Автор Тема: Ононский край- неизвестные страницы.  (Прочитано 233728 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #15 : 02 Февраль, 2011, 13:00:43 »
Адмирал Федор Головин. Автор: А. Шаханов.
По настоянию китайской стороны местом для переговоров был избран Нерчинск. 20 июля 1689 г. цинские послы прибыли к городу на 76 больших, вооруженных пушками, судах. Одновременно с флотом подошла и сухопутная армия. Общая численность китайских войск достигала 15 тыс. человек, в то время как в подчинении Ф.А. Головина в Даурии было всего 2,5 - 3 тыс. Цинская династия была заинтересована в мирном договоре для обеспечения своего тыла в ожидавшейся войне с Монголией. Неудачи в действиях против мелких русских гарнизонов грозили придать конфликту затяжной характер, что ухудшило бы и без того незавидное финансовое положение правительства. Важность предстоящих переговоров обусловила как согласие Кан-си на проведение их вне территории империи, так и высокий состав делегации. Первым послом был назначен начальник гвардии князь Сонготу, вторым - дядя императора князь Тун-гуе-ган (Киу-Кису), третьим - вельможа Лантань (Ламт), руководивший боевыми действиями против Албазина в 1685 - 1687 гг. При посольстве состояло два иезуита-переводчика: испанец Томас Перейра и француз Жан Франсуа Жербильон.

 По записям иезуита Жербийона послы прибыли сухопутным путем в Нерчинск. Войско китайское с присоединившимися к ним кочевыми племенами составляло не 15000 человек, а меньше.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #16 : 02 Февраль, 2011, 13:09:22 »
Общий состав китайского посольства:
100 солдат охраны мандаринов
1500 солдат
3000 примкнувших к посольству местных племен, (если получиться пограбить...)
до 4000 верблюдов (издалека можно принять за войско)
15000 лошадей
Итого: солдат, представителей местных племен составляет 4600 человек без учета членов флотилии.
По материалам книги:Землевладение Азии. СПб.1859 г. П. Семенов.
Автор:
Смирнов, Николай Николаевич
Тема диссертации:Забайкальские казаки в системе взаимоотношений России с Китаем и Монголией.Приводят соотношение сил между отрядом Ф.Головина и маньчжурского посла Сонготу, которое составляло примерно 1:8,5 (506 стрельцов и свыше тысячи казаков у Головина, приблизит. 2 тыс.человек и 17-ти тысячное войско у Сонготу)
« Последнее редактирование: 02 Февраль, 2011, 13:21:46 от peshkov62 »

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #17 : 02 Февраль, 2011, 14:04:29 »
1. Жербийон и Перейра в составе посольства выезжают из Пекина.

