Автор Тема: Творчество участников сайта.  (Прочитано 2426 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн СедойАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3026
    • Просмотр профиля
Творчество участников сайта.
« : 29 Июнь, 2013, 12:29:57 »
На старой площадке имелась подобная, пользовавшаяся успехом тема. Каждый, подсаживаясь к костру "Предыстории" рассказывал свое.
Надеюсь и здесь продолжим традицию. Добро пожаловать!
Улятуй, Бурулятуй - Гурулёвы, Пакуловы, Сараевы, Мещенковы, Забелины.

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3810
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #1 : 13 Октябрь, 2013, 01:47:49 »
Саша, надо было с себя самого начать! :)
Но поскольку тема есть, делюсь новостью. Александр Свиридов (музыкант, композитор и мой друг) написал музыку на некоторые мои стихи из забайкальского цикла.
10 октября отправили 2 песни ("Кавыкуча", "На Ивовой Реке"). на конкурс, который  объявили Иосиф Кобзон и ансамбль Дома офицеров в Чите http://zabmedia.ru/?page=news&rubr=7&text=58961&t=5
Ответа пока не получили, но... :)
« Последнее редактирование: 13 Октябрь, 2013, 01:50:01 от Иван Белокрылов »
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #2 : 25 Октябрь, 2022, 10:21:21 »
Работая с метрическими книгами или в принципе с архивными документами, наталкиваюсь на интересных личностей или впечатляющие факты. Поделюсь своими коротенькими рассказами- исследованиями в этой теме.

26 января 1896 г. в церкви казачьего Покровского поселка Игнашинского станичного округа Амурской области дворянин Михаил Андреевич Добржанский венчался с девицей Татианой, дочерью ревизора Благовещенского отделения Амурско-Уссурийского телеграфа Александра Гаврииловича Бурлакова.

Поручителями по жениху были шкипер Альфред Иванович Икнер и урядник Амурского полка Михаил Николаевич Суриков. За невесту поручались иркутский мещанин Василий Павлович Лазарев и почтово-телеграфный надсмотрщик Нестор Капитонович Плотников. У супругов Добржанских родятся два сына и дочь.

Добржанский Михаил Андреевич, прапорщик царской армии, в возрасте 42 лет будет мобилизован на фронт Первой Мировой войны. До начала войны удостоен ордена Св. Анны 3 степени и Св. Станислава 3 степени, что характеризует его как человека с безупречной репутацией, прослужившего на государственной должности более 12 лет и жалованного в потомственное дворянство.

Михаил Андреевич Добржанский был призван в 44-й Сибирский стрелковый полк. В декабре 1914 г. получил ранение и контузию возле дер. Брудуск, но к февралю 1915 г. снова был в строю. 22 февраля 1915 г. прапорщик 44 Сибирского стрелкового полка погибнет близ дер. Насаржево-Польное. Его оставят на поле сражения.

Шкипер Альфред Икнер к 1918 г. станет начальником управления морским транспортом отдела путей сообщения Временного правительства Северной области и одним из исследователей Северного морского пути. Даже революционные события не остудят интереса исследователей, а антибольшевистские выступления, напротив, ускорят работу - слишком много иностранных государств проявят интерес к Северному морскому пути, но исследователи продолжали работу ради интересов России.

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #3 : 25 Октябрь, 2022, 10:32:37 »
В 1890 г. в станице Албазинской построена Свято-Троицкая церковь. Деревянная, на каменном фундаменте. Строилась, в том числе, на средства прихожан. Стояла на бугре за оврагом, через который было два мостика. Один, близ Самсоновского спуска (место, где стоял дом станичного атамана Самсонова, к которому вела дорожка с пристани, по этой дорожке и поднимался цесаревич в станицу в 1891 г.), назывался Нарядным мостиком, останки его долгое время служили переходом от старой почты (бывший Самсоновский дом, было еще одно здание почты - рядом с оврагом, оно и было первой почтой) в Ходосевический хутор, где жила бабулина младшая сестра и ее сыновья с семьями. Столбы-опоры, перила и настил мостика разрушались, незаметно растворяясь в, казалось, бездонном овраге. Второй мостик по ул. Пограничной (в моём детстве - Вторая улица) был проще, но более прочен: накат из толстых брёвен, засыпанных землёй.

