В "Гостевой книге" проводятся голосования.Приглашаются Модераторы форума и Авторы статей ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ НА ФОРУМЕ 21.05.2020ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА ПО ИВ
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Первые две пункта приведенной ведомости содержат сведения о сыновьях, членах семей священнослужителей.
Известно, что Матвей служил в Краснояровской церкви святых Прокопия и Ивана, с начала 20 века, а по Памятным Книгам есть Соболев Матвей служащий псаломщиком в разные годы в разных церквях города Читы
Юлия Александровна Григорьеваг.Чита, РоссияПОСЛЕДНИЕ ИЕРОМОНАХИ ЧИКОЙСКОГО МОНАСТЫРЯ В статье рассматриваются малоизученные вопросы, касающиеся изъятия имущества и закрытия Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря, а так же персоналий его последних жителей. Найденные архивные материалы могут быть использованы при полевых работах по восстановлению облика монастыря. Сделана попытка идентифицировать личности последних священнослужителей и проследить их дальнейшую судьбу. Ключевые слова: Чикойский монастырь, имущество, антирелигиозная деятельность, иеромонахиYulia А. GrigoryevaChita, RossiaTHE LATEST HIEROMONKS OF THE CHIKOY MONASTERYThe article examines little-studied questions concerning the seizure of property and closure of the Chikoy Monastery of John the Baptist, as well as the personalities of its last inhabitants. The discovered archival materials can be used in field works on restoring the monastery appearance. An attempt was made to identify the personalities of the last priests and to trace their future destiny. Key words: orthodoxy, Zabaikalye, Chikoy monastery, property, anti-religious activity, hieromonks История взаимоотношений государства и церкви в начальный период становления советской власти в Забайкалье продолжает интересовать исследователей в связи с тем, что роль религиозных факторов в жизни регионов продолжает возрастать. Особый интерес вызывают архивные документы, касающиеся изъятия церковных ценностей и недвижимого имущества, судьбы священнослужителей, насаждения властями новой, чуждой крестьянству культуры. В данной статье рассматривается деятельность органов власти по отношению к имуществу Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря и сделана попытка отследить судьбу его последних насельников. Известный в XIX веке по всей России Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь, в результате нескольких пожаров, произошедших в период 1913-1915 г.г., уничтоживших теплый храм и несколько сотен гектаров леса вокруг обители, был населен братией преклонного возраста. Монастырь не вел активной хозяйственной деятельности, а существовал, большей частью за счет процентов с капитала, размещенного в банках Читы и Иркутска [6, с.92], а так же за счет пожертвований и сборов. Негативно на экономическое положение монастыря влияли так же отток богатых купцов из Кяхты, являвшихся основными его вкладчиками, недовольство оставшихся жертвователей перенесением монастыря в Спасо-Селенгинский собор, необходимость нанимать работников из окрестных деревень для производства сельскохозяйственных и ремонтных работ. Монастырские иеромонахи при необходимости – в случае болезни или отсутствия приходских священников, исполняли требы в ближайших церквях, расположенных в двух крупных селах – Урлуке и Жиндо, что приносило монахам крайне незначительный доход. В мае 1915 года монастырь был перенесен в Староселенгинск. В Чикойской Иоанно-Предтеченской пустыни – так, согласно Определения Святейшего Синода от 14.02.1915 №1975 стал именоваться бывший монастырь, остались лишь иеромонах Гавриил (69 лет), иеродиакон Даниил (52 года), послушник Капралов Николай (64 года) и иеромонах Пимен. [1, л.16 об]. В 1917 году годовой доход монастыря составил 906 рублей 76 копеек, монастырь владел 6 головами скота и имел удобной земли 102,9 десятин. [2, л.17] Следует отметить, что попытки возрождения обители на прежнем месте были: в марте 1920 г. Архиепископом Забайкальским и Нерчинским издан Указ «О восстановлении самостоятельности Чикойской Иоанно-Предтеченской Пустыни», а его же резолюцией от 19.03 - 01.04.1920 №397 назначен исполняющий должность настоятеля Иоанно-Предтеченской Пустыни иеромонах Пимен. [1, л.26об] В середине 1920-х г.