Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
Все прекрасно знают, что ежели скот не пометить, то перепутать его - раз плюнуть. Именно поэтому и были придуманы всевозможные способы метить своё мычащее, блеящее и прочее имущество.
В этой теме предполагается разговор о тамгах (они же тавро) о владельческих знаках, и о способах пожрезки ушей скоту.
Всё это ограничиваем территорией Предбайкалья и Забайкалья |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
На территории Прибайкалья и Забайкалья путешественники и этнографы не раз фиксировали наличие меток, знаков, рисунков, наличие которых на некотором объекте меняло отношение к нему у местных жителей. В отличие от словесной формулы знак давал физически существующий маркер принадлежности. Такие символы и рисунки выступали не только в роли юридических свидетельств собственности на имущество, но и элементами однозначной идентификации субъекта с указанием на отношение его к той или иной этнической среде. Одним из древнейших упоминаний можно считать по данным Н. Я. Бичурина, упоминанеи о том, что ими широко пользовались предки уйгуров-гаогюй уже во II в. до н. э. Они, как сообща-ется об этом в древнекитайских летописях, «на домашнем скоте вообще кладут метки; и хотя в поле пристанет к чужому, никто не возьмет его» [Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. I. M.–Л., 1950. С. 215.]. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
Среди описаний, оставленных европейцами, впервые сообщения о знаках родовых или владельческих мы находим у Избранда Идеса [Идес Избрант «Записки о русском посольстве в Китай». Издательство «Наука». Москва, 1957 г.], который описывал эвенков по пути в Китай. Он счёл знаки за украшение кожи: «Они прошивают кожу на теле нитками, смазанными чёрным жиром. После того как нитка пробыла в образовавшихся ранах несколько дней, её вытаскивают, остаются следы, образующие различный орнамент. Мало таких, у кого его нет» . «Различный орнамент» упомянутый Идесом мог включать в себя как информацию о роде, так и о самом носителе орнамента. К сожалению более подробных сведений он не оставил. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
Следующее описание обычая наносить татуировку у сибирских народов в европейской литературе упоминает англичанин Джон Белл, участник посольства капитана Л. В. Измайлова в Китай в 1719 – 1721 гг. Он пишет: «Я видел [среди тунгусов] много мужчин с овальными знаками вроде колец на лбу и щеках и иногда знаки, напоминающие ветви деревьев, идущие от угла глаз до рта. Они носят их, в детстве прокалывая эти части лица иглой, и натирают их древесным углем, после чего знаки остаются, пока жив человек». [Зиннер Э. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Иркутск, 1968. С. 52.] |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
В середине XVIII века выходец из Пруссии И. Л. Вагнер даёт нам информацию не только о наличии знаков на теле, но и о том, что они несут на себе функцию маркирования социального статуса: «Все тунгусы, как мужского, так и женского пола, имеют вышитые лица; знатные имеют больше фигур на них, чем все остальные. Вышивание делается на детях, когда им исполнилось полгода... Некоторые тунгусы имеют на своем лице изображение оленьих копыт, другие – полумесяца, еще другие – солнца или лука и стрел. Количество знаков, которые каждый по своему рангу может иметь на лице, твердо установлено. Самые знатные и богатые имеют знаки и на лбу, и это считается самым красивым». [Зиннер Э. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Иркутск, 1968. С. 229 – 230.] |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
Позже отмечаются сведения о том, что знаки рода наносятся не только на человека - родича, но и на всё имущество рода. В частности это отмечено у бурят. Примеры мы находим даже в эпических произведениях.
Например, кусок эпоса Айдурай Мэргэн:
Айдурай Мэргэн хүбүүн
Баруун гуяын болобол
Номон тамгаар
Тамгалүүлаhан гэжэ,
Эжи Мүнхэ хаанай
Эрхэ Сүйбэн тайжиие
Баруун хухэнэй доронь
Хурабша тамгаар
Тамгалуулаhан гэжэ,
Тэмдэгээ хаанынь
Yзэлсэхэ гэлэлэ.
Агуу Ногоон басаганиин
Ахайяа тамгаар
Тамгалуулаhан хүн,
Номон тамгаа үзүүлэбэл.