Первым священнослужителем новой церкви был протоиерей Павел Автономович Михайлов. Служил праздничную службу при посещении цесаревичем Николаем станицы Албазинской в 1891 г. Цесаревича провожали к церкви по Нарядному мостику через овраг, который мы в детстве считали просто оврагом и с уханьем катались по его склонам на санках, дощечках и даже противнях ))). Недавно узнала, что этот овраг одно из явных укреплений Албазинской крепости, не считая земляного вала крепостной цитадели.

После смерти протоиерея Павла Михайлова священнослужителем этой же церкви стал его сын Иануарий. Служил там и священник Пётр Балабанов, позже переведённый в Джалиндинскую церковь, а затем в церковь поселка Рухлово (ныне Сковородино, кстати затеяли строить в Сковородине церковь Андрея Первозванного, хотя исторически там была Сергиевская церковь). При Албазинской церкви были диакон и псаломщик. Священники, диаконы, псаломщики часто менялись - не хватало кадров даже в Божьей канцелярии.

Протоиерей Павел Михайлов "погребён в ограде новаго Троицкаго Албазинскаго храма", - так в записи метрической книги от 21 апреля 1903 года. Исповедан и причащён священником Аркадием Лупповым, принимавшим участие в этом обряде со священником Михаилом Павловым, диаконом Александром Ташлыковым и псаломщиком Стефаном Гущином, а также в процедуре погребения. Запись в метрической книге скреплена тремя подписями.

Новая Троицкая Албазинская церковь сгорела в 30-е годы прошлого столетия. Солдаты, определенные туда на постой, опрокинули керосиновую лампу. Говорят, вместе с церковью стали пеплом 2000 книг.

На месте церкви установлен Крест, изготовленный из бруса первого дома г. Алексеевска (ныне г. Свободный). Инициатором стал о. Игнатий (Чигвинцев).

Могила протоиерея где-то рядом с красавицей сосной, через дорогу от места, где остался фундамент церкви и явно видно алтарное место. В 2021 году сосна пострадала от удара молнии либо сильного ветра. А фундамент не зарастает, ждёт воли Всевышнего, как говорят...



Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #4 : 25 Октябрь, 2022, 10:35:16 »
Мы привыкли к прививкам от энцефалита, аэрозолям против клещей и объявлениям, что клещи где-то уже затаились и ждут - не дождутся... Мы ж дальневосточники и потомственные сибиряки: клеща бояться, в лес не ходить!

Вакцину от энцефалита открыли лет 85 назад. Блюхеровскую дивизию поразила неизвестная болезнь и военврач Панов во Владивостоке провёл первые исследования. Его последователями стали М. Чумаков (открыватель вакцины от полимиелита) и Л. Зильбер (брат писателя В. Зильбера - литературный псевдоним "Каверин", автор книги "Два капитана"). Дивизию Блюхера спасли сывороткой из крови переболевших энцефалитом. Это явные случаи, когда клеща ловили "с поличным" на человеке.

Миллиметровый пакостник кусает животных. Очень плохо, если он энцефалитный, а животное дойное: человек пьет заражённое молоко. Это и стало предметом исследования для Вячеслава Менандровича Попова. Он придумал метод вытравливания клещей в сезоны их активной жизнедеятельности.

Вячеслав Менандрович уроженец г. Александровска (Сахалин). Родился в 1893 (либо 1894) году. Его отец Менандр Яковлевич Попов был адьютантом в управлении войск на о. Сахалин. О нем упоминается в переписке Дм. Булкаревич с Антоном Чеховым после путешествия писателя на Дальний Восток. С 1900 г. Менандр Яковлевич служил помощником полицмейстера г. Благовещенска Амурской области. Встречала информацию об участии некоего Менандра Попова в устройстве музея Благовещенска в период после Октябрьской революции.

Вячеслав Менандрович Попов, студент Императорского Петроградского университета, 23 лет, в 1915 г. был венчан священником Иануарием Михайловым в Албазинской Свято-Троицкой церкви с крестьянской девицей из с. Городище Воронежской губернии Анной Поликарповной Мишустиной (совпадение фамилий бывает, а может и не совпадение...). Поручители по жениху: мещане Благовещенска и Нерчинска Кирилл Михайлович Монахов и Константин Васильевич Веселовский; по невесте: начальник 5 дистанции 1 участка Управления водных путей Амурского бассейна Михаил Станиславович Пилецкий и крестьянин Тульской губернии Василий Петрович Шамордин.

