Предыстория
Навигация
Главная
Основной Форум
Архив старого Форума
Галерея
Новости сайта
Объявления
Все статьи
Библиотека
Книги
Карты: топографические, географические, исторические

Генетическая генеалогия Сибири и Забайкалья

Опросы
Вопросы и ответы
Поиск
Файлы

Правила
Рекомендовать
Обратная связь

Личный кабинет

Каталог сайтов
Статистика сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Search Engine Optimization
Статистика форумов
Оставлено сообщений
за сутки:0
за неделю:0
за месяц:0
за год:0
всего:40615
Наша кнопка


код кнопки:


Поисковая система сайта Предыстория
Улятуйская церковь
Даурия. Сибирь-Забайкалье-Дальний ВостокУлятуйская церковь. Очерк оловяннинского краеведа Я. К. Золотухина об истории края. Прислал UdarNik

УЛЯТУЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ Более ста лет поселение Улятуй не имело церкви. Поселение состояло из 16 семей. И ближайшая церковь от него была за сто с лишним верст, - это церковь Николая Чудотворца в Урульгинской слободе, в книгах которой есть запись крещения сына Ивана Шустова, где ему в 1785 году дали имя Алимпий. В 1817 году было завершено строительство церкви в селе Шивия. И крестьяне села Улятуй с этого времени были приписаны к Шивиинской Знаменской иконы Пресвятой Богородицы церкви. где в метрической книге есть запись: «1818 года 19 мая родился сын Михаил у заводского крестьянина Алимпия Шустова». Шло время. Село Улятуй крепло и расширялось. Оно было внесено в список поселения Нерчинского округа за 1831 год, где против него была сделана пометка: «Вновь возрожденное поселение». К 1838 году в селе Улятуй насчитывалось 38 дворов. Ближайшие села были значительно меньше: Камкай состоял из 8 дворов, Бурулятуй - из 16, Долгокыча - из 26 дворов. Все вместе взятые села Шаранаи имели меньше дворов, чем в селе Улятуй. Отдаленность церкви от этих сел создавала неудобства в тех случаях, когда требовалось участие церкви, дальние переезды отнимали массу времени у крестьян. Было решено строить церковь в селе Улятуй, так как оно находилось в центре вышеуказанных сел и было самое большое. И в 1847 году в селе был построен на собранные средства крестьян молельный дом, где стали проводить молебны по праздничным дням, крестить детей, венчать молодых, отпевать усопших. Начался сбор средств на постройку церкви. Как явствует из архивных документов, в Улятуйском молельном доме очень хорошо велись все ведомости и метрические книги. На средства прихожан в селе Улятуй была построена Казанской иконы Пресвятой Богородицы церковь: «Здание деревянное, обшитое тёсом на каменном фундаменте, покрыта листовым железом с колокольней». Первым священником был назначен Тимофей Подгорбунский, окончивший Иркутскую семинарию. В 1866 году церковь была открыта. К ней были приписаны села Шаранай, Камкай, Бурулятуй, Долгокыча, Турга, Хара-Бырка. Священнику было положено жалованье 140 рублей в год, из магазина выдавали 21 пуд зерна на год. В дальнейшем в некоторых селах были построены часовни, на обслуживание крестьян и проведение некоторых праздников выезжал священник из Улятуйской церкви. До 1804 года Улятуйская церковь находилась в подчинении Иркутской духовной консистории, которая была учреждена по указу Синода в 1725 году для управления церквями Восточной Сибири. Указом Синода от 19 октября 1894 года была открыта Забайкальская духовная консистория, в чьё подчинение перешла Улятуйская церковь. Забайкальская духовная консистория прекратила свое существование после выхода Декрета Совета Народных Комиссаров от января 1918 года «Об отделении церкви от государства». Но Улятуйская церковь с перерывами работала до 1930 года, когда была окончательно закрыта. В тяжелое военное время Великой Отечественной войны здание церкви использовалось как склад для хранения зерна, а в 1961 году здание разобрали на строительные нужды села, но из этого материала ничего не было построено, просто все бревна ушли на дрова. Внутреннее оборудование и все ценности, купленные на деньги наших предков, разграблены и сейчас никто не знает, где находятся они. Здание Улятуйской Казанской иконы Пресвятой Богородицы церкви, обнесенное красивой оградой, было произведением искусства. В строительство церкви было вложено все, на что были способны наши предки: любовь, великое мастерство плотников, столяров, кузнецов, каменщиков. Простояв почти сто лет, она радовала глаза и сердца земляков своей архитектурой, своей красотой. Она была для жителей Улятуя той же реликвией, что для москвичей Собор Василия Блаженного. За годы работы церковь несла народу духовность, прививала мораль, любовь к родному краю, воспитывала патриотизм у казаков, люди видели в церкви шедевры изобразительного искусства, прекрасную архитектуру - все это впитывали и в своих работах повторяли увиденное. Поэтому в старинных постройках, дошедших до нас, мы видим плоды того воспитания. А на престольный праздник Казанскую, завершив все работы в поле, съезжались в Улятуй все - от Верхнего Шараная до Турги - праздновать. Церковь объединяла весь народ этих сел, роднила всех по духу. Многие пожилые земляки из села Улятуй обращались ко мне с просьбой, подумать над тем, как бы восстановить Улятуйскую церковь или хотя бы как-то отметить ее в памяти народа. Изложив свое виденье в чертежах на ватмане, я предложил администрации села строить на месте бывшей Улятуйской церкви звонницу, отдав тем дань памяти Улятуйской Казанской иконы Пресвятой Богородицы церкви. И, получив согласие, занялся её изготовлением. И вот звонница взметнулась ввысь над пустырем бывшей церкви. В её строительстве принимали участие работники Забайкальского завода НТО А. А. Петров, А.П. Шкурко, В.В. Тихонов, Г.Л. Фалилеев, Е.И. Глонин, которые из отходов заводского производства изготовили основание звонницы. Столяры совхоза «Улятуйский» А.В. Ваулии, М.И. Баранов изготовили крышу звонницы. Ученики Улятуйской средней школы очистили всю территорию бывшей церкви, поставили памятники, которые сохранились, на свои места, вырыли ямы под стойку звонницы. В установке звонницы приняли участие работники Улятуйских электросетей Н.Л. Золотухин, А.Р. Сенотрусов, Г.В. Кучин, С.В. Нестеров. Неоценимую помощь в подготовительных работах по строительству и установлению звонницы оказал Григорий Алексеевич Шустов, пенсионер, патриот своего села. Всем этим товарищам, кто не пожалел своего свободного времени и сил, приношу искреннюю благодарность и признание. 26 июня 1994 года при участии священника Читинской православной церкви звонница была освящена и открыта. 1994г.
Разместил: UdarNik | Дата: 10.12.2007
[ Напечатать статью | Отправить другу ]
Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 4.5Всего голосов:4