Здесь явно сказано, что жених и невеста сравнивают свои тамги, которые проставлены у них в разных местах и разного вида - лук и напёрсток.
А у сестры Айдурая - та же тамга как и у брата.
Эти тамги встречаются до сих пор, но уже на скоте. К счастью (или несчастью для исследователей) тамги на людях не ставят уже почти полтораста лет. А то было бы легче искать атаганов . |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
Пардон, сайт не дружит с моим бурятским...
Айдурай Мэргэн хYбYYн
Баруун гуяын болобол
Номон тамгаар
ТамгалYYлаhан гэжэ,
Эжи Мүнхэ хаанай
Эрхэ СYйбэн тайжиие
Баруун хухэнэй доронь
Хурабша тамгаар
Тамгалуулаhан гэжэ,
Тэмдэгээ хаанынь
Yзэлсэхэ гэлэлэ.
Агуу Ногоон басаганиин
Ахайяа тамгаар
Тамгалуулаhан хYн,
Номон тамгаа YзYYлэбэл.
и перевод:
Айдурай Мэргэн молодец,
Имевший на правом бедре
«Лук» тамгу,
Эжи Мунхэ хана
Дочь Эрхэ Суйбэн,
Имевшая под правой грудью
«Наперсток» тамгу,
Сличили свои метки.
Агу Ногон девица,
Имевшая тамгу брата,
Показала «лук» тамгу. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Григорьев Администратор
Зарегистрирован: Jun 16, 2005 Сообщения: 3415 Откуда: Москва (родом из Бурятии)
|
|
Andrey, а нет ли возможности тему проиллюстрировать фрагментами тел животных со знаками? _________________ Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
будет сделано. но попозжей |
|
Вернуться к началу |
|
|
songool Зангин цонгольских казаков (ЗабКВ)
Зарегистрирован: Nov 14, 2005 Сообщения: 250 Откуда: ulaanbaatar
|
|
хотелось бы узнать почему это вместо подписи ставили знаки видом лука со стрелою? хотя выходцы из монголии например наши цонголы подписали на старомонгольском. дословно перевдя русский "руку приложил" -"гар-ийан табиба". и в тоже время присутсвует упоминание знамени. _________________ я, сын бурят-монгольского народа. и это меня украшает. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
Заметка Лапкиной Натальи (Институт Этнологии и Антропологии РАН):
Телесные модификации у народов традиционных культур имеют не столько декоративный, сколько практичный характер. Наносимые на тело знаки: татуировки, порезы, рисунки, - являются способом социальной идентификации личности, свидетельствуют о занимаемом месте в сообществе, его статусе, значении, роли.
Нанесенные знаки при этом функционально исполняют роль текста, который читаем посвященными другими. Отметка на теле становится символической структурой, объясняющей самому человеку и другим кто он такой. Идентичность субъекта как бы записывается на теле, так например ритуалы обрезания и клитородиктомии воспринимаются рядом африканских народов (народ бамбара в Мали) как установление пола ребенка, через уничтожение черт противоположного пола. Таким образом, символическая отметка-порез становятся визуальным текстом, записывающим не только социальную, но и биологическую идентичность. Тело через знаки, наделяется смыслом, знаки кодируют информацию на теле.
Это своего рода «письменность тела», которая может быть прочтена. Текст тела при этом не является доступным для всех, он, как и язык, обладает кругом носителей, для которых семантика знаков открыта для прочтения и понимания. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Andrey Подъесаул
Зарегистрирован: Aug 14, 2006 Сообщения: 329 Откуда: Чита
|
|
В приведённом поэтическом тексте речь идёт о такой седой древности, что монгольский алфавит в то время мог и не существовать.
Кроме того, письменность распространена была неравномерно. Мы можем говорить о том, что в Монголии (соответственно у монгольских племён) письменность появляется чуть раньше, чем в Прибайкалье.
А текст про "руку приложил" имеет совсем смешной возраст в 200-300 лет, если это калька с русского.
Если это самостоятельное выражение - то, возможно, постарше. |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |