Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Белокурая раса в Средней Азии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Историко-культурологический форум
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Ср Янв 16, 2008 11:13 pm    Заголовок сообщения: Белокурая раса в Средней Азии Ответить с цитатой

В основу данной темы положена статья Г. Е. Грум-Гржимайло "Белокурая раса в Средней Азии". Но, если будет проявлен интерес к затронотуму вопросу, можно dqnb за пределы одной статьи и постараться самим рассмотреть вопрос.

Приведу небольшую цитату из статьи, чтобы было понятно в каком направлении будет вестись дискусия (прошу прозения за длинную цитату).

Цитата:
Г. Е. Грум-Гржимайло.
Белокурая раса в Средней Азии.

Поводом к составлению этой статьи послужили читанные В.И. Анучиным в Географическом обществе доклады об енисейских остяках, материалом же — по преимуществу данныя, которыми я уже пользовался при составлении главы VIII т. II и глав II и III т. III «Описания путешествия в Западный Китай». В этих главах литература вопроса о белокурой расе Внутренней Азии оказалась почти исчерпанной, так что новым в настоящей статье является лишь несколько иная распланировка материала, дающая более полное освещение затрагиваемому в ней предмету и рельефнее выделяющая значение излагаемых в ней фактов. Подбирая эти последние, я однако не забывал, что история должна писаться ad narrandum поп ad probandum.

«Можно считать доказанным существование в былыя времена в Центральной и Северной Азии расы с зелеными глазами и рыжими волосами. Но что же сталось с ней?»
Топинар.

Поставленный Топинаром вопрос еще очень мало разработан, и даже тому, что нам в этом отношении известно, я могу дать, в тесных пределах настоящей статьи, лишь самый поверхностный очерк. Тем не менее я все же попытаюсь, хотя бы в общих чертах, нарисовать картину постепеннаго поглощения монгольским морем территории, первоначально занятой этой расой.

Раскопки курганов и могил показывают, что уже в эпоху доисторическую в долине р. Селенги столкнулись два этнических антипода — крайняя короткоголовая (головной указатель — 93,6) и крайняя длинноголовая (тот же указатель — 68,4) расы . Первая отличалась большой высотой черепного свода, необыкновенной шириной затылка и грубостью форм как нижней челюсти, так и всех частей черепа, вторая — значительной вертикальной сплющенностью черепа, сильным развитием надбровных дуг и длинным и плоским теменем.

Но эти первобытныя расы, из коих вторая, может быть, ближе всего подходила к австралийской, с течением времени исчезли, и им на смену в той же области явилась новая народность поддлинноголоваго типа с умеренно-высоким черепным сводом, умеренным лбом и небольшим затылком. Но и эта народность не удержалась на Селенге и, вероятно, в начале нашей эры уступила свое место среднеголовому племени, отличавшемуся, при среднем росте, крепким телосложением, очень развитою мышечною системою и непропорционально большой головой с высоким черепным сводом. Еще позднее здесь появился новый народ подкороткоголоваго, судя по женским черепам, даже короткоголоваго типа, с узким лбом и ясно выраженной у большинства платицефалией. Наконец, в VI веке, а может быть и раньше, в той же области произошло новое перемещение этнических масс, причем очевидное преобладание получили крайне короткоголовые, отличавшиеся НИЗКИМ ростом, малыми размерами черепа, узким лбом и большинство — платицефалией.

Таким образом в западном Забайкалье и в порубежной Монголии обнаружился процесс весьма последовательнаго вытеснения менее короткоголоваго элемента более короткоголовым, что должно было происходить частью насильственным, частью естественным путем, при скрещивании.

Но куда же под напором короткоголовых отступили из долины р. Селенги племена длинноголоваго типа?