13 июня (3 июня. Здесь и далее даты григорианского календаря переведены на юлианский.) 1689 г. мы вместе с послами вышли из Пекина.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #18 : 02 Февраль, 2011, 14:33:58 »
Численность посольства. (по Жербийону).
Мне сказали (Жербийон), что на этих судах прибыло полторы тысячи солдат и что если к этому прибавить прислугу, то получится 3 тысячи. Кроме того, сухопутным путем прибыли 1400 солдат, офицеры и чиновники, личная охрана обоих послов, их довольно многочисленная свита, рабочие и большое число прислуги. Таким образом, общая численность достигала 9 или 10 тыс. человек. С нами было 3—4 тысячи верблюдов и по меньшей мере 15 тысяч лошадей; у одного Сосань лао-е было более 300 верблюдов, 500 лошадей и 100 человек личной прислуги; у цзю-цзю никак не менее 300 лошадей, приблизительно 130 верблюдов и 80 слуг; у остальных сановников пропорционально их рангу.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #19 : 02 Февраль, 2011, 15:12:11 »
 Это так-же относиться к вопросу определения границы по Онону... До 1726 года и русские и китайцы не могли четко определить границу сопредельных государств.
Сахалян-ула, как ее называют татары, то есть Черная река или по-русски Онон-Амур, это река, берущая свое начало в горах между Селенгой и Нерчинском. Она течет с запада на восток, и по ней могут ходить крупные суда на протяжении более чем 500 лье до Восточного моря, куда, обогатившись водой многих притоков, она впадает на широте примерно 53 или 54 градусов; меня заверили, что в устье ширина ее равна 4 или 5 лье.
Московский посол предложил эту реку считать границей между обоими государствами таким образом, чтобы все, что находится к северу от этой реки, должно принадлежать Московской короне, а к югу — Китайской империи.
Определение названия Онона - Амура как река Черная или Сахалян-ула дает совершенно другое понимание проблем освоения Онона во времени... Значит посол видит свой успех в том, что часть водной системы ОНОН - АМУР достается без территориальных споров России. Такого я раньше в документах и не у кого в исследовательских работах не встречал.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #20 : 03 Февраль, 2011, 08:03:30 »
В Нерчинском договоре 1689 г. между Россией и Китаем «О границе, мире и торговле» пятая статья гласила: «Каким-либо ни есть людям с проезжими грамотами из обеих сторон, для нынешние начатие дружбы,для своих дел в обоих сторонах приезжати и отъезжати до обоих государств добровольно и покупать и продавать им что надобно да повелено будет!» С этого момента из сферы торговли с Китаем вытесняются посредники – среднеазиатские купцы. Дело в свои руки берут иркутские воеводы. Собственно говоря, они и раньше не упускали такой возможности. В. Александров в книге «Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.), Хабаровск, 1984, С. 219) пишет:«Восточно-Сибирские воеводы использовали благоприятно сложившуюся обстановку и, несмотря на строжайшие запрещения, принимали также активное участи в китайской торговле, сплошь и рядом принуждая торговых людей провозить из товары в Китай. Конечно, эти партии нерчинской таможней не регистрировались. Без особого преувеличения можно сказать, что почти все воеводы Иркутска, Якутска, Илимска, Нерчинска в 90-х годах XVII в. принимали участие в китайских торгах в
Китай (Антон и Афанасий Савеловы, Г. Грибоедов, Иван Михайлович, Иван Петрович и Матвей Петрович Гагарины). Львиная доля конфискованного имущества у Н. П. и М. П. Гагариных состояла из различных китайских тканей и зерен жемчуга, причем во время сыска они «наивно» ссылались на своих предшественников, также торговавших с Китаем». По материалам книги В.Зоркина.Иркутские градоначальники: воеводы и вице-губернаторы (1652-1764).

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #21 : 03 Февраль, 2011, 08:09:20 »
Казенные караваны въ началъ XVIII стол*тия были водимы въ Китай сл*дующими лицами:
Въ 1698 году – Спиридонъ Лянгусовъ, при которомъ было два
ц*ловальника: Иванъ Глухихъ и Кузьма Нечаевскiй.
Въ 1699 году – Григорiй Боковъ, а съ нимъ въ товарищахъ: Григорiй
Осколковъ и два ц*ловальника Михаилъ Гусятниковъ и Григорiй
Пивоваровъ.
Въ 1702 году – Иванъ Саватеевъ. Въ этомъ же году повел*но купить
для придворной аптеки лекарственныхъ растенiй, мускуса, каменнаго
масла и прочихъ аптекарскихъ припасовъ.
В 1704 году – Григорiй Осколковъ, а съ нимъ въ товарищахъ
Михаилъ Гусятниковъ и два ц*ловальника: Илья Жилинъ и Епифанъ
Чукичевъ.
Указомъ отъ 4 февраля этого года повел*но иркутскому воевод*
стольнику Ларiону Синявину купить 300 пудовъ ревеню для отсылки въ
Москву.
Въ 1706 году – Петръ Худяковъ, а съ нимъ въ товарищахъ д*ти
боярскiе: нерчинскiй – Лука Кочмаревьъ и иркутскiй – Григорiй
Таракановскiй и купецъ Гаврило Куржомовъ.
Въ 1708 году – Иванъ Саватеевъ съ товарищами.
Въ 1710 году – Въ званiи коммисара надъ купечествомъ, - Петръ
Худяковъ.
Въ 1711 году – купецъ Григорiй Осколковъ.
Все караваны ходили въ Китай через Нерчинскъ и Аргунскiй острогъ, въ Наунскiй городъ (Цицикаръ), деревянный, который въ бытность Избранда, въ 1694 году, китайцы обсыпали землей, «укр*пили пушками, ружьями и стр*лами и под*лали лавки для торговаго съ россiянами промысла, съ запрещенiемъ однако, выпускать оттуда въ Россiю купцовъ катайскихъ». Там - же.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #22 : 03 Февраль, 2011, 08:13:49 »
С этого времени, т.е. за первое десятилетие, дипломатические и торговые сношения России с Китаем стали значительно оживленнее. Как утверждал историк Сибири В. Андриевич, «открылись новые предметы обмена и выяснились новые пути. там -же...

