Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Cezare Модератор
Зарегистрирован: Сообщения: 37 Откуда: Ulaanbaatar
|
|
Являются ли калмыки отдельной нацией (этносом) или одним из монгольских племен, в силу исторических причин, оказавшийся у Каспиского моря? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Григорьев Администратор
Зарегистрирован: Jun 16, 2005 Сообщения: 3415 Откуда: Москва (родом из Бурятии)
|
|
Браво, Цезарь!
Я тут как раз на днях думал на эту тему - думаю, странно что еще не поднимали мы ее - просто мне очень интересен ответ на этот вопрос...
_________________ Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию...
/Я - Григорьев Денис Анатольевич.. Отзовитесь - Григорьевы, Шекуновы, Никитины, Сенотрусовы.../ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Воевода_Владимир Зам.Админа
Зарегистрирован: Nov 12, 2005 Сообщения: 1409 Откуда: Таганрог
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Cezare Модератор
Зарегистрирован: Сообщения: 37 Откуда: Ulaanbaatar
|
|
Монголы, живущие в Монгольской Республике и КНР, считают, что все монголоязычные народы – это монголы, различающиеся только по диалектам и племенным названиям. Для них халх, буряад, дервед, цахар, харчин, калмык суть только части единого целого. Но может быть, они ошибаются? Ведь если следовать их логике, русских, украинцев, белорусов следует называть русичами, а будет явным анахронизмом. Может быть, калмыки правы в том, что они являются отдельным народом (нацией) со своей особой культурой, историей и прочим? Полемику по данному вопросу и на счет идеи панмонголизма см. http://forum.freekalmykia.org/index.php?showforum=29 _________________ ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Воевода_Владимир Зам.Админа
Зарегистрирован: Nov 12, 2005 Сообщения: 1409 Откуда: Таганрог
|
|
Cezare
Скорее это один суперэтнос.
Хохлы и беларусы с нами то же один суперэтнос. И как бы Украина в Европу не лезла, ничерта у неё не выйдет - только люди горя нахлебаются. _________________ ...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Воевода_Владимир Зам.Админа
Зарегистрирован: Nov 12, 2005 Сообщения: 1409 Откуда: Таганрог
|
|
Точнее осколки одного моногльского суперэтноса.
Калмыки были ассимелированы в наш евразийский суперэтнос, который и евразийским называют, и русским. Но мне кажется такие названия весьма условны. Возможно я чего-то недоучитываю,тогда если кто подправит - буду благодарен. _________________ ...И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Сергеев_ЮВ Писатель
Зарегистрирован: Mar 04, 2006 Сообщения: 725 Откуда: Москва
|
|
Очень много материалов о калмыках в Яндексе, наберите "История калмыков".
http://dragast.narod.ru/his.html
К калмыцкому народу у меня самые добрые и благодарные чувства. Я и мой род обязаны самой жизнью калмыку пастуху. Бабушка моя осталась вдовой с 13 детьми на руках, тянула одна, ели ракушки, сусликов, лебеду, хлеб из мякины. Особенно тяжко стало зимой 1933 года, бабушка жила с детьми в маленьком хуторе Маркине. Дети начали умирать от голода... А рядом овчарня, стерег и кормил колхозную отару овец старик калмык. Овцы были на строгом учете.
Однажды ранним утром бабушка вышла в чулан (холодный коридор) перед хатой и видит там ободранного барана... На бульоне и мясе дети окрепли... Как только барана съели, появился второй, третий...
и так до самой весны. Уж как отчитывался пастух, бабушка не знает.
Но ее рассказ навсегда запал мне в душу. Низкий поклон всему калмыцкому народу!
Многие калмыки до революции были казаками, нынешний Президент из старинного казачьего рода, я хорошо знаю его отца-казака. А выселяли их потому во время войны, что калмыки дважды не присягают. Один раз присягнули Царю и всё... За эту верность они и стали неугодны комиссарам.