В архиве Томского госмедуниверситета, к сожалению, информация скудна, но я благодарна за материалы библиотечного фонда и отклик.
« Последнее редактирование: 26 Октябрь, 2022, 14:00:37 от Елена »

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #5 : 25 Октябрь, 2022, 10:37:36 »
2 октября 1879 г. (ст. летоисч.) в Хинганской Свято-Троицкой церкви (Раддевский станичный округ) священником Николаем Переведенцевым и церковником Афанасием Зыряновым окрещен младенец Валентин. Его родители Людвиг Юлианович (лютеранин), и Ольга Николаевна (православная) Андерс.

В 1890 г. начальник Хабаровской телеграфной станции, коллежский регистратор, Людвиг Андерс вышел в отставку и семья переехала в Житомир. В 1899 г. Валентин Андерс, окончив Житомирскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский историко-филологический институт.

В метрической книге рядом с записью о Крещении отметка, что 22 июня 1909 г. выдано метрическое свидетельство для предьявления в присутственное место.
Присутственными местами именовались различные гос.учреждения. Например, военное губернаторство.

Валентин Андерс просил военного губернатора Приморского края о помощи в открытии гимназии в Никольск-Уссурийском (Уссурийск). Годом раньше, в 1908 г., Андерс уже открыл одну мужскую гимназию, практически на собственные средства. Но здание было арендованным. Затеял строительство нового здания, где предусматривались кабинеты физики, химии, естествознания. Прошение отклонили.

Действующая гимназия пользовалась успехом. Ученики ставили платные спектакли, деньги уходили адресно в малоимущие семьи гимназистов. Андерс на свои средства дарил Рождество не только 100 гимназистам гимназии - 300 детей водили хороводы и ели пирожные.

Активисты родкомитета... сгубили гимназию, вмешиваясь в деятельность даже по кадровым вопросам. Андерс отчаялся - всё, что сделал собственными усилиями и во благо обществу, рушилось на глазах. Он эмигрировал в Харбин.

К 1918 г. в Харбине была открыта гимназия, подобная Никольск-Уссурийской. Для 541 гимназиста преподавали 22 учителя. В ней обучались и дети русских эмигрантов. В 1928 г. гимназию закрыли.

Валентин Андерс умер в ноябре 1942 г. там же, в Харбине, благословляя своих детей на добрые дела и бескорыстие. Является автором нескольких учебников и методических пособий по русскому языку и географии, истории и психологии.

Вот такая история с использованием информации из публикации Геннадия Обухова от 30.05.2019.
« Последнее редактирование: 26 Октябрь, 2022, 13:59:19 от Елена »

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #6 : 25 Октябрь, 2022, 10:52:35 »
Никогда не знаешь, обрадует тебя твоё открытие и придаст сил или огорчит и опустошит? Тобою двигает не простое любопытство, а горячее желание знать, понимать, принимать. А иначе зачем всё?...

В Албазинском музее фото: дом священника ст. Албазинской. Его уже давно нет физически. В детстве я не задавалась вопросом, что да как. Мне важно было удрать от бабушки, чтоб не караулить цыплят от коршуна, и шастать по лопухам во дворе того дома. Иногда в пыли попадались "сокровища": осколки посуды с позолоченным ободком или затейливые пузыречки. Сейчас разузнать не у кого. И "кладик" с "сокровищами" не найти уже. Растяпа!

Бабушке было 14 лет, когда умерла её мать. Забота о двух братьях и сестрах легла на ее плечи - старшая. Отец, политический ссыльный, был кузнецом и оружейником, образованный человек. Такие в селе и окрУге нарасхват. Бабушка и ее младшие оказались в семье священника. Кто был тот священник: Иануарий Михайлов или Евгений Соловьев, пока не знаю, но известно: бабушка стала для жены священника вроде гувернантки (в семье сохранено фото бабушки, 1905 г.). Сопровождала в поездках свою госпожу (фото 1908 г.), так называла бабушка матушку. К этому времени умер и отец бабушки.
Одна из сестер бабушки (на моем аватаре на групповом фото фото - девушка в платье с белым воротником, сама бабушка слева сидит, рядом с ней сидит брат Никифор - участник Брусиловского прорыва) присматривала за детьми священника.Брат их, мой двоюродный деде Никифор Лончаков был удостоен Георгиевского креста. Бабушка говорила, что у него "отравленные газом" легкие.

