Автор Тема: Железнодорожные станции Восточного Забайкалья в начале 20 века.  (Прочитано 26192 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
От Бориса ФОМИНА:

                                                        Катехизис паровозного машиниста сталинской эры.
                                     
      "Профессия машиниста магистрального паровоза в те годы считалась элитной. Очень высокая ответственность, военная дисциплина, суровые требования - но зато и обеспечение, и первоочередное выделение жилья, и ведомственная медицина, и высокое жалованье в сочетании с большим количеством льгот. По факту, на конец 1940-х, опытный машинист I класса магистрального локомотива по уровню жизни и обеспечения был примерно на уровне армейского подполковника и мог без проблем содержать семью с 4-5 детьми и родителей. Часто бывало и так, что ведущие машинисты с хорошим стажем зарабатывали больше начальника депо и на уровне ответработника министерства. А жёсткий спрос с такого специалиста уравновешивался тем, что у него были немалые права и авторитет, которые он мог реализовать по служебной (формальное выполнение инструкций), партийной и профсоюзной линии.

             Конечно, потом профессия претерпела изменения, и сильно снивелировалась - не только в результате массированного внедрения новой техники, но и в результате негативного выравнивания уровня оплаты труда при Хрущеве, что сильно снижало мотивацию молодёжи и стремление к высоким классам квалификации. И машинист электровоза при Брежневе - это уже было совсем не то, что машинист паровоза при Сталине.
                                                                                                                                                           
           Кроме того, электровозом и тепловозом объективно было управлять намного проще и легче - не надо было держать в голове такое множество взаимосвязанных и противодействующих факторов, подобно лётчику в гражданской авиации; и уникальные навыки не были уже так востребованы. Роль человеческого фактора при уходе паровозной эры в историю заметно снизилась, и отбор в профессию стал гораздо менее жёстким. Соответственно, понизились и требования к качеству спецов".
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
На некоторых станциях до сих пор стоят на запасных путях в стороне от основной магистрали паровозы в большом числе. Еще в 50-х годах, в эпоху электрофикации движения,  говорили, что стоят они на случай войны, ведь перебьет враг контактную сеть и станет все движение колом.
 
А сейчас железнодорожники сами говорят, что толку от этих паровозов нет. Ушло то поколение машинистов, которые могли управлять этими огнедышащими механизмами, а новых машинистов не учат этому мастерству. Просто некому стало управлять паровозами. Разве что в качестве почетных историчеких памятников останутся, как на перроне вокзала в Красноярска, где стоит паровоз серии СО - "Серго Орджоникидзе", которые собрали на эвакуированном в Красноярск в годы войны заводе "Красный Профинтерн".



И в Иланске, традиционном городе железнодорожников стоит паровоз - памятник:



Паровоз серии ЭМ 730-73.
« Последнее редактирование: 31 Март, 2016, 05:27:50 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
А это уже на Забайкальской железной дороге:



Паровоз-памятник серии "Л" на ст. Оловянная.

Автор снимка Михаил Крайнев, г. Иркутск.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1325
    • Просмотр профиля
http://luzginal.livejournal.com/23496.html    - здесь можно видеть любительские снимки (из окна вагона) мостового перехода через Ингоду начального отрезка бывшей КВЖД.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
От Бориса ФОМИНА:

С удовольствием почитал в "Лирическое отступление - Забайкальская железная дорога" об путешествии нашей ЛЮБОВЬ Николаевны по Забайкалью. Небольшой комментарий к фотографиям:

Фото 1. Справа под мостом, виднеется устье ручья Могойтуй, а на переднем плане конура главного ночного часового - Овчарки. 

Фото 2.  На правом берегу хорошо видно просеку запретной зоны. У них она совсем рядом с мостом у реки. Вот по самому берегу Ингоды, мы и подошли тогда пацанами к запретке и разговаривали с молоденьким Часовым (что уставом запрещено), а он был в современной форме срочника и вооружен Калашниковым. Это нас удивило и поразило. В Оловянной мост в то далекое время охраняли седые Дедки с коротким кавалерийским карабином, а ночью и в дни усиления с ППШа. Разводящий водил смену моста с барабанным наганом системы "Наган" Правда, уже в 1976 году, мост через наш Онон охраняли уже с АКМом, но форма осталась старая, довоенная, без погон, но с петлицами, в которых были у некоторых треугольники.

 Фото 3. На переднем плане 3-х этажка, это пост ЭЦ и контора ДС.  На этом месте, помнится мне, был скверик с фонтаном и Доской Почета ударников стальных магистралей с фотографией знаменитого вагонника Сергея Ивановича Матыжонка... 