Мой дед Егор рассказывал, что в каждой казачьей сотне в империалистическую войну были калмыки-разведчики. Они не ели никогда соли и видели ночью. Зрение у них было особое. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Зоригтбаатар Редкий Гость
Зарегистрирован: Sep 04, 2006 Сообщения: 46 Откуда: Монгол Улс, Баян-Улгийский аймаг, Алтанцугц сум.
|
|
kalmiki mongoli bratya narod _________________ Амарын Зоригтбаатар
Монгол Улс, Баян-Улгийский аймаг, Алтанцугц сум.
zoridtbaatar@mail.ru |
|
Вернуться к началу |
|
|
saty Посетитель
Зарегистрирован: Oct 16, 2007 Сообщения: 3
|
|
согласна, калмыки часть монгольского мира.. имена, язык, традиции..
в россии буряты и калмыки наиболее родственные к монголам. |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
Родственность бурят и калмыков монголам вне всяких сомнений.
А вот из других народов России, судя по гуляющим в инете данным генетических исследований, ген монголоидности в наибольшем количестве выраженности (65 % кажется) присутствует у башкир.
У русских и татар выраженность этого гена что то порядка 3-5 % у русских, и кажется по максимуму где-то в районе 15 % у татар. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Юнкер Любитель
Зарегистрирован: Apr 13, 2007 Сообщения: 62 Откуда: Чугуев
|
|
Калмыков тоже очень уважаю!
Когда-то написал статью о чугуевских калмыках. Прошу строго не судить, все-таки писалось не для научного издания, а для газеты:
Потомки Чингисхана
Еще сто лет назад под Харьковом жили калмыки
Среди народов, населявших когда-либо Слобожанщину, калмыки продолжают оставаться, пожалуй, наименее известным сегодняшним ее жителям народом. Почти все помнят из школьной программы пушкинского «друга степей», но мало кто знает о существовании под Харьковом крупного калмыцкого поселения, о его роли и следе в истории нашего края.
Защитники Харькова
Прародина калмыков — Джунгария — находится в Западной Монголии. Когда-то их предки — племена ойратов — входили в войско Чингисхана. В XVII веке в поисках лучших пастбищ часть ойратов покинула родину и, совершив огромный переход, достигла приволжских степей — тогдашних юго-восточных рубежей Московского государства. Здесь ойраты и стали называться калмыками — от тюркского слова «калмак», что значит «отделиться». Буквально сразу же они добровольно приняли российское подданство и стали надежным щитом, защищавшим от набегов неприятелей российские границы. Причем не только приволжские.
В 1657 году Россия заключила с калмыками договор о военном союзе, согласно которому по первому призыву калмыки выставляли на помощь отряды и целые армии своей конницы, считавшейся практически непобедимой. Призыв не заставил себя ждать — Россия воевала с Польшей, не говоря уже о постоянных войнах с татарами и турками. С начала 1660 годов калмыцкие воины вместе с московскими стрельцами и казаками нашего знаменитого земляка — атамана Ивана Серка — участвуют во множестве сражений на территории Украины. Действуют против поляков и крымских татар, против перешедшего на сторону врагов гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко, обороняют украинские города и совершают победоносные походы в Крым.
Под Харьковом калмыки впервые появляются в 1676 году — с началом очередной русско-турецкой войны. В бою близ Чугуева калмыцкий отряд под предводительством знаменитого Мазан-Батыра — героя калмыцкого эпоса, чьи подвиги вот уже три столетия воспеваются в легендах и песнях калмыцкого народа — задержал продвижение вглубь страны турецко-крымских полчищ. Здесь же, под Чугуевом, русские полки, калмыцкие конники и донские казаки наголову разбили турецко-крымские войска летом 1679 года. А в сражении на реке Балаклейке русско-калмыцкое войско в том же году разгромило значительную армию, двинутую турецким султаном на Харьков и Чугуев. После этого значительных турецких вторжений на нашу землю больше не было. Бои тем не менее продолжались еще несколько лет, и лишь в 1681 году был подписан Бахчисарайский мирный договор, завершивший войны с турками и татарами конца XVII века. Однако история калмыцкого присутствия на Слобожанщине на этом не завершилась. Наоборот — она только начиналась.