Вторая сестра бабушки (есть ее фото, конец 20-х гг.) больше хлопотала по хозяйству: 2 лошади и 2 коровы остались им от родителей, замуж вышла за мужчину из купцов. У самого младшего - Ивана, жена диакона Албазинской Свято-Троицкой церкви Кипарисова была восприемницей. В старости Иван с удовольствием носил ж/д бушлат, т.к. тот напоминал ему казачью форму.

В семье священника не опасались ссыльного и его детей. Жалели пуще своих. Был случай: священник отправил в Китай своего сына - соль в селе закончилась, ходили по очереди, граница условна, лёд тонок, выдержит только ребенка. На обратном пути мальчик ушёл в полынью... Билась матушка на берегу: надо было безродную отправлять (сестру бабушки)! Священник сказал:"Не могу рисковать сиротой, а за своего сам в ответе".

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #7 : 25 Октябрь, 2022, 10:57:17 »
В 2006 г. французские и российские кинематографисты выпустили фильм, сюжет которого основан на реалиях. Я не помню, чтоб этот фильм демонстрировался на Дальнем Востоке, может просто не заметила, реклама фильмов в 2006 году заметно отличалась от нынешней.

На сайте Кино-Театр.РУ: историко-приключенческий, о легендарном коне Серко, на котором сотник Амурского конного полка Дмитрий Пешков доехал верхом от Благовещенска до Петербурга, где ему был пожалован орден Святой Анны III степени. Весь путь с Дальнего Востока до Петербурга длиной более 8750 км он проделал за 194 дня.

Если бы не знала истории о путешествии, то прочитав аннотацию, решила, что это коню и орден, и почет и слава.

Французы были шокированы фактом, что обычный конь с прозаичным именем Серый несколько лет жил в царских конюшнях и похоронен с почестями на отдельном кладбище. Говорят, что до настоящего времени его могила ухожена.

Конь монгольской породы, конечно, оказался хорош и вынослив. Но меня больше занимает Пешков...

Дмитрий Николаевич родился в станице Албазинской в 1858 г. Рано осиротел. Был устроен в Иркутскую школу юнкеров, по окончании возвратился на Амур. Хорунжий, сотник. Участник китайского похода 1900-1901 гг. Состоял в полку Ранненкампфа. Кавалер орденов Георгия, Анны, Станислава.

В 1890 г. взял полугодовой отпуск и отправился в Петербург на своём Сером. Дмитрий заезжал в Албазинскую, встретился с дядьками по линии отца, посетил могилы родителей. Обо всём рассказал в своих "Путевых заметках".

Уволен со службы в 1908 году с мундиром и пенсией в звании полковника. С 1903 до 1908 годы - командир Амурского конного казачьего полка. Где упокоен, неизвестно. А вот его родители захоронены на старом Албазинском кладбище. И дети их - братья и сёстры Дмитрия. И двоюродные. И дядьки.

Выпирают наружу фрагменты старых памятников. Часть их, с надписями, стали то ли клумбой, то ли урной. Нем и беспомощен Поминальный крест, установленный для защиты погоста. Участок, спустя два года борьбы за него, перемежёван и ждёт помощи увековечить память о Пешкове и Сером - на Дальнем Востоке нет ни одного памятника. Ушёл в небытие станичный округ, забываются личности, время тихо превращает в прах всё, что непристёгнуто к Памяти.

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #8 : 25 Октябрь, 2022, 11:09:38 »
Албазинская и Игнашинская особенные станицы Приамурья: с Албазинской началась история русского Дальнего Востока в 17 в., продолжившись в походах Муравьёва-Амурского, выделяя Албазинскую Первой сотней Амурского Казачьего Конного Полка. БерегА Амура, где устроена Игнашинская, первыми приняли казаков при заселении Амура в 19 в.

