Приоткрой свою тайну, Улятуй |
---|
Очерк оловяннинского краеведа Я. К. Золотухина об истории края. Посвящается топонимике окрестностей Улятуя. Прислал UdarNik
Одно из самых старейших поселений Оловяннинского района это село Улятуй. Этим же именем названы долина и река. Откуда к нам пришло это и другие названия? Посмотрим вокруг села, как называются горы, долины, пади, леса: Кадаван, Нарин, Сонгич, Кокур, Каменка, Шустиха, Гурулиха и т.д. Эти географические названия возникли исторически. На территории Забайкалья, в том числе и в этом районе, на протяжении многих веков менялись условия, происходили передвижения различных народов и племен. И каждая народность сохраняла не только прежние названия на языке предшественников, но и вносила новые, на своем языке. Так и образовались, возможно, названия различного языкового происхождения: тюркского, эвенкийского, бурятского, русского и других пародов. Пытаясь расшифровать эти названия, сошлемся на высказывания русского ученого И. И. Надеждина, который сказал: "Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре". А "географическая номенклатура" - это в большинстве случаев загадки, разгадать которые пытаются многие. Поэтому и существует много предположений. Опираясь па книги М. Н. Мельхеева "Экономика Бурятии", "Географические названия Восточной Сибири" и другую литературу, попытаемся объяснить происхождение некоторых названий, окружающих Улятуй. "Кадаван", "када" - по-тюркски означает крутой, обрывистый, (ван - это суффикс). Но есть и другое суждение. Кадаван - это трансформированное слово, кадаву - обозначает "скала над водой" и этому хочется верить. Такие названия встречаются и в других местах Забайкалья. "Нарин" - слово бурятское, означающее узкий. "Кокур" - как указывает В. А. Серошевский, это родовое якутское имя, то есть, когда-то долина принадлежала якутскому племени "кокур". "Сонгич" - эвенкийское слово, обозначающее "дикий олененок", но есть и другое - "дикий олененок, отбившийся от стада". И действительно, когда смотришь в падь Сонгич, издалека кажется, что гора Россыпь отделилась от "стада" гор и вышла на середину пади, перегородив ее. Каменка, Широкая, Гурулиха, Шустиха - эти названия дали уже русские, часть из них объясняет природные условия этой пади, другие говорят, что когда-то в этих местах пахали или косили сено, заготавливали дрова или лес для построек люди под такими фамилиями. А откуда пришло название Улятуй? Об этом существует несколько предположений. Жители села об этом рассказывают так: "Когда-то в давние времена здесь водились орлы, жили они в верховьях долины и эвенки их называли "уля ". Этим именем названа долина, река, село". Другие предполагают, что слово "улятуй" произошло от бурятского слова "уляагата", что означает в переводе "осинник", М. Н. Мельхеев объясняет слово "уляагата" так: "осинник, где в прошлом вывешивались старые онгоны (идолы)". А читинский краевед Н. С. Тяжелов в своих работах название села Улятуй объясняет так: "Название села происходит от бурятского слова "уула" что означает в переводе "гора, скала". Он, видимо, подразумевает, что это слово относится к горе Россыпь, что представляет собой нагромождение камней в виде национального головного убора бурят и особенно выделяется своей красотой среди всей долины. Но есть более веские доказательства, что долина и река получили свое название от имени монгольского племени "уляты", проживавшего здесь вплоть до XVIII века. О том, что прожмвало это племя в этих местах, мы узнаем из книги "История Сибири", в ней есть "Карта распространения этнических групп, расселения племен и родов, народов Сибири в XVII веке", где показано, что племя "уляты" живет у нас в Забайкалье в низовьях реки Онон. Об этом свидетельствует енисейский казачий десятник Москвитин К. И. Приводимая ниже выдержка взята из его донесения енисейскому воеводе от 6 октября 1647 года: "А на усть Оны кочуют лелюи" (монгольское племя уляты). Оны это река Онон. В своих книгах по топонимике М. Н. Мельхеев пишет: "В бурятской топонимике, особенно в названиях рек, речных долин, населенных пунктов имело большое место по родовым отношениям кочевников-скотоводов, у которых территория пастбищ, охотничьих угодий находилась во власти рода, поэтому родоплеменные наименования перешли и закрепились за географическим районом". Па карте, о которой я говорил выше, речка и долина простираются как раз но центру территории, которую занимает племя "уляты", и по-видимому, эта долина и была закреплена за этим племенем. И родовое имя перешло и закрепилось за долиной и рекой. При освоении русскими ссыльными, поселенцами долины, название реки и долины было перенесено на поселение. С тех давних пор село и называется Улятуй. При заселении русскими устья долины первые жители свое поселение назвали Усть-Улятуй. Этот топоним всем ясен. Приведенные здесь предположения не являются окончательными и неоспоримыми, ведь "земля есть книга", написанная столетия, тысячелетия назад, и прочитать ее сейчас очень трудно. Но поднять хотя бы уголок листка этой книги, посмотреть в прошлое, в историю нашего края и рассказать - это наш долг. 1988 г.
| Разместил: Седой | Дата: 25.08.2007 |
|