г. население Забайкалья испытывало тяжкие последствия гражданской войны, революции, иностранной интервенции. Голод, разруха и состояние непрекращающегося административного переустройства области вносили дополнительную дестабилизацию в экономическую жизнь региона. Политика властей в этот период принимает ярко выраженный антирелигиозный характер [7, с.111]. Итогом такой деятельности властей стало закрытие монастыря и полное разрушение и утрата всего комплекса сооружений. Для органов государственной власти перевод монастыря в категорию пустыни остался не замеченным, и во всех последующих документах термин «пустынь» не употребляется, а используется привычное название – монастырь или скит. Автором в ГАЗК были обнаружены материалы Сельскохозяйственной переписи за 1923 год, при этом из безномерной карточки, сохранившейся среди карточек крестьянских хозяйств Жиндино-Хилкотойской волости, становятся известными имена монахов, продолжающих жить в монастыре в 1923 году: настоятель иеромонах Петраш Павел – переселенец. Год прихода на Дальний Восток- 1893, год поселения на данном месте -– 1893, возраст – 45 лет, подданство – СССР. Жители: Гавриил, нет фамилии 77 лет, иеромонах; Ощепьев Николай 46 лет, иеродиакон; Ощепьев Рафаил 44 года, монах; Бедов Даниил 60 лет, иеромонах. [4, л.123]. Дальнейшие поиски священнослужителей с фамилиями Петраш и Ощепьев, оказались безрезультатными, их послужные списки не найдены. Впоследствии в ГАЗК, в архивном фонде, касающемся управленческой документации Петровск-Забайкальского уездного исполнительного комитета за 1924-1926 г. обнаружены документы, касающиеся не только изъятия имущества Чикойского монастыря, но и проливающие свет на личности его последних жителей. Согласно архивных документов, в октябре 1924 года, по результатам обследования Петровск-Забайкальского уезда прокурором Забайкальской области «обнаружено существование Урлукского монастыря, владеющего землями и имуществом». [3, л.4]. Без сомнения, речь идет именно о Чикойском монастыре. В конце декабря 1924 года, во исполнение указания прокурора о проведении декрета об отделении церкви от государства, начальник уездной милиции Думнов сообщал председателю волостного исполкома: «Доношу, что вышеназванный монастырь находится в ведении лишь 5 человек монахов, которые пользуются всем имуществом. Монастырь в порядке бюллетеня ДРК №44 не зарегистрирован, имущество, культовые и жилые здания не застрахованы, и до сего времени не сдано по договорам ни группе верующих, ни проживающим там монахам». [3, л.5]. В декабре 1924г отрудниками милиции составлена подробнейшая опись имущества Чикойского монастыря [5, л.6-8об]. В ней обстоятельно переписаны недвижимость – деревянная двуглавая церковь, двухэтажный дом, келья, часовня и т.д., вплоть до навеса для скота и ограды с воротами, а так же движимое имущество – от дарохранительниц, риз, и аналоев до фисгармонии, настольной типографии, запасных ламповых стекол и комнатных градусников, а так же сельхозинвентарь и животные. Следует отметить, что все имущество перечислено в описи с указанием его стоимости; здания и постройки – с указанием точных размеров, что может служить источником информации при проведении полевых археологических работ [8, с.225], животные – с указанием вида, масти и возраста, а вещи хозяйственного назначения и предметы культа – с указанием материала, из которого изготовлены. Всего описано имущества на сумму 2646 руб 35 копеек. В частности, указана в описи икона «Распятие» на холсте, которая оценена в 5 рублей. Из находящейся в этом же деле расписки об ответственном хранении становятся известными имена последних иеромонахов и послушников, находившихся в монастыре в момент, предшествовавший прекращению его деятельности: Петраш Николай Ефимович, Ощепьев Николай Пименович, Ощепьев Рафаил Роман Пименович (так в документе), Бедов Николай Николаевич и Богданов Калистрат Кирил Ларионович (так в документе).[5, л.9]23 марта 1925 года Урлукский волисполком, заслушав опись имущества монастыря, постановил: монастырь опечатать и использовать под общество пчеловодов с сетью скотоводства, в силу его расположения в труднодоступной и гористой местности, «в крайнем случае - под лечебное заведение или под слом, мебель изъять для волисполкома, избы-читальни и нардома, а остальные ценности изъять в достояние республики».[5, л.11] Таким образом, можно считать, что датой официального закрытия Чикойского монастыря (пустыни) является 23 марта 1925 года. В отношении настоятеля и иеромонахов Чикойского монастыря никакого решения волисполкомом не принималось и их судьба оставалась неизвестной. Сведений о их высылке за пределы Забайкальской области не найдено.
продолжая поиски по Соболеву Матвею
Возможно родственник. Если есть подтверждение родства, можно запросить копию дела в УФСБ по Забайкальской области..