Гроза татар и шведов
Одним из итогов войн против турок и татар стало бесспорное признание боевых достоинств калмыков как врагами, так и союзниками. Крымский хан не раз в своих письмах к турецкому султану, польскому королю и гетманам Правобережной Украины признавался, что он не может послать войска за пределы своих владений, так как «...опасен приходу калмыков... в Крым». А чигиринский полковник Карпов в своих письмах отмечал, что «Калмыков татаровя и турки боятца... А естли де калмыцкий приход в Крым будет, то тотчас татаровя, покиня турков, побегут в Крым... И естли... калмыков послать на Украину, и татаровя де бой их знают, и увидя их битца с ними не станут, побегут...»
Считавшие себя полновластными хозяевами степи, не боявшиеся ни запорожских казаков, ни польской конницы, татары были буквально ошеломлены противником, который оказался им явно не по зубам. В конном бою калмык мог легко «уделать» самого лихого татарина. «Сильны, малорослы, чрезвычайно быстры в движении, увертливы, необычайно дальнозорки, притом способны несколько дней не слезать с седла, переносить жажду и голод... умеют одинаково драться на коне и пешим, рубить саблей, резать ножом, стрелять из лука и ружья...» — так описывал калмыцких воинов современник.
Калмыки обладали еще одним очень ценным качеством. Верностью. Понятия чести и верности испокон веков высоко ценились у калмыцкого народа. Преданность друзьям до самопожертвования была у калмыков в крови. В общем, это были идеальные во всех отношениях союзники. Мысль поселить их у себя в тылу, в наиболее важных в стратегическом отношении пунктах, напрашивалась сама собой. Именно так и поступил русский царь Петр Первый, занявшийся «прорубанием окна в Европу» и не желавший отвлекаться на охрану многочисленных «окон» в агрессивную Азию.
Более других регионов от татарских набегов в то время страдала молодая Слобожанщина, ключевым постом обороны которой была достаточно мощная Чугуевская крепость. Именно в Чугуев в 1698-1700 годах царь Петр поселяет на казенное содержание калмыков, а также донских и яицких казаков. С этого времени берет начало знаменитая команда чугуевских казаков и калмыков — прообраз Чугуевского казачьего войска.
Не успев обжиться на новом месте, чугуевские калмыки и казаки вновь отправились в поход — взаимоотношения с Европой у царя Петра не заладились. Во время Северной войны, как записано в «журнале Петра Великого», «чугуевские казаки и калмыки своими набегами… много вредили неприятелю», участвовали во всех крупных сражениях и осадах и особо отличились при деревне Лесной в бою со шведами Левенгаупта. Кстати, некоторые историки утверждают, что именно тогда Петр Первый, восхищенный победой калмыцкой конницы над шведами, ввел в русской армии новый победный боевой клич, заменив латинский «виват» на знаменитое «ура» — от калмыцкого «уралан», что значит «вперед».
Блестяще зарекомендовав себя в боях не только с татарами, но и с регулярными европейскими армиями, чугуевская команда участвовала во всех внешних войнах России XVIII века. После одной из таких войн прусский король Фридрих Второй сказал: «Русская армия сильна наличием в ней калмыков, татар и казаков. Именно их и стоит опасаться больше всего».
Крещеные калмыки продолжали селиться в Чугуеве вплоть до середины XVIII века. За 25 лет только число калмыцких воинов в Чугуевской команде увеличилось более чем в четыре раза — с 49 человек в 1700 году до 214 — в 1725. В их числе были мурза, три ротмистра, четыре хорунжих, два есаула, писарь и 203 рядовых. А в 1728 году, как отмечает источник, в Чугуеве проживало 90 семей служилых калмыков.