Немного "пазлов" из картины Верхнего Амура:
В марте 1903 г. нач. 1-го участка сотник Танаев обращается в Войсковое Правление с ходатайством о награждении урядников Фёдора Казанова и Алексея Щербакова, и отставного казака Александра Сенотрусова "за дела их благие, на пользу обществу": урядник Казанов пожертвовал тысячу рублей на строительство Албазинской станичной школы и на собственные средства с личным участием строил Рейновскую школу. Урядник Щербаков - попечитель Игнашинской школы, был "весьма полезен общественности советами по хозяйству и общественным делам". Заслуги казака Сенотрусова Игнашинский станичный войсковой атаман Самсонов перечислял на двух листах "Краткой записки": помощь в устройстве соляной стайки, порохового погреба, пожертвовании 300 рублей на строительство Игнашинской церкви, передаче общественности в 1888г. в бесплатное пользование собственного дома на 2 года, где была устроена первичная Игнашинская школа. В общем, заслуг много, но атаман в первых строках записки, следуя хронологии событий, указывает, что в 1886 г. на средства того же казака был открыт станичный питейный дом. Питейный дом раньше, чем школа?!... В августе 1903 г. сотнику Танаеву пришлось писать ещё один рапорт в ту же инстанцию, дополнив, что на средства отставного казака Сенотрусова открыта ученическая
библиотека при Игнашинской начальной школе. Все трое были награждены серебряными медалями с надписью "За усердие", носимой на груди на Анненской ленте. Такой же медали в 1903г. удостоен учитель Игнашинской станицы урядник Дмитрий Кузнецов. 

PS: Помните сказку "Конёк-Горбунок" Петра Ершова? В Свербеевской школе Игнашинского станичного округа учителем был младший сын автора сказки Александр Ершов, а старший сын - Владимир преподавал математику в гимназии Благовещенска.

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #9 : 25 Октябрь, 2022, 11:14:30 »
Бегая по улицам детства в библиотеку, на речку, не обращаешь внимания на окружающее. Кажется, так было всегда и так будет. Взрослея, задаешься вопросом: Что было до нас?, а позже: Что останется после нас? 

К написанию этого поста привели несоответствия об официальной истории города детства. Посёлок Змеиный появился на карте в 1908 г. Строился Транссиб, посёлок стал станцией Невер-I, переименована в 1911 г. в станцию Рухлово по фамилии министра путей сообщения. В Рухлово был поселковый староста Соколов, жил на ул.Неверской. При старосте был писарь Смольянинов. К 1913 г. в пгт Рухлово было сельское училище (учитель Макариев Стефан Ерофеевич) и ж/д училище (учитель Чернякин-Чернышев). 
В довоенном периоде появились пед.и мед.училища, и даже лётное.Во время ВОВ в одном из зданий был госпиталь. Так рассказывали наши учителя, а мы внимательно слушали.
 В 1913 н. в Рухлово возведена церковь. То ли подожгли её, то ли сгорела в 30х-40х гг., но гораздо позже на её месте построили ДК. Гранитные ступени лестниц, паркет и чУдная мозаика из чешского стекла в эркерах...Тоже сгорел. Вместе с Союзом...На его месте лет 10 крест. Рядом могила А.Сковородина, именем которого назван город.
Пгт.Рухлово переименован в город им.Афанасия Сковородина. Официальная версия: Сковородин приехал в Рухлово в 1908 г. с семьёй, работник железной дороги, революционер, застрелен японцами. Нашла в МК: в январе 1910 г. Афанасий и Минодора Сковородины крестят в Урканской приисковой церкви свою дочь Екатерину, рожденную в ноябре 1909 г. Прииск золотодобычи. До Рухлово около 100 км по тракту. Так, какая же неофициальная версия?... 
А ещё нашла, что родной дед юмориста Геннадия Хазанова Моисей Абрамович Хазанов был управляющим и владельцем аптеки в пос.Джалинда Амурской казачьей округи, родной брат Моисея - Ефим был управляющим и владельцем аптеки в п.Змеином.