Фото 5.  При Царе, строили вокзалы так:
Первые  на магистрали Москва-Питер - два одинаковых жд вокзала в обоих столицах Николаевские.  так же на Транссибе одинаковые вокзалы в Москве-Ярославской и в самом Владике. А об  " с русскими кокошниками." Так на экскурсиях в Москве всегда, наоборот говорят, что в стиль вошла и Юрта (на снимке она на крыше справа) и чум, в дар уважения народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. А слева, хорошо видно на фото, всегда при Царе жил в хоромах в два этажа, сам ДС - Начальник Станции и похоже главный УРЯДНИК.  Вот и был порядок. А где там видно " с русскими кокошниками." и не приметил, может после БРАТСКИХ Узоров любой вензель навевает и пахнет Русью.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
Из Памятной Книжки по Забайкальской области на 1914 год:

                                                                              - 250–

                                                     ЖЕЛѢЗНОДОРОЖНЫЯ ШКОЛЫ ВЪ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.
Тонхойская.
Зав. шк. уч. Алексѣй Георгіевичъ Грошиковъ.

Мысовская.
Зав. шк. уч. Яковъ Борисов. Нодельманъ, уч. Марія Нестеровна Адріанова.

В.-Удинская.
Завѣд. шк. уч. Петръ Емельяновичъ Григорьевъ, уч. Павелъ Николаевичъ Силинскій, уч. Валентина Петровна Смотрина, уч. Марія Васильевна Громова, уч-ца Марія Ксенофонт. Тяжелова, уч. Глафира Львовна Пройдошина, уч. Лидія Петровна Валгусова.

Петровско-Заводская.
Завѣд. шк. уч. Михаилъ Еремѣевичъ Гордѣевъ, уч. Ольга Александр. Сибирякова.

Хилокская.
Учит. Петръ Павловичъ Багрянцевъ, уч. Павелъ Николаевичъ Затопляевъ, уч. Михаилъ Павловичъ Стуковъ, учит. Надежда Васильевна Стукова.

Могзонская.
Учит. Гавріилъ Иннокент. Нефедьевъ, учит. Елена Тимофеевна Константинова.

Яблонская.
Завѣд. учит. Семенъ Арсентьевъ Денисенко.

Читинская.
Завѣд. учит. Алексѣй Никитичъ Фирсовъ, учит. Стефанъ Никифоровичъ Малышевъ, уч. Марія Даниловна Пуцилло, уч. Тамара Михайловна Лихачева, уч. Елена Владимировна Смирнова, уч. Елизавета Васильевна Болотова, уч. Аполлинарій Петровичъ Титовъ, уч. Александра Герасимовна Тучина, уч. Марія Алексѣевна Волкова, уч. Зинаида Ивановна Калмыкова, уч. Леонидъ Петровичъ Яньковъ, уч. Марія Петровна Клепикова, Федоръ Федоровичъ Бобковъ.

Урульгинская.
Завѣд. уч. Петръ Ивановичъ Шубинъ, уч. Евдокія Дмитріевна Кожина.

Шилкинская.
Завѣд. учит. Василій Павловичъ Пятидесятниковъ, уч. Елена Евгеньевна Камбіаджіо, уч. Анна Николаевна Мышкина, Варвара Алексѣевна Чистякова.

                                                                                               - 251–

Стрѣтенская.
Зав. шк. уч. Екатерина Петровна Котельникова.

Адріановская.
Зав. шк. уч. Варвара Петровна Сизыхъ.

Оловяннинская.
Завѣд. шк. уч. Дмитрій Георгіевичъ Симагинъ, уч. Людмила Николаевна Маегова.

Борзинская.
Завѣд. шк. уч. Петръ Алексѣевичъ Корнаковъ.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
Извлечение из всеподданнейшаго доклада министра путей сообщения.
26-го марта 1904 г.
     
С Высочайшаго Вашего Императорскаго Величества соизволения, я выехал 19-го января в Сибирь для выяснения на месте мероприятий, которыя необходимо принять для усиления Сибирской и Забайкальской жел. дорог, а также для улучшения сообщений через озеро Байкал.

Забайкальская железная дорога.

     В настоящее время провозная способность Забайкальской дороги в зависимости от развития путей, от наличнаго количества паровозов и от вышеуказанных условий водоснабжения, составляет всего шесть пар поездов на всем протяжении от восточнаго берега Байкала до китайской границы. В этом числе четыре пары воинских, одна пара почтово-пассажирская и одна пара для хозяйственных надобностей дороги.

     Располагая в настоящее время только оной парой поездов для своих хозяйственных перевозок, Забайкальская дорога с большим трудом развозила материалы, необходимые для усиления пропускной способности дороги, для устройства разъездов, для укладки третьих путей и улучшения водоснабжения. Вследствие сего, в бытность мною на месте, я сделал все необходимыя распоряжения о возможно скором усилении пропускной и провозной способности Забайкальской дороги.

