Николай (64 года) и иеромонах Пимен. [1, л.16 об].
     В 1917 году годовой доход монастыря составил 906 рублей 76 копеек, монастырь владел 6 головами скота и имел удобной земли 102,9 десятин. [2, л.17]
     Следует отметить, что попытки возрождения обители на прежнем месте были: в марте 1920 г. Архиепископом Забайкальским и Нерчинским издан Указ «О восстановлении самостоятельности Чикойской Иоанно-Предтеченской Пустыни», а его же резолюцией от 19.03 - 01.04.1920 №397 назначен исполняющий должность настоятеля Иоанно-Предтеченской Пустыни иеромонах Пимен. [1, л.26об]
     В середине 1920-х г.г. население Забайкалья испытывало тяжкие последствия гражданской войны, революции, иностранной интервенции. Голод, разруха и состояние непрекращающегося административного переустройства области вносили дополнительную дестабилизацию в экономическую жизнь региона. Политика властей в этот период принимает ярко выраженный антирелигиозный характер [7, с.111]. Итогом такой деятельности властей стало закрытие монастыря и полное разрушение и утрата всего комплекса сооружений.
     Для органов государственной власти перевод монастыря в категорию пустыни остался не замеченным, и во всех последующих документах термин «пустынь» не употребляется, а используется привычное название – монастырь или скит. Автором в ГАЗК были обнаружены материалы Сельскохозяйственной переписи за 1923 год, при этом из безномерной карточки, сохранившейся среди карточек крестьянских хозяйств Жиндино-Хилкотойской волости, становятся известными имена монахов, продолжающих жить в монастыре в 1923 году: настоятель иеромонах Петраш Павел – переселенец. Год прихода на Дальний Восток- 1893, год поселения на данном месте -– 1893, возраст – 45 лет, подданство – СССР. Жители: Гавриил, нет фамилии 77 лет, иеромонах; Ощепьев Николай 46 лет, иеродиакон; Ощепьев Рафаил 44 года, монах; Бедов Даниил 60 лет, иеромонах. [4, л.123]. Дальнейшие поиски священнослужителей с фамилиями Петраш и Ощепьев, оказались безрезультатными, их послужные списки не найдены.
     Впоследствии в ГАЗК, в архивном фонде, касающемся управленческой документации Петровск-Забайкальского уездного исполнительного комитета за 1924-1926 г. обнаружены документы, касающиеся не только изъятия имущества Чикойского монастыря, но и проливающие свет на личности его последних жителей. Согласно архивных документов, в октябре 1924 года, по результатам обследования Петровск-Забайкальского уезда прокурором Забайкальской области «обнаружено существование Урлукского монастыря, владеющего землями и имуществом». [3, л.4]. Без сомнения, речь идет именно о Чикойском монастыре. В конце декабря 1924 года, во исполнение указания прокурора о проведении декрета об отделении церкви от государства, начальник уездной милиции Думнов сообщал председателю волостного исполкома: «Доношу, что вышеназванный монастырь находится в ведении лишь 5 человек монахов, которые пользуются всем имуществом. Монастырь в порядке бюллетеня ДРК №44 не зарегистрирован, имущество, культовые и жилые здания не застрахованы, и до сего времени не сдано по договорам ни группе верующих, ни проживающим там монахам». [3, л.5]. В декабре 1924г отрудниками милиции составлена подробнейшая опись имущества Чикойского монастыря [5, л.6-8об]. В ней обстоятельно переписаны недвижимость – деревянная двуглавая церковь, двухэтажный дом, келья, часовня и т.д., вплоть до навеса для скота и ограды с воротами, а так же движимое имущество – от дарохранительниц, риз, и аналоев до фисгармонии, настольной типографии, запасных ламповых стекол и комнатных градусников, а так же сельхозинвентарь и животные. Следует отметить, что все имущество перечислено в описи с указанием его стоимости; здания и постройки – с указанием точных размеров, что может служить источником информации при проведении полевых археологических работ [8, с.225], животные – с указанием вида, масти и возраста, а вещи хозяйственного назначения и предметы культа – с указанием материала, из которого изготовлены. Всего описано имущества на сумму 2646 руб 35 копеек. В частности, указана в описи  икона «Распятие» на холсте, которая оценена в 5 рублей.
     Из находящейся в этом же деле расписки об ответственном хранении становятся известными имена последних иеромонахов и послушников, находившихся в монастыре в момент, предшествовавший прекращению его деятельности: Петраш Николай Ефимович, Ощепьев Николай Пименович, Ощепьев Рафаил Роман Пименович (так в документе), Бедов Николай Николаевич и Богданов Калистрат Кирил Ларионович (так в документе).[5, л.9]
23 марта 1925 года Урлукский волисполком, заслушав опись имущества монастыря, постановил: монастырь опечатать и использовать под общество пчеловодов с сетью скотоводства, в силу его расположения в труднодоступной и гористой местности, «в крайнем случае - под лечебное заведение или под слом, мебель изъять для волисполкома, избы-читальни и нардома, а остальные ценности изъять в достояние республики».[5, л.11]
     Таким образом, можно считать, что датой официального закрытия Чикойского монастыря (пустыни) является 23 марта 1925 года. В отношении настоятеля и иеромонахов Чикойского монастыря никакого решения волисполкомом не принималось и их судьба оставалась неизвестной. Сведений о их высылке за пределы Забайкальской области не найдено.


Всем здравствуйте! Мой прапрапрадедушка Никифор Трофимович Собашников умер в конце XVIII века был монахом этого монастыря.     
« Последнее редактирование: 15 Июнь, 2023, 07:45:16 от Шестаков »
Ищу Юринских, Колесовых, Черепановых, Плотниковым, Якимовых, Тайшихиных, Нерпиных, Сабашниковых

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7261
    • Просмотр профиля
продолжая поиски по Соболеву Матвею

Возможно родственник. Если есть подтверждение родства, можно запросить копию дела в УФСБ по Забайкальской области.

Соболев Иван Матвеевич
(5 том Книги Памяти):
Род. в 1884 г., с. Догье Нерчинско-Заводского уезда Забайкальской обл., русский, житель г. Читы. Служил в Белой армии. Работал в окрисполкоме, служащий. Арестован 16 июня 1927 г. Дело по ст. 58-8 УК РСФСР прекращено 29 июня 1927 г. Освобожден. Реаб. 6 марта 2001 г. прокуратурой Омской обл. Вторично арестован 22 января 1931 г. в г. Чите. Работал в книжном складе, рабочий. Приговорен 23 августа 1931 г. Тройкой ПП ОГПУ по ВСК по ст. 58-10, 58-13 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы. Реаб. 17 ноября 1989 г. прокуратурой Читинской обл. Жена Анна Андреевна – 42, дети: Александр – 15, Петр – 13, Валентина – 13, Мария – 11, Антонина –6.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Утюжников

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
    • Просмотр профиля
Возможно родственник. Если есть подтверждение родства, можно запросить копию дела в УФСБ по Забайкальской области..
Здравствуйте, да это родственник, сын Соболева Матвея, только подтверждения родства нет.

Оффлайн Утюжников

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
    • Просмотр профиля
Скажите, пожалуйста!
Может ли быть в Государственном архиве Забайкальскаго края личное дела, священника Матвея Дионисиевича Соболева, я знаю его дату смерти, и место последнего служения.