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #10 : 25 Октябрь, 2022, 11:22:11 »
В филиале Амурского исторического музея в с.Албазино Сковородинского района хранится малоизвестный экспонат: стеклянная бутыль, внутри которой два иконостаса. О экспонате мне рассказала пресс-секретарь Биробиджанской епархии Татьяна Мошкина, узнав случайно, что фамилия моих предков - Лончаковы. Ей самой было известно от сотрудников филиала, что работу изготовил некий ссыльный Лончаков. 

Разбираться в вопросе, кто же автор работы, пришлось совместно и с заведующей филиала Верой Николаевной Андреевой (ныне пенсионер), и с историком-писателем, архивистом,собирателем истории Амурского казачества и ко всему этому, сотруднику Амурского исторического музея Владимиром Николаевичем Абеленцевым. В ходе обсуждений и анализа имеющейся исторической информации, вывод: автор работы ссыльный Рудак Николай Николаевич, искусный кузнец , мастер-оружейник, водворенный иркутский рабочий, уроженец из Гродно, отбывавший царскую ссылку в станице Албазинской и взявший в жены сироту - дочь Бейтоновского казака Максима Лончакова, от союза которых пошла ветвь и моей семьи. Пока мы с Владимиром Николаевичем в Благовещенске "ломали копья", в Албазине Вера Николаевна твёрдой рукой внесла в формуляр: автор работы Рудак Николай Николаевич, об авторе было известно на момент поступления экспоната в филиал Амурского исторического музея.

Внутри бутыли, диаметр горлышка которой 2см, помещена дощечка, увенчанная крестом, как на куполе церкви. С одной стороны список Екатерины Великомученицы, с другой - Богоматери Черниговской. Перед обеими святыми крошечные тумбочки с миниатюрными Евангелие, кованые масенькие подсвечники со стеариновыми свечечками с "пламенем" из цветной шерсти. Работа до 1907 г. (год смерти мастера), но не ранее 1903 г. (год смерти его жены - моей прабабушки Евгении Максимовны Лончаковой). Горлышко бутыли было запечатано сургучом. Думаю, что там находилось клеймо мастера. Сейчас сургуч почти разрушен, несколько свечей упали. Бутылочка не имеет постоянного места в экспозициях, вынимается по просьбам знающих о ней посетителей из сейфа, где лежит обёрнутая в бумагу. Будете в Албазинском музее, спросите о иконостасе в бутыли, и вам обязательно его покажут.