Раскопки могил в пределах Алтайско-Саянскаго нагорья указывают нам на эту горную область, как на продолжительную стоянку длинноголовых. Сюда, надо думать, и должны были, главным образом, передвинуться если не автохтоны Забайкалья, то последующие длинноголовые насельники этой области, принадлежавшее, подобно длинноголовым алтайцам, к высшей расе, может быть, даже европейской, что доказывается как конформацией их черепов, так и гипсовыми масками, из коих некоторыя отличаются замечательной красотой и чертами лица вполне европейскими .

Но что же это была за раса, и как велики были пределы ея распространения?
Для разрешения этого вопроса мы должны оставить область палеоэтнологии и обратиться к истории.

Она знакомит, нас с четырьмя племенами, населявшими Среднюю Азию вне китайской стены И имевшими голубые (зеленые) глаза и белокурые (рыжие) волосы, а именно: усунями , хагясами, динлинами и бома. Всего вероятнее, что усуни были народом смешаннаго происхождения , о хагясах китайцы также передают, что они «перемешались с динлинами» , что же касается бома, то их родство с динлинами будет доказано ниже. Таким образом только этот последний народ и должен считаться носителем тех физических признаков, которые сближают рыжеволосую и длинноголовую расу Средней Азии с европейской.

О динлинах, как таковых, китайцы дают нам самыя скудныя сведения, но в «Бэй-шы» мы находим указание, что народное название красных ди (чи-ди) было ди-ли , изменившееся в дилин по переходе их в конце IV века по Р. Хр. на северную сторону Гобиской пустыни , а это дает нам возможность возстановить всю многовековую историю этого народа и указать на те остатки его, которые и поднесь сохранились еще во многих глухих уголках Внутренней Азии

Указание «Бэй-шы» подтверждается и китайской надписью на орхонском памятнике, воздвигнутом в честь Кюль-тегина в 732 году. Эта надпись гласить, что песчаная страна, граничащая с Китаем, т. е. южная окраина Гоби, была родиной динлинов . Но она же, согласно китайским данным, была родиной и дили, иначе чи-ди...



P.S. За статью отдельное спасибо Ниненко Сергею (администратору Предыстории). Должен заметить, что файл (статья) доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям Предыстории!

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Янв 17, 2008 8:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кой-какой разбор этой темы есть у Гумилёва в "Хунну"
_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Янв 17, 2008 4:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хунну
Цитата:

...Переходим к последнему и наиболее загадочному белокурому народу - северным бома. Бома населяли северные склоны Саяно-Алтая [55]. Известно о них следующее: "Они ведут кочевой образ жизни; предпочитают селиться среди гор, поросших хвойным лесом, пашут лошадьми; все их лошади пегие, откуда и название страны - Бома (пегая лошадь).

К северу их земли простираются до моря. Они ведут частые войны с хагасами, которых очень напоминают лицом; но языки у них разные, и они не понимают друг друга. Дома строят из дерева. Покровом деревянного сруба служит древесная кора. Они делятся на мелкие кланы и не имеют общего начальника" [56]. В переводе Н.Я. Бичурина находим некоторые отличия: так, например, масть лошадей - саврасая, верхом бома не ездили, а держали лошадей только из-за молока, войско бома исчислено в 30 000 человек [57].

Итак, это был народ по сибирским масштабам крупный. К счастью, мы имеем подлинные названия его в китайской передаче: бице-бике и олочже [58]. Отсюда становится понятно, что бома - просто кличка, и сопоставление сибирских бома с ганасуйскими необосновано, тем более что они пишутся разными иероглифами [59]. Этнонимы их совпадают с бикинами, древним племенем, упомянутым Рашид ад-Дином, и алакчинами, о которых Абулгази пишет, что "у них все лошади пеги, а очаги золотые". Страну Алакчин он помещает на Ангаре [60]. Таким образом, мы не можем причислять бома ни к дили, ни к динлинам.