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #23 : 03 Февраль, 2011, 08:21:31 »
Указ от2 марта 1711 года, доклад на имя Сената.
 8-мъ пункт этого указа выражено: «Торгъ китайскiй, сделавъ компанiю добрую, отдать». Исполняя это Высочайшее повеленiе, сенатъ въ томъ же году затребовал отъ нерчинскаго воеводы сведенiя по следующимъ пунктамъ:
а) когда торгъ начался;
б) кто изъ купцовъ, въ которомъ году, съ какими товарами и на какую сумму ходилъ въ Китай с 1706 года;
в) кто изъ купцовъ посылался въ Китай после 1705 года, съ какими товарами, на сколькихъ подводахъ въ оба пути, сколько у этихъ купцовъ, за всеми расходами, сталось барыша порознь за каждый годъ;
г) взять въ ратуше выписку изъ сведенiй за прошлые годы, сколько именно пошлинъ поступало съ торговых людей отъ китайского торга.»
Подобные сведения должны были представить и Тобольск, и Тара, и Иркутск, т.е. те пункты, через которые шли караванная торговля с
восточным соседом.
 Интересно  как казаки строили монастырь в то время. На это строительство денег надо было - великие тысячи...

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #24 : 03 Февраль, 2011, 08:56:18 »
В указе Петра I от 24 октября 1722 года (П. С. З., № 4116), при котором объявлена инструкция инспектору таможен сибирской губернии. Несколько пунктов из этого документа, которые приводят сибирские историки прошлого века П. Словцов и В. Андриевич.
Ст. 1. «Надлежитъ ему, инспектору, управленiе и надзиранiе иметь надо всеми пограничными таможнями, которыя въ Сибири обретаются, а именно, которые въ Китай, Мунгалы и иныя иностранныя въ Сибири прилежащiя, или пограничныя земли».
Далее рекомендуется ознакомиться съ летними и зимними путями къ таможнямъ; определить, нет-ли надобности въ открытiи новыхъ таможенъ, и въ такомъ случае почему именно; убедиться въ д8йствительномъ числе досмотрщиковъ въ каждой таможне.
Въ ст. 6. «Особливо ему надлежить ясно описать зимнюю и «летнюю дорогу, которою обыкновенно еяздятъ въ Китай и Мунгалы».
Затем предлагается ознакомиться съ родомъ товаровъ, проходящихъ черезъ разныя таможни; выяснить, какой родъ пошлины практикуется на разныхъ таможняхъ, - то есть где товаров и где деньгами? – Выяснить какой торгЪ ведется съ иностранными землями частными лицами и царскими караванами и нельзя-ли исправить условiя этого торга?
Въ ст. 12 говорится: «Может ли купечеству полезно быть, чтобы Его Императорское Величество изволилъ позволить всякими товарами россiйскими и сибирскими и иными иностранными въ Мунгалы торговать, или не лучше-ли бы было, чтобы некоторые товары, которые прямо въ Мунгалахъ не расходятся, запредить туда ввозить, чтобы россiйскiй торгъ въ Пекине не испортить. Сiи товары написать и свое мненiе о томъ прислать. Будетъ-ли убыточно прекратить царский торгъ и если убыточно, то какимъ способомъ пополнить убытокъ? – Разузнать – достаточно-ли въ крае: телегъ, саней, лошадей; какъ велика плата за провозъ? Собрать сведенiя, нельзя-ли устроить сообщенiе по Сибири?... Осведомиться, можно-ли расчистить Ангарскiе пороги и разделать дорогу по берегу р. Ангары, у Симанского (вероятно шаманского) порога и нельзя-ли завести – «два буера на байкале для перевоза людей, писемъ и товаровъ въ одной стороны моря на другую, изъ которыхъ одинъ буеръ может быть въ Иркутске, а другой въ Селенгинске». там -же