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #11 : 25 Октябрь, 2022, 16:20:57 »
            Читая описи, дела и книги ушедших эпох, не только находишь необходимый источник информации, но и вырабатываешь представление что было и как было. Неоднократность повторения персон в названиях дел описей архивов, для сценаристов и писателей прямо кладезь сюжетов - от трагедии до комедии и наоборот. Итак, Сибирь, события конца 18-го - начала 19-го века. Каторги переполнены. Основной контингент - нарушители паспортных режимов, но не только. Дел сотни. Краткий обзор одной описи архивных дел за 20 лет:
            Жена священника вырубила дверь чулана в доме у купца. Игумен монастыря просит "отобрать у дьякона пропитого в кабаке серебряного стакана игумена". Купец доносит о краже у него дьяконом разных товаров. Новокрещенный из инородцев жалуется "об отнятии у него служителем монастыря зипуна". На дьякона и его знакомую за убийство посадского человека наложено церковное покаяние. Посольский игумен доносит о пьянстве и буйстве священника. Крестьянин жалуется о "нанесении ему побоев священником и взыскании с него за житье у него и за изодрание шубы денег" (к священникам и пономарям подселяли крестьян и солдат для временного проживания, Булгаков об "уплотнении жилплощади" знал не всё). Священник доносит о кровосмешении крестьянина со своей невесткой. Тунгусы зарезали крестьянина и мещанина. Посольский игумен доносит о побитии мышами напрестольной одежды. Бригадир Нерчинских заводов Нарышкин просит освободить бывшего священника от 10-летней епитимии за клятвоотступление.  Посадский просит сделать внушение его жене, чтоб имела к нему послушание. Стряпчий консистории пришел в магистрат в пьяном виде. О вызове священника "для объявления ему прощения за дерзкое употребление им имя ея императорского величества".  Крестьянка жалуется на причинение ей побоев мужем, отцом и матерью. Вдова дьякона жалуется на "неотдание ей имущества ее деверями священником и дьяконом" (деверь - брат мужа). Будущий Владыка в юном возрасте просит назначить его пономарем и отослать в Светскую команду за неблагопристойные поступки (а поступок, честно сказать, не заслуживает такого серьезного наказания! Но вот как развито чувство ответственности! Может потому Владыкой дано стать не каждому). Крестьянин жалуется на отнятие у него священником 10 рогатых скотин, 14 овец, 3 лошадей и проч.имущества. Духовное правление доносит о венчании брака священником на дому. Дьячок причастен "к убийственному делу". Бывший рудоплавщик доносит о потерянных им вещах против монастыря и избиении его служителями этого монастыря". У отставного солдата дьяк похитил вещи. Один священник не ходит в церковь на службу, другой совершает беспорядочные поступки. Поручик причинил обиду священнику. Дьяк причинил обиду экзекутору. Канцелярист консистории жалуется, что священник сломал ему ногу. Крестьянин растлил солдатскую дочь. Крещеный якут разбил образ Спасителя. Исправник причинил обиду священнику. Благочинный доносит о покраже священником денег и разных вещей у крестьянина. Священник дает обещание исправиться от дурных поступков пьянства. Крестьянину подкинули новорожденного ребенка. Жена фабриканта в его отсутствие вышла замуж. О невенчании священником пока не подадут ему от 5 до 10 руб.и проч. О сшитии священником из престольной одежды платья для своей дочери. О подозрении в устройстве тем же священником в ночное время драки и шума. Городничий сообщил "о чинении священником в доме купца во время пения другого священника неприличных тому празднику стихов, кричания и плясания". О держании священником в своем доме беглого ссыльного, подозреваемого в хищении в магазине денег. Велено вытребовать детей старообрядческого священника в Семинарию для обучения. О неповиновении Правлению двух священников. О неблагопристойных поступках священника. Монгол жалуется о насильном крещении. Протопоп доносит о сечении лозами за непорядочные поступки посадского и о смерти посадского по этой причине. Священническая жена нанесла побои своей невестке. Священник с дьяконом и пономарями избили сидельца питейного заведения. Жену купца побили свёкр, свекровь и муж. Прихожане не ходят в церковь...
            Были обычные уголовники: казнокрады, убийцы, грабители. Это уж как положено во все времена. Были и государственные преступники, дерзнувшие критиковать царей или выразившие к ним неуважение даже (!) выражением лица во время оглашения Манифеста.
           Очень хочется, чтоб критики разных исторических периодов чаще обращались хотя бы к описям архивов для объективного изложения событий, не лакируя и не навязывая исключительно балы, красавиц, юнкеров и вальсы под хруст булки. Представленный обзор описи не характеризует Россию и народ в целом. Это всего лишь штрих взаимоотношений внутри социума на одном витке большой спирали истории.

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #12 : 26 Октябрь, 2022, 04:56:17 »
Переселение на Амур было делом почти добровольным. Хочешь, едешь. Не хочешь, тоже едешь. Ну или не едешь, а на плоту добираешься. Организация переселения была делом масштабным, государево внимание было приковано к моменту самого переселения, но не к устройству быта. Селились в те места, куда пальцем указано. Потому многие станицы переселялись спустя год-другой, образовывались выселки. Наводнения всегда были большой бедой, что казаку, что крестьянину. Период переселения был условен: вскрылись реки ото льда, прошел ледоход, в путь. Тонул домашний скарб, скотина. Жаль было заработанного горбом, лезли мужики в ледяную воду, спасая пожитки, а из лекарств карболка у ветеринара, да доброе слово у священника. Иерей Григорий Матвеевич Затопляев находил эти слова и для болящих, и для скорбевших. От самой Усть-Стрелки слёзы да горе...Оставит осенью 1859 г. на погосте Усть-Стрелочного караула казак Федор Птицын свою жену Екатерину, да троих дочерей: Матрену, Евдокию, Варвару - 11, 9 и 6 лет. В радость ли ему поход на Амур?... Через полгода после переселения поумирают от горячки 33-летние казаки Тимофей Филинов да Сергей Исаков, обрекая на нужду молодых вдов и детей малых, из которых мало кто переживет своих родителей. Поскрипят, как старые деревья, да и упокоятся на Албазинском кладбище жена солдатская Параскева Кожевникова 89 лет да служитель "Большаго Нерчинскаго завода" Гавриил Попов 96 лет.