Локализовав алакчинов, обратимся к антропологии Прибайкалья. Там в неолитическую эпоху, вероятно, очень затянувшуюся, намечаются три типа: 1) эскимоидный - на среднем течении Ангары, где нет европеоидной примеси; 2) палеосибирский - на верхнем течении Ангары и Лены и 3) европеоидный, просочившийся из Саяно-Алтая и смешавшийся с аборигенами. Область распространения этого типа в Прибайкалье ограничивается южными его районами, прилегающими к островкам степей или черноземных почв, цепочка которых тянется от Минусинского края до Канской степи примерно вдоль линии нынешней железной дороги [61]. Сходную картину мы наблюдаем и в Красноярском крае [62].

Итак, наличие северных бома, вернее, алакчинов и бикинов подтверждается. Этническое различие их с динлинами при расовом сходстве не должно нас ни удивлять, ни поражать. Распространены они были, вероятно, очень широко: от Алтая до Байкала, рассеянными группами, как многие другие сибирские племена.
...
[55] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 51, 59.
[56] Chavannes E. Documents sur les Tou-kiue (turos) occideiitaux // Сборник трудов Орхонской экспедиции. Т. VI. СПб., 1903. С. 29, прим. 4.
[57] Бичурин Н.Я. Собрание сведений... Т. I. С. 350.
[58] Там же.
[59] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С. 13.
[60] Там же. С. 353-354.
[61] Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. С. 58-61.
[62] Там же. С. 62.

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Воевода_Владимир
Зам.Админа
Зам.Админа


Зарегистрирован: Nov 12, 2005
Сообщения: 1409
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Янв 17, 2008 4:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Там же:
Цитата:
Выше мы уже говорили о динлинах, обитавших в "песчаной стране Шасай", т.е. на окраине Гоби [6]. Они же населяли Саяно-Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза" [7]. Эти выводы, построенные на основании письменных источников, нашли себе подтверждение и в археологии. Саяно-Алтай был родиной афанасьевской культуры, датирующейся приблизительно с 2000 г. до н.э. Антропологически афанасьевцы составляют особую расу. Они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. От современных европейцев афанасьевцы отличаются, однако, значительно более широким лицом. В этом отношении они сходны с верхне-палеолитическими черепами Западной Европы, т.е. с кроманьонским типом в широком смысле этого термина" [8].
...
[6] Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926. С. 11.
[7] Там же. С. 34-35.
[8] Дебец Г.Ф. Палеоантропология СССР. М.; Л., 1948. С. 65.

_________________
...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Григорьев
Администратор
Администратор


Зарегистрирован: Jun 16, 2005
Сообщения: 3415
Откуда: Москва (родом из Бурятии)

СообщениеДобавлено: Пн Янв 21, 2008 10:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересный обычай:
Цитата:
Что же касается динлинов, то культ погребения отличался у них особенной сложностью. Заботы об умершем не прекращались у них. иногда в течете многих лет, при чем гробницы устраивались в этих случаях так, чтобы покойника возможно было время от времена навещать. Делалось это с различными целями и, между прочим, дли соскабливания отгнившего мяса с костей . У некоторых родов динлинов трупы впрочем, сжигались. Распространен был также обычай не сразу предавать земли умершаго, а
предварительно хоронить труп или кости во временной гробнице до похорон, устраивавшихся всей общиной. Тогда вырывалась общая могила, в которой и слагались иногда останки сотни людей . Таково происхождение так называемых «маяков» — курганов обширных, размеров, заключавших общую могилу со множеством трупов . О погребении киргизов (хагясов) говорится лишь, что кости покойников собирались у них по прошествии года и тогда уже предавались земле . Засим надлежит еще заметить, что в некоторых случаях динлины воздвигали па могилах высеченное из камня или резанное из дерева изображение покойнаго — обычай, перенятый у них впоследствии тюрками .

Т.е. покойника навещали, имея намеренный контакт с гниющим-высыхающим телом... Я не встречал ранее такого...

_________________
Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Историко-культурологический форум Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.060 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.007 сек.