Оффлайн лузгина

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1326
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #25 : 03 Февраль, 2011, 15:49:51 »
peshkov62,  хорошо, что Вы "тянете" эту довольно важную тему.
 Меня последнее время занимали дороги после Байкала. Попалась мне на глаза биографическая книга - Раскин и Шафрановский "Э.Г.Лаксман" (Л. "Наука", 1971г.). Имя этого ученого больше на слуху в Иркутской области, но и для Забайкалья им сделано немало.( Книга основана на документах, хранящихся в архиве РАН). Он занимался описанием рудных месторождений Нерчинских заводов, был большим знатоком местной минералогии, принимал живейшее участие в сооружении первого в Забайкалье Шилкинского стекольного завода. Даже некоторое время был исправником в г.Нерчинске. К осени 1782 г. он поселяется "в местечко Чиндан-Турук на Ононе", исследуя многочисленные солеварни.
Есть некоторые подробности передвижения Лаксмана в первом его путешествии из Иркутска в Нерчинск. "... проехал летом 1766г. в Даурию  около Байкала, Селенги, Чикоя и Джиды...(он пишет об этом в статье"Sibirische Briefe",  опубликованной в трудах Стокгольмской Академии наук). На обратном пути его из Нерчинска в Иркутск в 1782г. он сообщает, что оставил часть своих коллекций по дороге в нескольких населенных пунктах в долине Чикоя и в Селенгинске. .Можно сделать вывод, что в его бытность главная дорога в Нерчинск проходила там.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #26 : 04 Февраль, 2011, 14:09:11 »
 Сегодня разговаривал с атаманом Кяхтинского  казачьего общества. Дорога конная тележная до сих пор существует из Кяхты к нам на Онон.
С соседями МНР скоро будет четырехполосная шоссейная дорога. Готовятся реставрировать здания исторической ценности.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #27 : 05 Февраль, 2011, 18:18:45 »
Внешняя торговля производимая из Кяхты и других пограничных пунктов. В Забайкалье они представляют поселки:
Цурухайтуевский
Абагайтуйский
станица Верхне - Ульхунская
станица Цаган - Олуевская
Предметами отпуска служат "жизненные" продукты, панты, драгоценные металлы, продукты скотоводства и живой скот.
Ярмарки Забайкалья:
Верхне - Удинская с 25 января по 10 февраля
Агинская с 1 по 6 декабря
Хоринская с 25 декабря по 7 января
В селе Чертовскинском с 1 августа по 20 сентября.
 Торговые обороты совершаются в торжках:
Улюнь
Цаганъ - Нор
Селение Верхне - Ангарское
Торги проходящие в урочищах:
Баунт
Душкачан
Бирюкань
В 1889 году выкуплено торговых документов 4099 годовых и 671 полугодовых, что вместе с дополнительными сборами на право торговли дало свыше 125 тысяч рублей.
По материалам Забайкалье. Издание Забайкальского Областного Статистического Комитета.1891 г. Иркутск.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #28 : 05 Февраль, 2011, 18:59:57 »
Извозный промысел доставляет лишь некоторый заработок по главному пути сибирскому от Амура до Байкала и по Кяхтинскому, от Кяхты до Байкала трактам. Данный промысел заметно падает.
... Но вместе с тем в последние годы значительно возрастает колличество чайных грузов направляемых по Амуру и Шилке и затем волоком до ст. Сретенской - начало пароходства по Шилке к Байкалу.
Кроме упомянутых двух путей жители занимаются перевозкой различных грузов на золотые прииски, а так - же в Амурскую область - мяса и прочего. Ежегодный заработок извоза порядка 2 млн. рублей. Плата берется - зимой дешевле, летом дороже и составляет среднюю плату за провоз одного пуда на расстоянии 100 верст от 10 до 15 копеек. По материалам Заб.обл.стат.ком.1891 г.

 R.S. Самый дешевый путь по воде, тем более вниз по Онону на Шилку, Амур и по море - окияну по всему миру развоз чая...

Пример: в Караксаре 1500 верблюдов. Один верблюд берет 25 пудов ( 400 кг ) х 10 копеек х 200 верст до границы= 5000 рублей за один караван до границы. Прекрасно, если корова в то время стоит 5 - 7 рублей.
« Последнее редактирование: 06 Февраль, 2011, 08:24:16 от peshkov62 »

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3313
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #29 : 06 Февраль, 2011, 04:07:51 »
 В 1666 году пришли в Нерчинск китайские торговцы. Первые караваны для торговли в 1670 году привели 4 китайских купца так - же в Нерчинск. Последующие караваны составляли уже 13 купцов и 35 купцов соответственно.
По материалам Е.Петряева. Нерчинск. 1959 г.
Интересный материал про успешное плавание казака Кузьмы Соколова в 1716 году на Камчатке позволяет понять географию сбора ясака и сбора товара для продажи китайцам.