Поскольку боевые навыки и искусство коневодства калмыков представляли несомненную ценность, правительство было заинтересовано в заселении ими Чугуева и стремилось удержать их в состоянии оседлости. Это видно даже по тому, как оплачивалась служба калмыков по сравнению со службой казаков. Если казаки получали по 10 рублей денежного жалования и по 5 четвертей — хлебного, то калмыки — по 25 рублей и 6 четвертей соответственно. Как видим, чугуевские калмыки находились на привилегированном положении. Правда, недолго. В 1748 году в связи с преобразованием команды в регулярный казачий полк жалование калмыков уравняли с казачьим. Некоторые калмыки, еще не крещенные и не обремененные браками с представительницами местного населения, обиделись на такую «несправедливость» и ушли из Чугуева обратно в приволжские степи. Впрочем, таких было немного, и на боеспособности полка это никак не отразилось.
А вот присутствие в Чугуеве калмыков на городе и его жителях отразилось еще как! Находясь на территории Слобожанщины, этот город стал во многом абсолютно уникальным не только потому, что не относился к ней административно, а во многом именно в силу калмыцкого фактора. Эту уникальность одним из первых заметил русский военный историк Александр Ригельман, современник и очевидец чугуевских калмыков. В своем знаменитом «Летописном повествовании о Малой России и ее народе и казаках вообще», он, в частности, пишет: «Что касается до природы, языка, обычая, жительства, обрядов поведения и одеяния, в том слободские жители обоего пола никакой от малороссийских народов отмены не имеют, кроме служащих гусарами в нынешних гусарских полках, их гусарского мундира. А чугуевцы почти еще все калмыцкого лица и знающи российского и калмыцкого языка. Впрочем поведения совсем козацкого, и носят платье такое ж, как донские козаки». Степные навыки и умения калмыков сказались и на хозяйственных занятиях чугуевцев — не случайно в конце XVIII века автор «Топографического описания Харьковского наместничества» отмечал, что чугуевские скорняки «всех по Украине одноремесленников превосходят» и что за шубы из овчин их выработки «покупщики» платили дороже, чем за шубы других скорняков. И уж совсем не случайно герб Чугуева в его первоначальном варианте украсили две скрещенные калмыцкие сабли.
Последние калмыки
…Прошли годы. Татарская угроза полностью миновала, и от военной службы калмыков отказались. В начале ХІХ века Чугуевский казачий полк был преобразован в регулярный уланский, а Чугуев стал местом грандиозного эксперимента — военных поселений. Полностью изменился облик города, изменилось и его население. Однако калмыки не спешили полностью в нем растворяться. За полторы сотни лет жизни вдали от своих степей они нисколько не утратили природных навыков обращения с лошадьми и оставались все такими же непревзойденными наездниками. Это искусство калмыков поразило воображение маленького чугуевца Ильи Репина, отец которого занимался торговлей лошадьми. Выросший в Чугуевской слободе, заселенной когда-то калмыками и названной в их честь Калмыцкой, уже будучи знаменитым на весь мир художником Репин писал в мемуарах: «Kaлмык c лoшaдью — oднa дyшa. Oпpoмeтью бpocившиcь нa лoшaдь, вдpyг oн гикнeт нa тaбyн тaк зычнo, чтo y лoшaдeй yшки нa мaкyшкe и oни c дpoжъю зaмpyт, ждyт eгo взмaxa нaгaйкoй, в кoнцe кoтopoй в peмнe вшитa пyля. Oдним yдapoм тaкoй нaгaйки мoжнo убить чeлoвeкa…» Или вот еще: «Лoшaдь yжe лeжaлa пoд кaлмыкoм, тяжeлo дышa. Kaлмык взмaxнyл в вoздyxe нaгaйкoй, и кoнь пoдcкoчил, вcтpяxнyлcя. И вдpyг cтaл извивaтьcя змeeй и мeтaтьcя в paзныe cтopoны, cтapaяcь cтpяxнyтъ c ceбя ceдoкa; и oпять нaчaлиcь дикиe пpыжки, взвивaниe нa дыбы и кoзeлки, чтoбы cбpocить нeпpивычнyю тяжecть. Kaлмык кpeпкo зaжaл кoня икpaми в шeнкeля и пoвepнyл eгo к вopoтaм. «Отвopяйть вopoтa!» — визжит кaлмык. Haгaйкa cвиcтнyлa, и кoнь мгнoвeннo пoлyчил c oднoгo мaxy пo yдapy c oбeиx cтopoн пo кpyпy. Oн пpыгнyл впepeд и пoнeccя в вopoтa. Kaлмык гикнyл нa вcю yлицy, эxo oтoзвaлocь в лecy зa Дoнцoм. Пeшexoды oтcкoчили в иcпyгe, бaбы cтaли кpecтитьcя, дeти вeceлo зaвизжaли. Kaлмык cтpeлoй пoнeccя пo бoльшoй дopoгe мимo кyзниц, зa Дoнeц... Cкopo и cлeд eгo пpocтыл, тoлькo cтoлб пыли виcит eщe в вoздyxe...