Нарожают бабы детишек на новом месте, и в семье священника Затопляева прибудет немного радости: родится дочь Мария, восприемниками которой станут Генерал-Губернатор Амурской области генерал-майор Буссе, командир Амурской казачьей конной бригады Георгий Черняев и жена зауряд-есаула Кирика Богданова Олимпиада Васильевна. Но радость недолга - окрестит батюшка своего первенца, и через несколько месяцев отпоёт.... Горячка уносила легкие детские души еще быстрее, чем взрослых, и даже присутствие в крестных самого генерал-губернатора не сулило ничего неординарного для его крестницы - всякий попавший на Амур нес свой крест.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4356
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #13 : 26 Октябрь, 2022, 12:52:29 »
Переселение на Амур было делом почти добровольным. Хочешь, едешь. Не хочешь, тоже едешь. Ну или не едешь, а на плоту добираешься.

Такое веселье, переселение, ля-ля-ля. Диву даюсь...

"О переселении на Амур казаков поступило уже много распоряжений
. Известно было, что назначение последует по жребию
женатых и что приедет за  этим полковник Кукель...
 ...Боже мой, какие раздирающие
душу сцены во всех сторонах
! Нужно иметь адское терпение и
каменное сердце, чтобы не содрогнуться и не прослезиться, смотря на это трогательное зрелище. Там благословляет мать сына,
сама упала ему на грудь от изнеможения; рыдая, не может сказать
слова. Там мать с дочерью, сестра с сестрою обнялись и не хотят
разлучиться. Тут, а толпою идут за возами по улицею
 и оглашают  страшным замогильным плачем. Все прощаются, рыдают, как
будто настал конец века сегож. Терпение мое лопнуло
: слезы заглушают"  Стр25,30
Из, а истории колонизации Приамурья
Дневник П. В. Белокопытова     http://history.nsc.ru/website/history-institute/var/publication/8233d2ek0i.pdf

О затоплении сел , доступно поведал Роман Богданов
"Богданов, Роман Кирикович - Воспоминания амурского казака о прошлом, с 1849 по 1880"
https://search.rsl.ru/ru/record/01003691314
 
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 253
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Творчество участников сайта.
« Ответ #14 : 26 Октябрь, 2022, 13:45:27 »
Такое веселье, переселение, ля-ля-ля. Диву даюсь...

Вера Николаевна, отнюдь. Не было весельем. И это явно из общего смысла текста. Рукописи казака Белокопытова прочитаны, как и воспоминания Богданова. Проигнорировать их труды было неправильно, тем более, что Богданов жил в Албазинской (моя малая родина), и там же жили носители фамилии "Белокопытов". Например, бывший фельдшер Евграф Белокопытов, тесть золотопромышленника Михаила Титова (из верхнеудинских казаков, стал мещанином, а затем купцом). Вот пытаюсь уже три года разобраться почему могильный памятник Евграфу Белокопытову оказался в Газимурском Заводе: "Памятник фельдшеру состоит из нескольких фрагментов. На одном из них есть эпитафии. Прочтём их в порядке размещения. «...Здесь покоится ветеринарный фельдшер Албазинской станицы Евграф Николаевич Белокопытов. Родился 1843 года декабря 10 дня. Скончался 1 марта 1902 года проживши 58 лет... ».  «Потраченный тобою труд в тайге на доброе дело не останется бесплодным. Он принесёт много добра свету и молодому поколению.… Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ». «И друзья твои былые вспоминают про Анксин, и грустят твои родные, что оставил ты Уркан». « Земляк, в стране чужой, суровой сошлись мы вновь, и сей листок ждёт от меня заветных строк на память../А.Полоротов, сотрудник музея/»". Созванивалась с тамошними краеведами и руководителем музея, но пока никакой информации, и неизвестно, какая судьба постигнет памятник Белокопытову Евграфу. Может Вы имеете какую-нибудь теорию относительно появления могилы этого Белокопытова на территории Газимур-Заводского поселения? Поможете разобраться?
« Последнее редактирование: 26 Октябрь, 2022, 13:49:27 от Елена »