    С этой целью было приступлено к устройству одиннадцати разъездов, из коих ныне большинство закончено, были экстренно выписаны из России приспособления для временнаго водоснабжения, были уложены третьи пути на 12 существующих разъездах и приняты экстренныя меры к увеличению запасов топлива на дороге.

    По осуществлению всех этих мер, Забайкальская дорога с конца апреля будет в состоянии работать девятью парами поездов на протяжении от Танхоя до китайской границы, из которых шесть пар воинских, одна пара почтово-пассажирская и две пары для перевозки хозяйственных и строительных грузов и топлива дороги.
« Последнее редактирование: 06 Сентябрь, 2016, 12:56:26 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
       Государь Император, по всеподданейшему докладу министра внутренних дел, 22-го сентября сего года (1904 г. -мое примечание), Всемилостивейше повелеть соизволил: освободить для отбывания в текущем году воинской повинности к медицинскому освидетельствованию в годности к военной службе, впредь до окончания войны с Японией: ….. б) железнодорожных служащих всех категорий, как местных, так и командированных из Европейской России, дорог: сибирской, забайкальской, кругобайкальской, китайской восточной и уссурийской.
« Последнее редактирование: 12 Сентябрь, 2016, 15:39:21 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
От Бориса ФОМИНА:

Станция Укурей (1907 году пущенная в эксплуатацию) и была головной. Имела локомотивное депо, жд напорные водокачки, поворотный круг для паровозов, электростанцию и все для экипировки паровозов. Со временем срослась с казачьим поселком Николаевка. НИКОЛАЕВКА  имела улицы : Первомайская  (моя бабушка звала ее только Подгорной и шла вдоль реки Куенга), Советская, где наши подселились к Дедову сослуживцу - батарейцу и шла вдоль железной дороги южнее метров за 100 метров. Еще была короткая улица между ними, но только шла над скалой и я не помню, как ее называли на ней еще был маслозавод... Может и еще были казачьи улицы за линией, но там были жд  дома и пром жд зона. Казаки имели много скота и селились только у реки. Укурей, одно время до войны даже, был центром райцентра!!!

А это то, что осталось от оборотного депо:


Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B9
« Последнее редактирование: 01 Февраль, 2017, 11:48:21 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
В 1904 году для МПС в связи с общей унификацией форм обмундирования для гражданских ведомств была установлена очередная форменная одежда и правила ее ношения:
25072. – Августа 24. Высочайшее  утвержденное Описание и Правила ношения форменной одежды для гражданских чинов Министерства Путей Сообщения.

Описание и Правила.
§ 1. Для всех чинов ведомства полагаются формы: парадная, праздничная, обыкновенная, особая, будничная и дорожная.
.....
Читать далее описания всех 6 форм одежды  и правила их ношения долго и скучно, а вот увидеть образцы форм и арматуры, кокард, пуговиц, погон и петлиц можно по ссылке:
http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=45&part=1828
« Последнее редактирование: 24 Апрель, 2017, 04:54:49 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
Фотографии, которые сделал Бартон Холмс в 1903 году, путешествуя по Забайкальской железной дороге и Транссибу.

http://wowavostok.livejournal.com/1440829.html

PS: Идею этих фотографий мне подсказал Борис Фомин.
« Последнее редактирование: 04 Июль, 2017, 15:42:15 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
Из газеты «Русский Инвалид» № 272 от 22-го Декабря 1913 года:

                                                                                                    НАГРАДЫ ЗА ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЕ ПОДВИГИ.

     Нижним чинам Отдельнаго Корпуса Жандармов, за оказанныя ими подвиги человеколюбия, в 8-й день октября 1913 года, Всемилостивейше пожалованы награды: унтер-офицерам жандармских полицейских управлений железных дорог: Забайкальской жел. дороги Андрею Красникову, за спасение, 18 июня 1913 года, на станции Оловянная Забайкальской жел. дороги, от угрожавшей опасности быть раздавленной поездом, крестьянки Евдокии Афанасьевой; ….
« Последнее редактирование: 13 Март, 2018, 17:17:50 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
От Бориса ФОМИНА:



Станция Оловянная 1918 год. Рисунок чешского легионера, художника Йиндржиха Влчека (Vlček Jindřich). Галерея Праги.
« Последнее редактирование: 27 Апрель, 2018, 15:35:13 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11231
    • Просмотр профиля
Это тоже его работа:



Лампасы то родные, желтые :)

Источник: Екатеринбург в рисунках Йиндржиха Влчека (тут много его рисунков).
https://simeonn.livejournal.com/5114.html
« Последнее редактирование: 27 Апрель, 2018, 15:36:22 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.