Чaca чepeз чeтыpe никтo нe yзнaл бы вoзвpaщaвшeгocя к нaшим вopoтaм кaлмыкa. Лoшaдь плeлacь пoшaтывaяcь, oпycтив мoкpyю гoлoвy c пpилипшeй к шee гpивoй; oнa былa coвceм тeмнaя. Kaлмык сидeл cпoкoйнo и cocaл cвoю кopoтeнькyю тpyбoчкy, пoдняв плocкoe лицo квepxy; глaзa eгo, «пpopeзaнныe ocoкoй», кaзaлocь, cпaли. Xopoшо oбoшлacь шкoлa, дoбpый кoнь бyдет…»
По словам старожилов, калмыки локально жили в Чугуеве вплоть до революции 1917 года. Вскоре коней вытеснили трактора и автомобили, калмыки оказались вовсе не у дел и окончательно смешались с местным населением. Однако и сейчас среди чугуевцев нередко можно встретить людей с типично калмыцкими чертами. Особенно — в районе города, называемом в народе по старинке — Калмыцкой слободой.
Калмык. Рисунок Ильи Репина, сделанный в Чугуеве в 1871 году
Первоклашки чугуевской школы, расположенной в бывшей Калмыцкой слободе. Современное фото
Артем Левченко, "Вечерний Харьков"
http://www.vecherniy.kharkov.ua/news/5002/ |
|
Вернуться к началу |
|
|
АндрейСафонов Есаул
Зарегистрирован: Feb 07, 2006 Сообщения: 2990 Откуда: Ангарск
|
|
Юнкер,
Артём, хорошая статья!
Очень интересная и главное познавательная.
Для меня лично было новостью узнать о калмыках в Чугуеве. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Юнкер Любитель
Зарегистрирован: Apr 13, 2007 Сообщения: 62 Откуда: Чугуев
|
|
Спасибо, Андрей
А о чугуевских калмыках и большинство ныне живущих чугуевцев ничего не знают... |
|
Вернуться к началу |
|
|
sanj Посетитель
Зарегистрирован: Mar 21, 2008 Сообщения: 1
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Зоригтбаатар Редкий Гость
Зарегистрирован: Sep 04, 2006 Сообщения: 46 Откуда: Монгол Улс, Баян-Улгийский аймаг, Алтанцугц сум.
|
|
Бид монгол-туурагтангууд
/ Монголия, Тува РФ., Калмыкия РФ., Бурятия РФ., Хазараджан Афг., Увурмонгол КНР./
халх,
баяд,
дурвуд,
хотон,
узэмчин,
ураанхай,
уулд,
захчин,
торгууд,
буряд,
монгольский хасаг,
хазар,
дархад,
бараг,
цаатан,
найман,
хэрэйд,
цахар / _________________ Амарын Зоригтбаатар
Монгол Улс, Баян-Улгийский аймаг, Алтанцугц сум.
zoridtbaatar@mail.ru |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять приложения в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
| |