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо
Смотрите также связанные темы

2008-07-25 21:51:52 - Река Лена оказалась длиннее, чем думали
2008-04-01 15:09:42 - Забайкальский говор (дополнение)
2007-06-20 17:38:45 - Виктор Семин, "Наша Сергеевка была маньчжурской Эсули?"
2007-05-27 16:30:23 - Сибирские города. Нерчинск. Книга 1699г.
2007-04-07 23:54:52 - Мои путешествия по Сибири
2007-03-23 18:29:13 - Не все коренные сибирские народы имеют китайские корни
2007-02-01 00:51:24 - Селенгинская «украйна» гетмана Многогрешного
2007-01-31 01:26:04 - Благотворительный марафон по сбору средств на восстановление Атаганского дацана
2007-01-27 12:22:16 - Забайкальский говор
2007-01-07 17:05:49 - Русские в Сибири и на Дальнем Востоке
Комментарии
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.


1
peshkov622011-03-09 09:11:02
peshkov62 За 1859 -1861 года по Улятуевской церкви Михайло- Архангельской только одни крестьяне, казаков нет, нет ясашных. (Улетовский район).
Казаки, ясашные идут по записям Шивиинской церкви Знаменской иконы Пресвятой Богородицы.(Оловяннинский район).
В статье Я. К. Золотухина про Улятуевскую церковь в селении Улятуй (Оловяннинский район) упоминается 1804 год. Поэтому смотрел документы в подтверждение, не нашел.

Улятуевская Михайло-Архангельская церковь- ныне Улетовский район.
В Улятуе Казанской иконы пресвятой Богородицы, построенной в 1866 году, ныне Оловяннинский район.
Улеты до 20-х годов XX века назывались селение Улятуевское, а немного позже Улетуевское.

В 1872 году село Улятуй было преобразовано в станицу Улятуй и образовано станичное правление.



2
peshkov622011-03-04 16:09:02
peshkov62 До 1804 года Улятуйская церковь находилась в подчинении Иркутской духовной консистории, ... здесь произошла ошибка автор пишет о другой церкви в Забайкалье.

Фотогалерея
ЭТО УНДАН .ДЕНИС НАРИСУЙ МЕНЯ БУДЕТ ВРЕМЯ.
СПАСИБО.
Местонахождение наших посетителей
Местонахождение наших посетителей
Генеалогия
МолГен
ЗабГен - Забайкальская генеалогия Светланы Ковалевой
СВРТ
Кольцо генеалогических сайтов
Знаменательные даты
29.03 - Сегодня праздников и памятных дат нет. Пора работать!
Список статей
26.11.2011
Учёные собрали беспрецедентное количество проб ДНК коренных забайкальцев
05.04.2010
Теплый город под высоким небом.
09.01.2010
Рождественский подарок от компании "Гентис" - программа "Древо Жизни" бесплатно!
26.10.2009
Компания Гентис объявила о запуске интернет-сервиса ДНК-генеалогических услуг
07.10.2009
Школа фотографии "Альтаир" путешествие Иркутск - Москва - Санкт-Петербург
12.09.2009
''Белый генерал'' Скобелев и его среднеазиатский след.
04.09.2009
Взятие Ташкента
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (окончание)
15.08.2009
О профессиональной и любительской лингвистике (начало)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (окончание)
15.08.2009
Об исторической лингвистике (начало)
30.07.2009
Список самарских отставных дворян и казаков
27.06.2009
Изучение генофонда коренных народов Прибайкалья и Забайкалья
Все статьи >>>
Возраст сайта
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.057 сек. и 19 запросов к базе данных за 0.028 сек.